Такова тема моего сегодняшнего открытого урока для вас, мои молодые коллеги. Одна из целей урока, если не самая главная цель – внести душевное спокойствие в души детей, испытывающих страх перед математикой. Вот, например, открываешь страницу учебника - и в глазах рябит от множества текстовых задач учебника. А сколько их в многочисленных книжках и пособиях в кабинете математики! И одна не похожа на другую, и к каждой учитель ждёт от тебя уравнения, подобрать его не так просто. Сколько задач, столько же и уравнений?! И даже для ребят, которые научились решать уравнения, решение текстовых задач остаётся непостижимой трудностью.
Сегодняшний урок поможет вам подобрать доступную методику обучения решению текстовых задач. Попробуйте убедить своих учеников, что задач в пособиях огромное количество, но, к счастью, математических идей подхода к их решению, математических моделей гораздо меньше.
Вам кажется, проще научить решать уравнения? Хорошо, решим уравнение
( X=15)
Потом убедим учеников в том, что это уравнение соответствует самым распространённым житейским ситуациям (разберите нижеследующий список задач). А дальше уже и без моих советов вы сможете интересно построить урок решения нескольких задач по одному уравнению.
Задача 1.
Турист на мопеде проехал 30 км по ровному участку шоссе, затем 17 км по склону, причём по склону со скоростью на 2 км/ч большей, чем по ровному участку. На весь путь было затрачено 3 часа. Найти скорость движения туриста по ровному участку шоссе.
Задача 2.
Катер прошёл 30 км по озеру, затем по реке, вытекающей из этого озера, ещё 17 км. Скорость течения реки 2 км/ч. На весь путь катер затратил 3 часа. Найти собственную скорость катера.\
Задача 3.
Велосипедист выехал из деревни в 8 часов, чтобы успеть к 11 часам прибыть на место. Проехав 30 км, он рассчитал, что опоздает, и на последних 17 км увеличил скорость на 2 км/ч. В пункт назначения он прибыл вовремя. Найти первоначальную скорость велосипедиста.
Задача 4.
Ко дню рождения Наташа купила на 30 рублей конфет «Рябинка» и на 17 рублей конфет «Космос». Один килограмм «Космоса» дороже одного килограмма «Рябинки» на 2 рубля. Масса всех купленных Наташей конфет составила 3 кг. Найти цену одного килограмма конфет «Рябинка».
Задача 5.
Требовалось обработать на станке 47 деталей. Сначала 30 деталей обработал на станке первый рабочий, а затем остальные – второй. Второй рабочий обрабатывал в час на 2 детали больше, чем первый. Сколько деталей в час обрабатывал первый рабочий, если на весь труд потрачено 3 часа?
Задача 6.
Учась печатать на компьютере, первый школьник набрал 30 страниц текста, а затем его сменил одноклассник и набрал оставшиеся 17 страниц. Второй ученик печатает на 2 страницы в час больше, чем первый. Вся работа была выполнена за 3 часа. Какова была производительность труда первого школьника?
Докажи, что следующие две задачи можно тоже решить одним уравнением.
- Расстояние между двумя городами 600 км поезд проходит за определённое время. Если же он увеличит скорость на 10 км/ ч, то потратит на 2 часа меньше. Какова первоначальная скорость поезда?
- На 600 рублей решили купить либо только плюшевых мишек, либо только плюшевых котов. Мишка дороже кота на 10 рублей, а поэтому на эти деньги можно купить котов на 2 штуки больше, чем мишек. Какова цена одного кота?
Вот и получается: задач много, а уравнение одно!