Цели:
- Образовательные:
- повторение и систематизация знаний о словосочетании, об односоставных предложениях;
- совершенствование навыка синтаксического разбора словосочетания и односоставного предложения;
- Развивающие:
- развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
- воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
Всякому человеку, для того чтобы
действовать,
необходимо считать свою деятельность важною и
хорошею.
Л.Толстой
1. Чтение эпиграфа учителем
Давайте будем считать нашу деятельность важною и хорошею и начнем действовать.
2. Орфоэпическая разминка
Урок русского языка сегодня начнем с орфоэпической разминки: включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить.
3. Сообщение темы и задач урока
Итак, мы сегодня повторим, закрепим и углубим наши знания по темам «Синтаксис словосочетаний и односоставного предложения». А все это для того, чтобы облегчить сдачу ЕГЭ.
4. Работа с текстом
С чего начинается Родина
(1)В мои школьные годы
патриотическое воспитание неизменно писалось
через дефис с «военно» и предполагало довольно
ограниченный набор мероприятий: походы по местам
боев, посещение музеев боевой славы, встречи с
ветеранами.
(2)По мне, пусть себе «патриотизм» будет
«военным»: нужно только оговорить, с кем или,
лучше, за что воевать. (3)А «воевать»
сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за
язык. (4)Русский язык. (5)Не боясь
быть банальной, процитирую хрестоматийное:
«Истинная любовь к своей стране немыслима без
любви к своему языку». (6)Мы же теряем
его...
(7)Ладно, когда дети «рдевшие ланиты»
понимают как «покрасневшие уши». (8)Хуже,
когда от школьников узнаешь, что быть порядочным
человеком – это значит ставить каждую вещь на
свое место, а «алчный» – участвующий в
популярном шоу...
(9)Но, может, самое грустное, что даже
дети постарше не понимают значений слов
«благородный?;, самоотверженный», а также
«тщеславный», «корыстный», «коварный»,
«вероломный» – им хочется двух слов:
«хороший» и «плохой». (10)(Даже
Эллочке-людоедочке из «12 стульев» нужно было
тридцать.)
(11)Можно, конечно, сказать, что это всего
лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не
знающий слова «милосердие», никогда не поможет
ближнему и, наоборот, знающий его непременно
станет добрее. (12)Это так, но речь не том,
чтобы научить детей говорить «метко», а о том,
чтобы сделать нас народом. (13)Напомню
еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк
сущий в ней язык...»
(14)Но русский язык сокращается, как
шагреневая кожа, уходит, как вода – в песок. (15)Почему?
(16)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить,
откуда язык приходит. (17)Из общения и
чтения. (18)Но дети и родители сегодня
разобщены. (19)Что касается чтения, то тут
и говорить нечего. (20)Сегодня «воевать»
за русский язык – значит бороться и за
литературу, на нем написанную.
(21)В десне нашего детства на вопрос: «С
чего начинается Родина?» – давался ответ: «С
картинки в твоем букваре». (22)Не знаю,
какая именно картинка имелась в виду. (23)Важно,
что Родина начинается именно с букваря.
По И.Кабыш
1) Выразительное чтение текста. Читаем и думаем над следующими вопросами:
– О чем текст? Какова его тема? (Родина,
любовь к Родине.)
– Какова главная мысль текста? (Любовь к
Родине начинается с любви к своему языку.)
– А как бы вы сформулировали проблему, над
которой размышляет автор? (Проблема сохранения
языка, бережного к нему отношения.)
2) Каждая группа получает задание.
I. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?
1) Человек, не тающий слово «благородный», не
может проявлять благородство.
2) Незнание родного языка, особенно лексики,
мешает добиться успеха в какой бы то ни было
области деятельности.
3) Люди, не владеющие родным языком, теряют то,
что объединяет их в народ.
4) Военно-патриотическое воспитание в школе не
имеет смысла.
– Закончите предложение:
Автор утверждает, что... («люди, не владеющие
родным языком, теряют то, что объединяет их в
народ».)
Автор призывает нас, читателей... (бережно
относиться к русскому языку, любить его.)
II. Определите стиль и тип речи. Объясните:
1) художественный стиль; повествование;
2) научно-популярный стиль; рассуждение;
3) разговорный стиль; описание;
4) публицистический стиль; рассуждение.
– Текст написан в публицистическом стиле. Определим речевую ситуацию: 1 – много; официальная обстановка; цель – воздействие на читателя для пропаганды общественно значимых идей. Приметы стиля: восклицательные предложения, вопросительные предложения, фразеологизмы, морально-этические слова. Тип речи – рассуждение: автор отвечает на вопрос «Почему надо “воевать” за русский язык?»; приводит аргументы и делает вывод.
III.
(12)Но, может, самое грустное, что дети не
понимают значений слов «благородный»,
«самоотверженный», а также «тщеславный»,
«корыстный», «коварный», «вероломный»...
(13)(Даже Эллочке-людоедочке из «12 стульев» нужно
было тридцать.)
(16)Не боясь быть банальной, процитирую
хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку».
(17)Но русский язык сокращается, как шагреневая
кожа, уходит, как вода – в песок.
1) эпитет 3)
антонимы 5) цитирование
2) метафора 4) сравнение 6) синонимы
– Синонимы, метафора, цитирование и сравнение.
3) Чтобы выполнить задания В3, В4, повторим синтаксис словосочетания и односоставного предложения.
5. Лингвистические ассоциации
– Какие языковые ассоциации возникают у вас
в связи с темой «Синтаксис словосочетания»? (Глагольные,
именные, наречные; согласование, управление,
примыкание.)
– А в связи с темой «Синтаксис односоставного
предложения»? (Определенно-личное,
неопределенно-личное, обобщенно-личное,
безличное, назывное.)
6. Повторение словосочетания
6.1. Поработаем со словосочетаниями.
– Среди данных словосочетаний назовите
«лишние». Объясните. (На свое место, чтобы
научить, язык сокращается, узнав смысл, нас
народом, значений слов, только
оговорить, сегодня вечером, научить говорить,
более хрестоматийное.)
– Что называется словосочетанием?
– На какие группы можно поделить данные
словосочетания? Почему? (На 3: именные,
глагольные, наречное; по типу связи:
согласование, управление, примыкание.)
– Какой тип связи называется согласованием?
Пример?
– Какой тип связи называется управлением?
Пример?
– Какой тип связи называется примыканием?
Пример?
6.2. Задание. Из данных словосочетаний
1) в школьные годы
2) неизменно писалось
3) быть банальной
4) ограниченный набор
5) рдевшие ланиты
6) теряем его
7) со значением слова
8) призывать беречь
9) удивляться алчности
10) двух слов
11) теряем пользуясь
12) два слова
13) желание сохранить
14) его взгляд
15) откуда приходит
Выберите словосочетания со связью.
1-я группа: согласование.
– Что значит «рдевшие ланиты»? (Красневшие
щеки.)
– Какой вид подчинительной связи называется
согласованием?
2-я группа: управление.
– Что такое «алчность»? (Жадность, корысть.)
– Какой вид подчинительной связи называется
управлением?
3-я группа: примыкание.
– Почему не выбрали «порядочный человек»?
Что значит быть порядочным человеком?
– Какой вид подчинительной связи называется
примыканием?
– Словами каких частей речи может выражаться
зависимая часть? (Инфинитив, сравнительная
степень, наречие, деепричастие, притяжательные
местоимения 3-го лица.)
– Почему в словосочетаниях его взгляд, люди
умнее (берегут язык) связь – примыкание, а два
слова – управление?
6.3. Все группы получают один набор из 10 словосочетаний и распределяют на три группы; называют только № словосочетания. (Учащиеся не знают, что у них один набор.)
1) никогда не поможет
2) довольно ограниченный
3) посещение музеев
4) истинная любовь
5) процитирую хрестоматийное
6) ее место
7) в популярном шоу
8) начинается с букваря
9) не так важно
10) к своему языку
Согласование: 1. 4, 7, 10.
Управление: 2. 3, 5, 8.
Примыкание: 3. 1, 2, 6, 9.
– Проверим, если есть ошибки. Объясняем.
– По каким законам происходит соединение слов
в словосочетание?
– Какой вид связи называется согласованием?
– Какой вид связи называется управлением?
– Какой вид связи называется примыканием?
– Найдите в предложении 21 словосочетание со
связью примыкание. Нет? А какие словосочетания
есть?
6.4. Проверочная работа.
– Обозначить главное слово, определить тип связи слов в словосочетаниях.
Слабые учащиеся: Остальные учащиеся:
1) откуда приходит
1) ее счастье
2) двенадцати стульев
2)
удивительных вещей
3) посещение
музеев
3)
пятьдесят шесть лет
4) воевать сегодня
4) очень странно
5) патриотическое воспитание
5) однокоренными словами
– Для чего нужны словосочетания? (Из словосочетаний образуются предложения.)
7. Синтаксический разбор предложений
7.1. Чтобы понять, что русский язык сокращается, нужно вспомнить, откуда язык приходит. Из общения и чтения. И сегодня воевать за русский язык – значит бороться за литературу, на нем написанную.
– Перед вами 3 предложения. В чем их
принципиальное отличие друг от друга? (1 –
сложное: 2 и 3 – простые; 2 – неполное.)
– Записываем 1 предложение, разбираем. (4
части: 1 и 3 – односоставные, безличные; 2 и
4 – двусоставные)
7.2. – Какие предложения называются
односоставными?
– На какие группы делятся односоставные
предложения?
– Что нужно для того, чтобы быстро и верно
определить вид односоставных предложений? (Уметь
быстро находить грамматическую основу и
определять способ ее выражения.)
– Какое сказуемое возможно в
определенно-личном предложении? (Глаголы 1-го и
2-го лица.)
– Какое сказуемое возможно в
неопределенно-личном предложении? (Глаголы в
3-м лице, глаголы в прошедшем времени.)
– Какова особенность безличного предложения?
(В нем нет и не может быть подлежащего.)
– Какие предложения называются назывными?
7.3. Тест (компьютерный). В данных предложениях подчеркните сказуемые и определите способ его выражения. Определите вид предложений.
1. Вспоминаю прошлое.
2. Русский язык.
3. Необходимо относиться к русскому языку
бережно и любовно.
4. Думая о языке, изучайте его.
5. Век живи – век учись.
6. Труднее найти односоставное предложение в
составе сложного.
– Действительно труднее. Что для этого нужно сделать? (Найти основы, посмотреть способ выражения сказуемого.)
7.4. – Попробуем?
1. По мне, пусть себе патриотизм будет
военным, нужно только оговорить, с кем воевать.
2. Речь не о том, чтобы научить детей говорить
«метко», а о том, чтобы сделать нас народом.
3. Чтобы понимать человека, надо уметь
поставить себя в его положение. – Попробуем
поставить себя наместо выпускника, выполняющего
задания ВЗ и В4 ЕГЭ.
8. – Вернемся к тексту.
1. Задание В3. Определите тип подчинительной
связи в словосочетании ПИСАЛОСЬ ЧЕРЕЗ ДЕФИС
(предложение 1).
2. Задание В4. Среди предложений 1–6 найдите
безличные, в том числе в составе сложных
предложений. Запишите номера этих предложений.
9. Итог урока
– Мы убедились в правоте слов Л.Толстого: «Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею».
10. Оценивание
11. Задание на дом:
1) подобрать 1(2) аргумента для подтверждения
авторской позиции, используя односоставные
предложения;
2) задания В3, В4 (1–5 варианты любого издания
контрольно-измерительных материалов).