Тема урока: Дорогами сказок.
Цели урока:
- развитие ребенка через его самостоятельную познавательную деятельность;
- развитие музыкальности и артистичности;
- воспитание лучших человеческих качеств;
- реализация способностей учеников;
- обогащение словарного запаса учеников, работа со словарными словами;
- развитие интереса к устному народному творчеству.
Задачи:
- обобщение полученных знаний и применение их на практике;
- воспитание радости от процесса творчества, от собственных маленьких открытий;
- формирование навыков коммуникативного характера;
- формирование устойчивого познавательного интереса к предмету;
- уметь рассуждать, выстраивать логические цепочки, выражать свои мысли, вести диалог;
- уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга;
- делать анализ литературного произведения.
Оборудование:
- задания каждой группе;
- выставка книг;
- ленты дорог, волшебный клубочек;
- музыкальные отрывки из знакомых детям сказок;
- иллюстрации сказок;
- раздаточный материал;
- текст частушек;
- сценарий сказки, кадры из мультфильма;
- костюмы.
Ход урока
Ученик.
Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждем поджидаем,
Сказку – урок начинаем!Припасли мы вам забавушек
На всякий вкус.
Кому правда, кому сказка,
Кому песенка!Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Тогда приглашаем в страну сказок!
Учитель. Многие считают, что в жизни нет чудес. Но чудеса окружают нас повсюду. Чтобы попасть в волшебную страну, надо пройти много дорог, выбирая то, что вам по душе. Пусть солнышко освещает ваш путь, а вы сами будете как его лучики. Дарите тепло, добро близким людям и друзьям. И чудо свершится. Для этого нужно всем немного - всего лишь доброта, которая способна творить чудеса. Не случайно во всех сказках добро побеждает зло.
Ученик.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьках в туманах.А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит.
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы,
Вмиг Сивка-Бурка приснится.А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Учитель. Сказки - это занимательные рассказы о необыкновенных приключениях. Сочинялись в глубокой древности, передавались из уст в уста.
- Когда впервые были записаны сказки? (В XVI в.)
- А собирать и изучать их стали… (В IXв.)
- Как вы думаете, ребята, почему сказки, сложенные народом давно, живут и сегодня?
- Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)
- О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом. О лисе, волке, медведе, зайце и коте.)
- А как животные в сказках ведут себя? (Животные в сказках говорят, как люди. Их повадки напоминают людские привычки, черты характере.)
- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом.)
- Какие еще есть сказки кроме народных? (Авторские, сочиненные писателями.)
Ребята, вас ожидает много дорог. Посмотрите, здесь что-то написано.
Учитель (читает записку): «Чтобы попасть в страну сказок, надо пройти много дорог, выполнить много заданий». Отгадайте загадку:
Его за конец на пол кинешь,
А с пола за конец не подымешь.
(Клубок.)
Молодцы! Отгадали загадку. Берите этот клубок и идите туда, куда он укажет. И вот мы с вами на перекрестке дорог. В русских сказках на перекрестке стоит камень - путеводитель: «Направо ехать – коня потерять, прямо ехать – женатым быть, налево ехать – коня спасти». Как и героям сказок, нам с вами предстоит выбрать дорогу, по которой нам лучше идти. В добрый путь!
Дети берут клубок и подходят к «дорогам». Это ленты, на которых написаны слова: доброта, красота, верность, нежность, трудолюбие, честность, смелость, дружба, любовь, скромность, надежность. А на другой ленте: зависть, лесть, эгоизм, хитрость, жестокость, бессилие, предательство, уныние, жадность, месть. Ученики выбирают дорогу, кидают клубок и идут по ней, объясняя свой выбор.
Если вы вспомните сказки, то в них главным героям очень часто предлагалось пройти три испытания. Вот и вас ждет первое испытание: сейчас вы услышите музыкальные отрывки из сказок. Ваша задача - отгадать, из какой сказки музыкальный отрывок.
Проведение музыкальной викторины
- А теперь я приглашаю вас в удивительную страну под названием «Сказка».
- Сегодня у нас будут работать три группы: Киностудия «Союзмультфильм», Издательство «Просвещение», «Что? Где? Когда?».
Цель первой группы – по готовому сценарию сделать монтаж и озвучивание мультфильма.
Цель второй группы (корректоров) - исправить многочисленные ошибки юных авторов, которые присылают свои произведения в издательство.
Цель третьей группы - ответить на сложнейшие вопросы телезрителей.
Каждую группу ждут сказочные задания. Сказочный результат мы увидим в конце сказочного урока. Желаю удачи!
Киностудия «Союзмультфильм»
1. Прочитайте сценарий мультфильма. (Приложение 1)
2. Расположите по порядку кадры мультфильма, пронумеруйте и склейте. (Приложение 4)
3. Распределите между собой роли и озвучьте мультфильм.
Издательство «Просвещение»
Задания для группы в Приложении 2.
Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»
1. Соедините стрелками имя героя сказки и сказку, в которой он встречается.
Карабас Барабас |
«Каникулы в Простоквашино» |
||
Золотая рыбка |
«Каша из топора» |
||
Дядя Федор |
«Гуси-лебеди» |
||
Солдат |
«Федорино горе» |
||
Котенок Гав |
«Золушка» |
||
Яблонька |
«Муха-Цокотуха» |
||
Посуда |
«Буратино» |
||
Хрустальная туфелька |
«Белоснежка и семь гномов» |
||
Тетерев |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
||
Щенок |
«Середина сосиски» |
||
Коза |
«Винни-Пух и все-все-все» |
||
Гномы |
«Волк и семеро козлят» |
||
Пятачок |
«Лиса и тетерев» |
||
Элли |
«Волшебник Изумрудного города» |
2. Закончите крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:
Поди туда – не знаю куда. … …
Скоро сказка сказывается, … …
Я там был, мед-пиво пил, … …
Это все присказка, … …
В некотором царстве, … …
Жили-были … …
3. Подберите рифмы.
Старый замок в гуще леса
В этом замке спит…Лес дремучий замок прячет:
Принц отважный к замку …Ясно всем, что дальше будет:
Принц красавицу …Сказка называется «Спящая …».
Заяц в нем, а в зайце …
На Кощея утка зла.
В ней яйцо, а в нем - …
Кто иглу тайком достанет,
То сильней Кощея …Нет настроенья у Бабы Яги:
Встала не с той, вероятно …
Смотрит на лешего, как на врага,
Страшно сердитая …
Леший бы мог разозлиться в ответ -
Он же нарвал незабудок …
Злая колдунья оттаяла сразу,
Даже цветочки поставила в …
4. Блиц-турнир. Викторина, которая покажет нам, насколько хорошо вы знаете сказки.
- Как звали девочку, попавшую в страну чудес?
- Как звали злодея, из-за которого детям нельзя в Африку?
- Веселый медвежонок, сочинявший ворчалки, пыхтелки.
- Герой сказки, за которого все делала щука.
- Кто угощал лису похлебкой из кувшина?
- Кто поймал стрелу Ивана Царевича?
- Девочка с голубыми волосами.
- Крошка-зверек, который боялся того, кто сидел в пруду.
- Что купила Муха-Цокотуха на базаре?
- Чем ловил рыбу в проруби волк?
- От кого убежала вся посуда?
- Старуха, вредившая Гене и Чебурашке.
- Что потеряла Золушка, убегая с бала?
5. Решите ребус. Отгадайте название сказки.
6. Назовите жанры устного народного творчества.
Презентация проектов
Киностудия «Союзмультфильм» презентует сказку, распределяет роли и озвучивает ее (литературное чтение). Вспоминаем такие понятия, как сценарий, пьеса.
Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» презентует свою работу.
Учитель. А теперь - музыкальная пауза. Знатоки предлагают вашему вниманию сказочные частушки.
Накануне у Яги
Подгорели пироги.
Потому Яга и встала
Поутру не с той ноги.У Бессмертного Кощея
Шея с каждым днем тощее.
И не ест он и не пьет,
Василису в гости ждет.Чтоб не мерзли на снегу
Ноги у избушки,
Ей купила на меху
Валенки старушка.В день рождения Иван
Подарил Яге диван.
Яга на нем летает.
А ступа отдыхает.Кот-баюн купил расческу.
Челка вьется до бровей,
Рекламирует прическу
«Я у мамы дуралей!»В древнем замке, за камином
Жили две перчатки.
Они с кошками играли
В салочки и прятки.
Презентация проекта Издательства «Просвещение». (Приложение 3)
Учитель. Чем закончилась сказка? (Добро победило зло.)
- Кто написал эту сказку? (Корней Иванович Чуковский.)
- Сегодня мы с вами совершили маленькое путешествие по дорогам сказок, вспомнили, что сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки начали сочинять в глубокой древности и сказки эти - народные. А те сказки, которые сочиняли писатели, называются авторскими.
В волшебных сказках происходят чудеса, волшебные приключения, есть традиционные зачин и концовка, троекратные повторы.
В бытовых сказках чудес нет. Зато есть противопоставление слабого и сильного, бедного и богатого. В конце сказки всегда торжествует справедливость.
В сказках о животных высмеиваются человеческие пороки. Животные наделены чертами характера человека.
Но в конце любой сказки добро побеждает зло.
Рефлексия
Учитель. Что вам показалось наиболее интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Узнали ли вы то, что вам может пригодится в жизни?
На ваших партах лежат картинки. Подумайте, пожалуйста, всей группой и прикрепите на доску одну картинку, которая выразит ваше общее настроение.
Все народы в своих сказках рассказывают о лучших человеческих качествах и высмеивают недостатки и пороки. С детства сказка нас учит только хорошему. Давайте еще раз вспомним, что написано на той дороге, по которой нам с вами нужно идти. (Называют.)
И помните: от нас самих зависит, по какой дороге мы пойдем и куда, к чему мы придем.
Ведь ты – человек.
Ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай!
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми? Не бывает дороги простой…