Цель: обобщить знания по ПДД
Задачи:
образовательные: повторить правила поведения в общественном транспорте, закрепить знания по правилам дорожного движения и названия дорожных знаков, совершенствовать умение решать на модели дорожные ситуации, активизировать словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток);
развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
воспитательные: продолжать формировать социальные компетентности (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера), побуждать желание соблюдать ПДД.
Материалы:
- Автобусные билеты (кружочки красного, желтого, зеленого цвета) по количеству детей, руль, маска - автобус, знак «Автобусная остановка»;
- 3 мольберта, в правом верхнем углу которых расположены по одному кругу, соответственно красного, желтого, зеленого цвета; модели и детали моделей дорожных знаков, иллюстрации с изображением АЗС, школы, кафе, пешехода, велосипедиста, автомобиля, изображение контуров транспортных средств;
- модель проезжей части (перекрестка); рули, маски – автомобили, круги красного, желтого, зеленого цвета по 2 шт. (светофор), разноцветные прямоугольники (коврики) по количеству детей.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель (В.): На этом занятии мы отправимся в путешествие в страну Правил дорожного движения. Но сначала давайте поприветствуем друг друга.
Игра «Приветствие рукопожатием»
Цель: развитие коммуникативных навыков, создание положительного эмоционального настроя.
Ход игры. Дети стоят в кругу. По первому сигналу (по хлопку) нужно поприветствовать рукопожатием как можно больше одногруппников, по второму сигналу (по хлопку) – снова встать в круг.
В. Сейчас мы с вами на автобусе отправимся в страну Правил дорожного движения. Как вы думаете, где находится наш автобус?
Дети показывают.
В.: Как определили?
Дети (Д.): Там стоит знак «Автобусная остановка».
В.: Прежде, чем сесть в автобус, давайте выберем водителя.
Игра «В автобусе»
Цель: повторить правила поведения в общественном транспорте.
Ход игры. Водитель садится на отведенное для него место, надевает маску - автобус и берет руль. Остальные дети садятся в «салоне» автобуса (на стульчиках, расставленных в два ряда по два слева и справа по количеству детей). Два первых стула стоят спинками к водителю (для кондуктора – воспитателя и для Бабы Яги).
В.: Все заняли свои места, можно отправляться.
Вбегает Баба Яга.
Баба Яга (Б. Я.): Подождите, подождите меня. Здравствуйте, ребята. Можно я с вами прокачусь? А то у меня сломалась метла, и я ее сдала в ремонт. А вы куда едете?
Дети отвечают.
Б.Я. Это как раз то, что мне нужно. Мне пришлось несколько раз перебегать дороги, пока искала мастерскую, чтобы метлу сдать в ремонт, и почти каждый раз чуть не попадала под колеса какой-нибудь машины. Я теперь вообще боюсь ходить по улицам.
В.: А вы, ребята, тоже боитесь?
Д. Нет, потому что мы знаем правила дорожного движения.
В.: Познакомите Бабу Ягу с правилами дорожного движения?
Б.Я.: Ой, ребята, если вы меня научите, как правильно переходить улицу, то я вас чем-нибудь вкусным угощу. А пока посижу, семечки пощелкаю.
В.: Похоже, что Баба Яга еще и не знает правила поведения в общественном транспорте. Ребята, расскажите нашей гостье, как нужно вести себя в общественном транспорте. У нас получилось две команды (слева и справа). Придумайте каждая себе название.
Теперь, каждая команда по очереди будет называть одно из правил поведения в общественном транспорте. Какая же команда их перечислит больше?
Дети называют правила.
В.: Каждой команде я задам по дополнительному вопросу:
- Кто такие пешеходы?
- Кто такие пассажиры?
Итак, правила повторили – можно ехать. Я в это время, на правах кондуктора, раздам билетики (красные, желтые и зеленые кружочки).
Дети сами выбирают себе кружок определенного цвета.
В это время звучит музыка.
В стране Правил дорожного движения
В.: Мы прибыли в страну Правил дорожного движения. Сейчас мы выйдем из автобуса и пройдем в сквер Знатоков, где вы выполните несколько заданий, а Баба Яга, будет внимательно смотреть и запоминать правильные ответы.
Задание 1-й группе: У кого красные билеты, подойдите, пожалуйста, к мольберту с красным кругом. (Билеты складываются в файлы, прикрепленные к мольберту с обратной стороны)
Кто, по какой дорожке должен передвигаться? Покажите цветными стрелками путь каждого (пешехода, велосипедиста, водителя автомобиля). [1]
Задание 2-й группе (Задание на мольберте с желтым кругом, его выполняют дети, взявшие желтые билеты):
Какие дорожные знаки должны стоять перед изображенными школой, кафе. АЗС? Выберите подходящий дорожный знак.
Задание 3-й группе (Задание на мольберте с зеленым кругом, выполняют дети, у которых зеленые билеты.)
Поставьте соответствующие дорожные знаки. [2]
После выполнения задания, выберите из группы того, кто будет отвечать.
(Заслушиваются ответы детей, при необходимости корректируются)
Игра «Собери из деталей модель дорожного знака»
Цель: закрепить умение детей из деталей моделировать дорожные знаки, повторить их названия.
Ход игры. В.: Для этой игры вам нужно разделиться на группы. На полу лежат обручи. Как только зазвучит музыка, вам следует быстро подойти к одному из них, но так, чтобы возле каждого стояло по 4 человека.
Звучит музыка, дети подходят к обручам. Музыка останавливается.
В.: Выберите одного посыльного. Посыльные подойдут ко мне и возьмут конверты с деталями. Каждой группе нужно в обручах из деталей собрать дорожные знаки, а потом назвать их, после этого сложить обратно детали в конверт.
Дети, сидя на полу, собирают из деталей модели дорожных знаков, затем по очереди дают им названия.
В.: Посыльные, пожалуйста, принесите мне конверты.
Воспитатель одному ребенку дает поручение: убрать обручи.
Игра «Светофор» (динамическая пауза)
Цель: развивать внимание и умение быстро реагировать на сигналы.
Ход игры. Дети становятся в круг друг за другом. Выбирается ведущий. Ведущий называет один из сигналов светофора, дети в соответствии с ним выполняют действия: красный, желтый – стоят, зеленый – идут по кругу. Ведущий может не по порядку называть сигналы светофора и выполнять несоответствующие движения, чтобы запутать детей.
В.: Сейчас мы поиграем еще в одну игру. Ой, не могу найти главные предметы для этой игры (делает вид, как будто ищет их). Да это, наверно, Баба Яга их куда-то спрятала! Отдай их нам, Баба Яга, пожалуйста.
Б.Я.: Отдам, но только сначала отгадайте мои загадки:
1. По обочине дороги
Как солдатики стоят.
И мы строго выполняем,
Все что нам они велят. (Дорожные знаки)2. Полосатая лошадка, ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)3. Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня друзья? (Светофор)
В.: Ребята в этом сквере можно посидеть на ковриках. (Воспитатель раскладывает коврики – картонки слева на полу, а Баба Яга - справа, по одинаковому количеству, чтобы разделить детей на 2 группы. Сначала игра проводится с детьми первой группы, а потом – второй.) Займите каждый по одному коврику.
Сюжетно-дидактическая игра «Перекресток»
Цель: закрепить правила перехода проезжей части на перекрестке, продолжать учить выполнять действия в соответствии с ролью, развивать коммуникативные качества.
Ход игры. Выбираются 2 человека – светофоры, им даются сигналы светофора (красный, желтый, зеленый), несколько водителей автомобилей, им надеваются маски-автомобили, остальные дети – пешеходы. На полу лежат пересекающиеся два полотна, имитирующие проезжую часть (перекресток). Дети занимают соответствующие места, и по сигналу воспитателя начинается игра: «Светофоры» показывают определенные сигналы. «Автомобили», для которых горит красный сигнал – стоят, а пешеходы переходят проезжую часть, зеленый – едут, пешеходы стоят.
Игра «Скажи правильно или нет?»
Цель: закрепить умение определять, в каком случае было нарушение ПДД, а в каком нет, продолжать учить решать проблемные ситуации.
Ход игры. Дети садятся на коврики. Воспитатель по очереди с Бабой Ягой называют ситуации (или вместе показывают их), дети должны определить правильно люди поступили или нет.
Ситуация 1: две подружки встретились на проезжей части и стали рассказывать друг другу о своих новостях. (Нет.)
Ситуация 2: Мужчина, переходя проезжую часть, разговаривал по сотовому телефону. (Нет.)
Ситуация 3: Мальчик перешел проезжую часть по подземному пешеходному переходу. (Да.)
Ситуация 4: Двое детей играли мячом. Мяч укатился на проезжую часть. Один из них побежал за ним. (Нет)
Итог занятия
В.: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы сейчас снова сядем в автобус. (Все садятся.) Каким правилам дорожного движения вы научили Бабу Ягу? А с чем еще вы ее познакомили? (С дорожными знаками.) С какими?
Давайте споем песенку друзей.
Звучит музыка, дети исполняют «Песенку друзей» на стихи С. Михалкова.
Баба Яга благодарит детей за то, что они научили ее правилам дорожного движения и вручает воспитателю гостинцы для детей.
Литература:
- Дорожные знаки для маленьких пешеходов/ Шалаева Г. П. – М.: СЛОВО, Эксмо; 2007
- Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учеб. «Мир вокруг нас». 2 кл/А,А. Плешаков, Н.И. Сонин, - 3-е изд., стереотип, - М. : Дрофа, 2005