Цели занятия:
- Через проекты показать возможность изучения природы посредством физики, развивать любознательность обучающихся.
- Показать практическую направленность вопросов, изучаемых на уроках, создать атмосферу успеха и стремление к новым открытиям.
При подготовке к занятию и выполнении проектов
ставились следующие задачи.
Учитель. Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня мы проводим итоговое занятие нашего клуба Почемучек физико-астрономической секции ЗиЛ, на котором расскажем, чем занимались целый год, а на оставшихся занятиях в этом году определим наш перспективный план на будущий год.
Но сегодня будет не простое занятие. На днях мне Аня рассказала свой сон и вот сегодня я хочу, чтобы она поделилась с вами. Но я знаю, что в Анином сне было много загадочного и надеюсь, что вы поможете Ане найти ответы на вопросы, вставшие перед ней. И так Аня, тебе слово…
Аня начинает вести рассказ о приключившемся с нею во сне. (Рассказ сопровождается представлением слайдов, описывающих сюжет). Приложение 1.
Аня попадает в сказочную страну Физикон и встречает свое отражение Яну, которая ведет её к городу Учуфиз. На пути им попадаются сказочные персонажи на вопросы, которых предстает ответить учащимся.
1. Гном добывает огонь.
Как же этот гном добывает огонь? (Трение камня о камень)
А как мы сегодня получаем огонь, используя спички? (Вопрос обращен к учащимся)
Ответ: При движении головки спички по “шершавой” поверхности спичечного коробка возникает сила трения, за счет действия которой нагревается поверхность спичечной головки, стирается верхний слой серы и спичка вспыхивает.
2. Учитель. Ну что ж, мы объяснили гному, как мы получаем огонь, но что такое сила трения? (Слово предоставляется ученице, подготовившей проектную работу Сила трения) - компьютерная презентация. Приложение 2
3. Аня ведет рассказ дальше… И вот она с Яной у стены с надписью “Сколько нальешь, столько выльется”. Девочкам предстоит открыть ворота, но открывающее устройство с той стороны стены и достать до него может только поршень. Яна посмотрела в щель стены и увидела, что поршень лежит низко в другой бочке и никак не может достать до кнопки, приделанной в верхней части бочки. С этой стороны стены тоже есть бочка, прямо напротив открывающего устройства. Как же открыть ворота? Поможем Ане и Яне двигаться дальше. Что им надо сделать? (Вопрос ко всем присутствующим)
Ответ: Вероятно, это сообщающиеся сосуды. Тогда надо наливать воды до тех пор, пока бочка перед девочками не окажется полной, даже можно налить больше, чтобы поршень наверняка надавил на кнопку.
4. Учитель. Сообщающиеся сосуды, что мы о них знаем?
Представление рассказа о сообщающихся сосудах и модели водопровода (фонтана).
5. Девочки следуют дальше и вот на пути задумавшийся сказочный герой, бросающий предметы в озеро. Почему же одни предметы у него тонули, а другие нет? Почему свежее куриное яйцо тонет в воде, а пропавшее, всплывает? (Ответы учащихся: разная плотность вещества. Когда яйцо пропадает получается газ сероводород, плотность становится меньше – тело всплывает)
Представление работы по плаванию тел (компьютерная презентация, возможен эксперимент). Приложение 3
И вот, наконец, наши путешественницы достигли намеченной цели. Надо помочь Ане и Яне открыть ворота в город Учуфиз, но для этого необходимо пройти испытания, которое приготовила для нас Ира.
(Учащаяся демонстрирует работу “Занимательная, веселая физика”, а затем предлагает ребятам отгадать кроссворд или ребус). Аня выходит их сказочной страны, прощается с Яной и предлагает всем свою работу “Природные явления”. Приложение 4 (компьютерная презентация).
Учитель. Ребята вам предстоит еще долго идти по дорогам страны Физикон, а некоторые члены нашей секции оканчивают школу в этом году, и сегодня мы предоставим слово их представителю.
Выходит одиннадцатиклассница. Обращается к семиклассникам.
Ребята я сегодня фактически передаю вам эстафету от старших товарищей, хочу пожелать вам любознательности, терпения, творческого порыва, одержимости в достижении цели и не успокаиваться на достигнутом. Любить свой город и помнить тех людей, кто прославил наш край. Сегодня я хочу познакомить вас коротко с моей работой “Энергия моей земли”, (презентация) Идет рассказ о выдающихся земляках Семенове, Уфимцеве, Короткове, о влияние Солнца на процессы на Земле, о КУАЭС.
По завершению вручает пропуска в страну Физикон, как прошедшим испытания.