Расширенные сферы воспитательных возможностей системы образования связано с требованием реализации комплексного подхода при психодиагностическом исследовании и консультационной деятельности (А.Г.Асмолов, 1993).
Настоящая программа психодиагностических и коррекционных занятий разработана с целью формирования ценностно-смыслового и профессионального самоопределения старшеклассников.
Поиск и реализация адекватной модели формирующейся личности – актуальная цель деятельности психолога-консультанта при работе с проблемными детьми и детьми с ограниченными возможностями (Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, 2008 г.).
Консультации по личностному, ценностно-смысловому и профессиональному самоопределению помогут творческому развитию воспитанников в различных сферах: социальной, духовно-нравственной, семейной, деловой, дадут возможность развить защитные способности противостоять внешним посягательствам. (В.Ф.Сафин, 1986 г., 2008 г.)
Определение воспитанниками своей позиции относительно ценностей, связанных с самоопределением, осознанный жизненный выбор, формирование чувства ответственности требуют высокоразвитого уровня самосознания.
Адекватная самооценка, развитое чувство самоконтроля и ответственности за свои поступки, осознанность выборов смысложизненных ценностей могут сформироваться лишь в результате целенаправленных занятий под руководством профессионального психолога.
При разработке программы для занятий со старшеклассниками с ограниченными возможностями были учтены индивидуально-психологические особенности, присущие для данной категории подростков.
Воспитанники чаще всего пытаются разобраться в собственных проблемах, в причинах, порождающих несостоятельность. Однако долгие годы одиночества часто становятся причиной чувства безысходности, порождающей бездействие, равнодушие к собственной судьбе.
Попытка самопознания, предпринятая без умелой помощи педагога-психолога, оказывается безуспешной (И.В.Дубровина, 2003 г.). Ребенок, если он не изучал в школе основы общей психологии, не располагает сведениями об особенностях внутреннего мира человека.
Знакомство с закономерностями и механизмами развития личности под руководством опытного педагога-психолога поможет ребенку взглянуть реально на свой внутренний мир, адекватно воспринимать и оценивать ситуацию, быть готовым противостоять испытаниям судьбы и негативным воздействиям неблагоприятного социального окружения.
Очевидно, что ребенок – воспитанник детского дома к подростковому возрасту характеризуется сложившимися на основе опыта общения и отношений с окружающими людьми особенностями мировосприятия, личности, характера, поведения. (Карабанова О.А., доктор психологических наук, профессор “Возрастная психология” МГУ, 2009 г.). Личностные особенности, связанные с формированием в учреждениях закрытого типа, определяются исследователями как “госпитализм”, “негативизм”, “инфантилизм”. Они проявляются в неопределенности желаний и намерений, несформированности интересов и убеждений, неосознанности, импульсивности чувств, неадекватности (в чрезвычайной заниженности или завышенности) самооценки.
Заложить основы понимания самим ребенком происходящего с ним, сформировать предстваления о собственной личности как активного действующего субъекта дадут возможность продуктивному, результативному проведению психокоррекционных занятий.
Опыт проведения как индивидуальных, так и групповых занятий показывает, что подросткам доступны и интересны знания о внутреннем мире человека, путях и средствах формирования личности, изложенные простым, доступным языком.
Психокоррекционные занятия дают возможность заложить представления об особенностях формирования внутреннего мира человека, об ответственности за свои слова и поступки, за выбор смысложизненных ценностей. Психокоррекционные занятия, проведенные в атмосфере, душевной близости и доверия способствуют формированию качеств личности, направленной на ориентацию к нравственно выверенным и морально оправданным ценностям, являющимся основой ее жизненного самоопределения.
Обретение утерянной надежды в доброту людей и восстановление отчаявшимся подростком веры в собственные силы невозможно без любви и поддержки педагога-психолога, работающего с ним. Даже самая “продвинутая” технология не способна изменить расстановку в учебно-воспитательном процессе, если занятия с детьми проводятся сухим, нравоучительным тоном, без душевного тепла и действительной заинтересованности в чувствах и переживаниях, интересах и стремлениях ребенка.
Дата проведения |
Форма занятия |
Тема занятия |
1 |
2 |
3 |
I Диагностические и психокоррекционные занятия по исследованию и развитию познавательных процессов, старшеклассников |
||
Занятия процессов |
I.I. Консультирование: диагностические по исследованию познавательных старшеклассников | |
Групповое консультирование |
Исследование умственного развития
детей с использованием группового
интеллектуального теста (ГИТ) (адаптация
М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой,
Г.П.Логиновой). I.II. Консультирование: занятия по диагностике систематических и лингвистических способностей подростков (12-15 лет) |
|
Групповое консультирование |
I.III. Диагностика уровня интеллекта Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) | |
Групповое консультирование |
I.IV. Диагностика способности к обучению Методика “Интеллектуальная лабильность (12-15 лет) (модификация С.Н.Костроминой) |
|
II. Консультирование по развитию индивидуальных особенностей личности | ||
Консультация |
Исследование темперамента (тестирование по т.Айзенка) (1 час) | |
Консультация |
Исследование характера (тестирование по т. Леонгарда) (1 час) | |
Консультация |
Исследование интеллекта (тестирование по интеллектуальному тесту Сафина) (1 час) | |
Консультация |
Исследование эмоциональной тревожности (по тесту Филлинса) (1 час) | |
Консультация |
Исследование личностных особенностей (тестирование) (1 час) (опросник Кеттела F-8 модефикация В.Ф.Сафина 5 часов) | |
III. Групповые тренинговые занятия по профилактике отклоняющегося поведения.1 |
||
Тренинг |
Человек свободного общества (1 час) | |
Тренинг |
Учимся строить отношения (1 час) | |
Тренинг |
Мое здоровье (1 час) | |
Тренинг |
Преступление и наказание (1 час) | |
IV. Занятия по формированию профориентации и смысложизненных ориентаций |
||
Групповое занятие |
Мотивы и потребности (по Галине Фезенкиной1) Стратегия выбора профессии (1 час) | |
Групповое занятие |
В мире профессий (1 час) Стратегия выбора профессии. |
_____________
1 Мой выбор. Серия: в помощь образовательному учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. Общая редакция: П.Г.Положевец. Минобразования России. Мосва. 2003.
Групповое занятие |
Самооценка и уровень притязаний (1 час) | |
Групповое занятие |
Эмоциональный интеллект (человеческий фактор) (1 час) | |
Групповое занятие |
Конструктивное взаимодействие (человеческий фактор) (1 час) | |
Групповое занятие |
Рождение команды (человеческий фактор) (1 час) | |
Групповое занятие |
Современный рынок труда (планирование профессиональной карьеры) (1 час) | |
Групповое занятие |
Пути получения профессии (планирование профессиональной карьеры) (1 час) | |
Групповое занятие |
Технология принятия решений (планирование профессиональной карьеры) (1 час) | |
Групповое занятие |
Быть и/или казаться (искусство самопрезентации) (1час) | |
Групповое занятие |
Ролевая игра “Собеседование” (искусство самопрезентации) (1 час) | |
Групповое занятие |
Методика смысложизненных ориентаций (т.Д.Крамбо и Л.Франкла) | |
V. Групповые тренинговые занятия КВН “Кем быть? ” (1 час) |
_____________
1 Журнал Школьный психолог. Январь 2009 №2 (с. 13-36)
Групповые тренинговые занятия по формированию смысла жизни |
||
Тренинг |
Жизненные установки (1 час) | |
Тренинг |
Жизнь в группе (1 час) | |
Тренинг |
Жизненные цели (1 час) | |
VI. Групповые тренинговые занятия по ценностно-смысловому самоопределению1. |
||
Тренинг |
Ответственное дело (1 час) | |
Тренинг |
Психологический тренинг общения (1 час) | |
Групповой тренинг |
Вводное занятие по развитию ценностно-смыслового самоопределения | |
Групповой тренинг |
Формирование опыта позитивного отношения к себе | |
Групповой тренинг |
Я отличаюсь от других | |
Групповой тренинг |
Мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл | |
Групповой тренинг |
Цели и перспективы моей будущей жизни | |
Групповой тренинг |
Выбор средств достижения ценностей-целей и смыслов. Проблемы и трудности | |
Групповой тренинг |
Жизненный путь человека (формирование активности в саморазвитии) | |
Тренинг |
Субъективная позиция: развитие творческого потенциала личности (стратегия отношения к жизни) | |
Тренинг |
Развитие мотивации
самосовершенствования “Самоактуализация” Итоговое занятие: “Быть личностью” |
_________________
1
Нуриманова Ф.К. “Развитие ценностно-смыслового определения старшеклассников: Учебно-методическое пособие, - Уфа, БИРО, 47 с.