Внеклассное полилингвистическое мероприятие. Игра "Мой школьный мир"

Разделы: Иностранные языки


Последние 10-15 лет в России стала стремительно формироваться потребность общества в многоязычии. Прежде всего, это связано с расширением возможностей россиян путешествовать, работать и учиться за границей и, следовательно, общаться с народами мира. Изучение двух, а иногда и трёх иностранных языков даёт детям представление об универсальности любого языка в выражении коммуникативных потребностей человека, формирует, таким образом, уважительное отношение к языкам разных народов и их культуре в целом, даёт учащимся возможность на опыте почувствовать сходство и различие в структуре языков.

В наши дни наиболее важной целью овладения иностранным языком считается приобщение детей к иноязычной культуре и участие в диалоге культур. В нашей гимназии всё большую популярность приобретают полиязычные внеклассные мероприятия, которые помогают учащимся в успешном изучении иностранных языков.

На начальном этапе обучения дети с огромным желанием приступают к изучению иностранного языка. Но со временем эти порывы угасают, так как дети начинают сталкиваться с трудностями, зубрёжкой и большим количеством учебного материала. Поэтому задача педагогов нашей гимназии состоит в том, чтобы поддержать этот интерес и развивать его дальше, чтобы желание заниматься иностранным языком не угасало, а наоборот, нарастало, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Внеклассные мероприятия – это наиболее наглядный показатель того, как можно помочь детям не потерять желание к изучению иностранного языка, как сделать обучение успешным, помочь ученику раскрепоститься, развивать его познавательные мотивы, так как лишь при условии возникновения этих мотивов возможно действительное, а не формальное овладение материалом.

Одним из направлений нашей экспериментальной работы является сравнительное преподавание иностранных языков. Внеклассные мероприятия, разработанные на трёх иностранных языках (английском, немецком и французском) дают детям возможность не только почувствовать себя полиязычными, но и сопоставить лексический и грамматический материал, решить поставленную задачу с помощью языковой догадки, сравнить культурные традиции стран, изучаемых языков.

В разработанном учителями нашей гимназии внеклассном мероприятии “Мой школьный мир” мы применяли на практике три основных вида речевой деятельности:

а) сотрудничество участников в выработке единой идеи;
б) передача информации от одного участника к другому;
в) комбинирование информации, известной разным участникам.

Подобные задания приучают школьников к речевому взаимодействию на иностранном языке в условиях коммуникативно-ориентированного обучения. Они также помогают оценить коммуникативные способности учащихся, их лексический и грамматический запас знаний, уровень владения страноведческим материалом.

Внеклассные мероприятия помогают учителям решить многие учебные и воспитательные задачи, активизировать языковой материал, усвоенный на уроках. Участие детей в викторинах и конкурсах приучает их к чёткой, правильно оформленной фонетически и грамматически речи, приобщает детей к труду и расширяет их кругозор.

СЦЕНАРИЙ ПОЛИЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ “ШКОЛЬНЫЙ МИР”

В разработке сценария принимали участие учителя кафедры иностранных языков гимназии № 1520:

Назарова Ю.А., учитель французского языка
Фомина М.В., учитель английского языка
Зенкова Е.А.учитель немецкого языка

1. Вводная часть

Приветствие участников, пожелание им успехов, представление ведущих и членов жюри (учеников 11 класса), краткий обзор предстоящих заданий (этап проводится ведущими – учителями французского языка и английского языка).

Формирование команд: из каждого класса выбирается команда, остальные учащиеся рассаживаются поодаль и составляют команду “болельщиков”. Списки команд готовятся предварительно, при составлении списка важно учесть, какой второй иностранный язык изучают члены команд: для успешного выполнения заданий необходимо, чтобы в каждой команде были ученики, изучающие французский и немецкий языки. Команды рассаживаются отдельно друг от друга, чтобы дать им возможность работать независимо.

Объяснение задания: задание каждого тура выводится на интерактивную доску, дополнительно командам раздаются листки с распечатанными заданиями, которые нужно заполнить. Ведушие подробно объясняют суть заданий и требования к их выполнению. Задача соревнующихся команд - как можно скорее заполнить листы с заданиями и передать их членам жюри. При затруднении командам разрешается прибегнуть к помощи команды болельщиков. Задания (Приложение 1) включают в себя грамматические и лексические единицы на всех трех иностранных языках, причем некоторые задания полностью ориентированы на один язык, в других же учащимся предлагается использовать знания двух и даже трех иностранных языков.

2. Работа над заданиями в группах:

Задание 1. Собери школьный портфель!
Задание 2. Составь список школьных правил.
Задание 3. Составь расписание школьных занятий.
Задание 4. Конкурс на лучшего читателя (как ты знаешь английскую, французскую, немецкую литературу).
Задание 5.
Спорт в школе.
Задание 6. Составь меню школьной столовой.

На каждое задание отводится фиксированное количество минут, но при подсчете очков учитывается скорость выполнения (самая быстрая команда получает рекордные очки)

См. Приложение 1 Power Point. Полилингвистическая игра “Школьный Мир”