Работая по проектной методике с использованием компьютерных технологий, я выбираю такое направление, как электронные проекты. Их целью является привлечение школьников к изучению немецкого языка через использование возможностей компьютера.
Электронные проекты выполняются учащимися самостоятельно по страноведческим темам с использованием информационно-технических средств во внеурочной деятельности.
Одним из видов электронных проектов является электронный буклет. Мне бы хотелось рассказать о его создании на примере "Путеводителя "Добро пожаловать в Сердобск!".
Современные учебники по немецкому языку насыщены страноведческим материалом. Это, конечно, радует. Листая страницы учебников, мы с учениками путешествуем по различным регионам Германии, изучаем улицы Берлина, восхищаемся достопримечательностями немецкой столицы, посещаем музеи. А что же наша страна? Информации о России, о родном крае, о городе, о природе, обо всём, что нас окружает недостаточно. Появляется потребность обращения к региональному компоненту. Это не только создаёт высокую мотивацию к изучению немецкого языка, но и наряду с другими предметами, в равной степени воспитывает чувство любви к Родине, бережное отношение к культурному наследию своего народа. Таким образом, у нас с детьми возникла идея познакомить иностранных граждан, интересующихся культурой России, с родным городом. После активного обсуждения темы и формы сообщения учащимися было решено сделать проект о Сердобске в форме электронного буклета - путеводителя "Добро пожаловать в Сердобск!" на немецком языке и разместить его в интернете на сайте нашей школы.
Задачи проекта:
- Познакомить учащихся с буклетами - путеводителями России и Германии и изучить принцип их создания.
- Активизировать необходимый языковой и речевой материал.
- Собрать материал о городе Сердобске на родном языке.
- Учить учащихся систематизировать собранный материал, переводить его с русского на немецкий язык.
- Изготовить буклет - путеводитель "Добро пожаловать в Сердобск!" и разместить его в интернете на сайте нашей школы.
Воспитательный потенциал:
- Развивать интерес учащихся к родному краю, воспитывать чувство патриотизма.
- Воспитывать активность учащихся, коммуникабельность со сверстниками.
Тип описываемого проекта - творческо-информационный, практико- ориентированный, межпредметный, региональный, групповой, средней продолжительности.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный:
- знакомство с буклетами - путеводителями России и Германии и изучение принципа их создания;
- активизация необходимого языкового материала и структур;
- распределение учащихся на три творческие группы по 4 человека:
- состав участников групп определялся такими критериями: уровень обученности, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы учащихся. В каждую группу входили учащиеся, умеющие работать с компьютерными программами Microsoft Office Word, ABBYY Fine Reader 8.0, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher; остальные участники групп готовили материал для проекта о Сердобске и его достопримечательностях на русском языке и переводили его на немецкий язык.
2. Поисковый: поиск и сбор фактического материала из книг О.Тимошиной и С.Маркина "По страницам истории Сердобского края" и "Есть в России город Сердобск"; из интернета: www.serdobsk.ru.
Участники проекта искали физические карты России и Сердобска, новый герб Сердобского района, план города, фотографии с городскими достопримечательностями, взаимодействовали с районным отделом статистики, архитектурой.
3. Технологический: оформление проекта.
Подготовив своё задание, каждая группа приступила к работе на компьютере:
- ученики сканировали (компьютерная программа ABBYY Fine Reader 8.0) цветные фотографии из книги "Есть в России город Сердобск" и план города;
- печатали краткие комментарии к слайдам (компьютерная программа Microsoft Office Word);
- с помощью компьютерной программы Microsoft Office Power Point учащиеся создавали слайды о родном городе, на которых разместили всю собранную и обработанную информацию: дату основания города, его географическое положение, символику и план города с точным указанием маршрута, по которому надо идти или ехать, чтобы посетить все исторические места, названия достопримечательностей города с их фотографиями, краткими комментариями и адресами;
- оформление проекта в программе Microsoft Office Publisher; этот этап работы выполнялся в программе уже знакомой ученикам: они имели опыт оформления открыток, приглашений; предстояла более сложная работа - выпуск проекта в форме буклета - путеводителя по нашему городу для иностранных туристов. Совместно было обсуждено содержание буклета, (т.к. не вся компьютерная презентация вошла в буклет), размещение материала.
В буклет вошли слайды:
- титульный;
- план города, обозначающий туристический маршрут по историческим местам;
- городские достопримечательности;
- адрес нашей школы.
4. Презентация проекта - это виртуальная экскурсия по городу. Использование компьютерных технологий имеет большое преимущество: каждый участник проекта получил заранее отпечатанный буклет и смог хорошо подготовиться к защите. Просмотр слайдов сопровождался подробными рассказами о достопримечательностях города на немецком языке для воображаемых иностранных гостей.
5. Выражение своего мнения о проекте в целом: что понравилось, что не понравилось, что доставило особое удовольствие, обмен впечатлениями. Работа каждой творческой группы заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен большой творческий труд детей.
6. Размещение проекта в интернете на сайте нашей школы.
7. Проект можно использовать на краеведческих уроках, внеклассных мероприятиях, в работе кружка иностранного языка.