Цели:
- Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки л и л*.
- Узнавать графический образ букв.
- Формировать чтения слогов, слов, предложений.
- Развивать речь, логическое мышление, память.
Форма урока: путешествие по осеннему лесу
Оборудование:
- касса букв;
- учебник “Русская Азбука”,
- листочки для оценки качества работы на уроке.
Ход урока
I. Психологический настрой
:Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим,
Не шумим, не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если надо, отвечаем.
II. Введение в урок:
Ребята, сегодня урок обучение грамоты у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу. В этом лесу находится множество различных животных, которых мы будем встречать. А путешествовать мы будем под музыку И.Чайковского “Октябрь” и “Ноябрь”. Итак, собираемся в путь.
III. Речевая разминка
.Каждый путешественник, отправляясь в путь, берёт с собой радиоприёмник. Давайте проверим, как работают наши приёмники. (Упражнение на увеличение и уменьшение громкости с отработкой чёткой дикции и скорости)
Клубок упал на пол. (проговаривают
губами)
Кот катал клубок. (шёпотом)
Краб крабу сделал грабли. (добавляют звук)
Клала Клава лук на полку. (громко)
Чему учились во время речевой разминки?
Учитель подводит итог.
Мы готовили речевой аппарат к работе, учились чётко проговаривать звуки, регулировать громкость звука, развивали память.
Итак, мы благополучно подготовились к путешествию. Теперь можно отправляться в путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Но что это там виднеется вдали? Кажется, это какое - то животное. Открываем глаза.
IV. Знакомство с новой буквой.
А что же это за животное вы скажите мне сами, отгадав загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? …. (Лиса)
Правильно лиса.
На доске буквы:
А И У Л О Ы
Какая буква лишняя? Почему?
А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Знакомство с буквой Л)
Давайте сделаем анализ слова лиса.
- Сколько слогов в этом слове? (2)
- Назовите первый слог. (ли)
- Назовите второй слог. (СА)
- Ударение на какой слог падает? (2)
- С какого звука начинается слово лиса? (л*)
- Какой он согласный или гласный? ( согласный)
- Почему? (звуку при произношении мешает язычок,
не поётся)
- Как вы его произносите мягко или твёрдо? (мягко)
Произнесите слова, где звук л* мягкий? (люк, ель …)
Физминутка
Листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Ветер принёс нам на урок листочки. Они необычные листочки-слоги. Давайте прочитаем их:
ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛУ, ЛИ
Как вы произнесли первые четыре слога мягко или твёрдо? (твёрдо)
А последний? (мягко)
Открываем тетради. Лиса вам приготовила своих лисят. Вы должны обвести шаблон лисёнка и напечатать букву Л.
А теперь цепочку слов с доски:
ЛА - ЛАК - ЛАКИ
ЛИ - ЛИК - ЛИКИ
КТО – КОТ – ТОК
ТУК – СТУК – СТУЛ
Какие слова спрятались в слове:
ЛИСТОК (лист, сито, ток, кот, тик, кости, косит, кит)
Физминутка
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
А за кустами нам показался это кто?
Лось.
Давайте проанализируем слово лось?
- Сколько слогов в слове? (1)
- Произнесите первый звук. (л)
- Он согласный или гласный? ( согл.)
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый)
Назовите слова, где звук л – твёрдый. (Лук, галка, полка, ел)
V. Работа по учебнику с.62 – 63
Составление предложений по сюжетной картинке.
Вопросы:
- Какую сказку вам напоминает? ( “Краденое солнце” К.Чуковский)
- Кто изображен на картинке?
- Как одним словом назвать персонажей, изображенные на картинке. (дружные звери, цирк под небесами)
- Что делает слониха?
- Чем заняты мартышки?
- На кого упала луна?
- Кто поет песню по нотам?
- Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки л, л*. (слониха, слон, пальма, осел, луна, молоток)
Чтение текста под картинкой с. 62 – хорошо читающие дети.
Физминутка
- ребята встанем в круг, играем в игру кидаю мяч, вы ловите и называете слово начинающую на букву Л.
- Помоги слову найти последнюю букву
СТО |
Л |
СТУ |
Л |
СЛО |
Н |
СТО |
Н |
- Театр букв
Учитель заранее готовит несколько учеников, которые будут показывать буквы с помощью своего тела,
Например:
А- два ученика, стоя лицом к классу, наклоняют туловище друг к другу, руки опускают вдоль туловища с внутренней стороны, а с внешней стороны руки сгибают в локтевом суставе и сцепляют пальцы согнутых рук. И т.д.
* помоги животным
На одной стороне написаны буквы, а на другой картинки животных, надо найти картинку и букву с какой начинается название животного.
Л |
АИСТ |
О |
ОСЛИК |
К |
КОТ |
У |
ЛИСА |
А |
УТКА |
* Кто больше запомнит слов
Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Дучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица.
Лучший лес – летний!
VІ. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Что вам особенно запомнилось?
Понравилось?
Кому было трудно?
Интересно?
А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Возьмите листочек того цвета, который подходит вашему настроению, и прикрепите его к дереву. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т.к. вы очень много знаете и умеете.