Оборудование: домовёнок, нарисованный мешок на доске прикреплён, заранее нарисованные детьми рисунки сказочных цифр, кассы с цифрами, абаки.
Цели урока:
- закрепить знания учащихся составы изученных чисел;
- закрепить знания порядковых числительных;
- умение сравнивать числа и число с числовым выражением;
- продолжать пропедевтику темы “Задача”;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке математики мы с Вами будем считать примеры, складывать числа, решать задачи.
- Ой, ребята посмотрите вокруг у нас нет ни одной цифры . Как же мы с Вами то будем работать сегодня. Но давайте обратим внимание кто- то пришёл к нам на урок. Да это же цифроежка.
- А почему его так назвали? Как Вы думаете?
Дети: Потому что он цифры любит есть!
Учитель: Но он что-то ребята хочет сказать мне. (Учитель подходит к нему, имитируя будто он шепчет на ухо).
- Ребята он говорит, чтобы Вам найти первую цифру 1 Вам нужно выполнить его задание. Сейчас мы узнаем какое задание нам надо выполнить. (Из мешка достаю карточку, на которой написано задание и вслух читаю его).
1 Задание. Вставить пропущенные числа в числовой ряд.(1 2 …4 5 …6 7 8…
10)Ребята выполняют это задание на карточках.
Учитель: Молодцы ребята! Справились с этим заданием. Теперь давайте узнаем где спрятана первая цифра. (Учитель из мешка достаёт карточку на ней написано, что цифра находится например под шкафом на полу возле окна)
Учитель: Петя, пойди посмотри там ли цифра и принеси нам. (Ребёнок идёт и смотрит)
Дети: Да, нашёл. Она тут!
Учитель: Неси скорее и прикрепи цифру один на стенд.
- Молодцы! Но мы не все нашли цифры давайте посмотрим какое ещё задание нам цифроежка приготовил.( Учитель снова достаёт карточку на которой написан текст с заданием.
2 Задание. А знаете ли Вы соседей чисел?
Учитель: Ребята, цифроежки интересно знать знаете ли вы соседей числового ряда от1 до 10.
Дети: Да, конечно знаем
Учитель: Пододвиньте к себе кассы с числами. Я называю число, а вы покажите соседей его. Число 4.
Дети (Показывают числа 3 и 5)
Учитель: Называет число 9, потом 7, 3, 2,8.
Дети (показывают ответы)
Учитель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы тоже справились. Сложите цифры в кассу, а я пока достану из мешка записку , на которой написано где мы можем найти цифру 2.(Достаёт и читает: цифру 2 вы найдёте на подоконнике класса) Ребёнок идёт и смотрит там ли цифра. Если на подоконнике несёт учителю или сам крепит рядом с цифрой 1.
Учитель: Скажите пожалуйста , а может мы все цифры нашли ?
Дети: Нет!!!
Учитель достаёт из мешка текст с заданием. – Ребята, а теперь цифроежки очень интересно узнать умеете ли вы писать числа от 1 до 10.
Учитель: Ребята подвиньте поближе к себе тетрадь и поработаем сейчас в тетради. Напишите 1,2,3,4,и т.д до 10 в тетради.
Учитель: Старайтесь, чтобы цифроежки понравилось и он вернул нам все цифры. А то вдруг не вернёт? – Как же мы будем работать на математике без цифр? Давайте старайтесь!
- Молодцы! Давайте сейчас мы посмотрим где же у нас следующую цифру цифроежка достал и положил нам, вернул. (Учитель достаёт и читает, что цифру вы можете найти под учительским столом) Дети находят кто – то один из класса кого учитель назовёт. Ученик приносит цифру 3 и крепят к стенду.
Учитель: Ребятки давайте сейчас встанем и отдохнём немного. Проведём физминутку.
ФИЗМИНУТКА
1-2 - Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
3-4 - Руки согнули кисти встрехнули,
Это ветер сбивает росу.
5-6 - Руки в стороны плавно помашем
7-8 - Это к нам птицы летят
9-10 - Как они сядут тоже покажем
Руки сложили назад.
Учитель: - Садитесь ребята за парты и продолжаем дальше искать цифры, которые мы с вами на предыдущем уроке нарисовали. – Какое сейчас нам задание приготовил наш гость . Давайте посмотрим. (Учитель достаёт из мешка текст записки и читает детям вслух)
- Ребята!! Он хочет посмотреть как вы умеете решать задачки.
Учитель: А вы умеете решать задачи?
Дети: ДАААА!
Учитель: Но прежде чем решать задачу давайте мы вспомним, что мы называем задачей?
Дети: В задаче есть условие, решение, вопрос, ответ! (Можно хором отвечать)
Учитель: Вешает на доску картинку с задачей. Дети должны по картине составить задачу. Дети составляют задачи и говорят вслух. Учитель выслушивает ответы детей.
Учитель: Молодцы! А следующая цифра находится на шкафу, на второй полке. (Ребёнок приносит цифру 4 и прикрепляют рядом с цифрой 3)
Учитель: Откройте учебник. Работа в учебнике. Читают задачу по учебнику.
- Прочитайте условие задачи.
Дети читают.
- Найдите в задаче и прочтите вопрос.
- Дети читают. Каким действием решается задача? Почему именно этим?
- Дети отвечают.
Учитель: Отлично говорит цифроежка вы умеете решать задачи. (Следующие 2 цифры ( 5 и 6) вы найдёте под батареями в классе).
- Ребятки, но не все мы ещё цифры нашли. Нам осталось найти 4 цифры. Для этого необходимо выполнить следующее задание. Цифроежка хочет знать умеете ли вы сравнивать выражения?
Учитель: Посмотрите на доске выражения например, 5+1…9 или 4…8-5 Вам надо поставить знаки “больше”, “меньше”, или “равно”
(Учитель вызывает детей по очереди к доске поставить знак)
Учитель: Смотрите, а цифроежка то у нас довольный от того, что вы правильно без ошибок справляетесь с заданиями. Следующие 2 цифры вы сможете найти под 2 партой 2 ряда. – Посмотрите там ли эти цифры?
Дети: ДАА!
Учитель: Ну всё скоро мы с вами найдём все цифры и сможем дальше работать. Но для этого нам нельзя никак ошибаться. Чтоб цифроежка не разозлился.
- Сейчас я проверю в мешке какое он задание нам подготовил на этот раз. ( Учитель зачитывает задание)
Учитель: - Он хочет узнать знаете ли вы состав числа? Возьмите в руки абаки. Покажите нам состав числа 9. Девять – это 5 и …, восемь – это 4 да…., десять – это 6 да…, пять – это 3 да….., шесть – это 3 да….
- Молодцы и с этим заданием справились. Сейчас мы узнаем где же цифры 9 и 10 спрятал цифроежка. (Читает учитель текст. Эти цифры вы можете найти в шкафу первой полки)
Все цифры нашли молодцы! Теперь мы будем с вами работать спокойно на математике.
Учитель: Всё цифроежка до свидания! Наши ребята активны были на уроке и со всеми твоими заданиями справились.
Каждый ребёнок подходит к своей цифре, которую нарисовал и читает наизусть стихотворные строчки об этой цифре.
Цифра 1.
Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.
Цифра 2.
А вот это цифра 2.
2 похожа на гусёнка
С длинной шеей, клювом тонким.
Цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Цифра 4.
Гляди 4 это стул,
Который я перевернул.
Цифра 5.
Это фокусник пятёрка,
Вы за ней следите зорко.
Цифра 6.
Цифра 6 дверной замочек,
Сверху крюк, внизу кружочек.
Цифра 7.
Точно острая коса
Коси коса, пока роса.
Цифра 8.
Цифра 8 так вкусна,
Из двух бубликов она.
Цифра 9.
Две девятки и дощечка,
Мы на санках мчимся к речке.
Цифра 10.
Ноль встаёт за единицу,
Цифра 10 на странице.