Мониторинг достижений первоклассников в адаптационный период обучения

Разделы: Начальная школа


В период безотметочного обучения остро стоит проблема отслеживания результатов усвоения учебного материала младшими школьниками, поэтому каждое образовательное учреждение стремится создать собственные наработки по данному вопросу, но единых требований к диагностическому инструментарию по-прежнему не существует.

Чтобы решить указанную проблему, учителями кафедры начальных классов МОУ «Гимназия № 48» совместно с педагогами ДОУ № 96 «Капельки» разработан и внедрен в практику работы «Мониторинг достижений младших школьников».

Комплексная педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности начального образования, где педагогическая система составляет структурное ядро образовательной системы.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
  • установить уровень овладения учебной деятельностью;
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Данная диагностика решает массу проблем, встающих перед педагогом начального звена, связанных с психолого-педагогическим сопровождением учебного процесса в общеобразовательном учебном заведении. Такая четкая система диагностирования младших школьников на начальном этапе обучения в школе разработана педагогами нашей гимназии.

Главной целью этой системы является определение общей обученности школьников как результата всего процесса обучения на какой-то определенной ступени: в период адаптации первоклассника, первом и втором классах начального обучения и при переходе из начального звена в среднее.

Обученность – это особенная характеристика учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования, когда проявляются активность личности, отношение к учению и его способам, нравственно-волевые усилия к достижению целей образования. Особенностью обученности учащихся начального звена является способность ребенка с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и изменять учебный материал, использовать его в практической деятельности. Поэтому главной задачей педагогической диагностики является изучение и измерение обученности и обучаемости школьников, что позволяет, с одной стороны, оценить результативность и качество обучения, прочность навыков, с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Важно в этот период оценить основные навыки учебной саморегуляции и адаптации школьника через речевые и мыслительные умения, как важнейшие продукты образования и обучения в школе. Необходимо отметить, что формирование этих навыков носит сквозной характер, поскольку охватывает весь путь обучения в школе от начальной ступени до старшего звена.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является адаптация первоклассника, что предполагает создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Именно с целью решения данного вопроса коллектив педагогов гимназии давно сотрудничает с МДОУ «Детский сад № 96 «Капельки», реализуя программу по обеспечению преемственности образования, научной основой которой являются теоретические и практические материалы ученых, учителей-практиков и педагогов дошкольного образования.

Важной особенностью предлагаемого мониторинга является достаточный инструментарий для измерения умений и навыков чтения и письма (скорость, качество и продуктивность), а также произвольного внимания, самооценивания и самообслуживания. Используя наблюдения воспитателей детского сада и полученные данные, учитель может выявить скрытую неуспеваемость детей, определить пробелы в формировании и развитии учебных умений, обнаружить творческие способности учеников. Параметры этих наблюдений были обозначены на семинаре-проекте, посвященном процессу адаптации первоклассников. Учитывая эти данные, педагог может прогнозировать успешность или неуспешность адаптации ученика в школе.

Таблица 1
Уровень развития выпускника ДОУ

Задача педагога – через комплексную диагностику на ранних этапах обучения выявить детей, имеющих проблемы по одному из указанных параметров, и проводить профилактические мероприятия для изменения негативных и развития позитивных качеств.

Для такого мониторинга кафедрой начальной школы и воспитателями дошкольного учреждения были выделены критерии, оценивающие сформированность навыков выпускника ДОУ и учебные навыки, которыми должен обладать первоклассник. Составив сводную таблицу этих параметров можно выявить результаты формирования и развития учебных умений каждого школьника.

Таблица 2
Результаты формирования ОУН 

Параметры ДОУ I полугод. II полугод
В С Н В С Н В С Н
Обучение грамоте
Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок.                  
Умеет сравнивать предметы, явления.                  
Умеет правильно пользоваться рукой при письме                  
Умеет развернуто и аргументировано отвечать на вопросы                  
Умеет составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением                  
Уметь находить слова с определенным звуком, различать звуки на слух                  
Умеет членить слова на слоги                  
Умеет задавать вопросы                  
Умеет различать и называть буквы                  
Умеет определять место звука в слове                  
Умеет самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших текстов                  
Умеет составлять и читать схемы слов, предложений                  
Умеет сливать буквы в слоги, слоги в слова                  
Умеет выделять признаки предмета                  
Математика
Умеет различать и называть геометрические фигуры                  
Умеет ориентироваться на листе клетчатой бумаги                  
Умеет составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера                  
Умеет называть числа в прямом и обратном порядке                  
Умеет осуществлять основные действия при решении задач                  
Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры                  
Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитанием единицы из следующего за ним в ряду                  
Умеет писать цифры от 0 до 10                  
Умеет соотносить цифру и число предметов                  
Умеет пользоваться арифметическими знаками действий                  
Умеет делить круг и квадрат на 2, 4 равные части                  
Умеет определять состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел                  

Таблица «Результаты формирования ОУН» ориентирована на педагогов первых классов, так как позволяет отслеживать результативность обучения в первом полугодии и выявлять рост результатов каждого ученика. В этой диагностике внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по основным предметам. Эта диагностическая таблица многофункциональна: может быть как сводной по всему классу, так и индивидуальной, рассчитанной на одного ученика.

Дополнить мониторинг можно еще одним видом инструментария – «Листком достижений», где конкретизируются и укрупняются основные общеучебные навыки первого класса и позволяют отслеживать рост по четвертям. Оценку в этих диагностиках заменит цветовая гамма реальных учебных возможностей: высокий уровень можно обозначить красным цветом, средний – зеленым, а низкий – синим.

Таблица 3
Листок достижений
Учебные предметы Период обучения
1ч. 2ч. 3ч. 4ч.
Чтение
Осознанность        
Правильность        
Выразительность        
Скорость        
Русский язык
Каллиграфия        
Орфография        
Развитие устной речи        
Математика
Устные вычислительные навыки        
Письменные вычислительные навыки        
Решение задач        
Геометрический материал        
Ознакомление с окружающим миром
         
Общеучебные навыки
Умение работать с книгой        
Умение спланировать свою работу        
 
Умение обосновать оценку своей деятельности        
Самооценка        
Развитие познавательных мотивов и активности
         
Сформированность ценностных отношений
Общественная активность        
Отношение к учению        
Отношение к труду        
Отношение к товарищам        

Тесное сотрудничество психолого-педагогической службы гимназии и воспитателей детского сада позволяет проводить работу по диагностированию таких психологических качеств у детей, как познавательные способности, мотивы учения, адаптация к школьной жизни, отследить положительные или отрицательные изменения этих параметров в процессе взросления ребенка. На основании диагностирования классному руководителю даются конкретные рекомендации.

Таблица 4
Личная диагностическая карта
 
 Параметры доу № 96«КаПеЛЬКИ» 200___ - 200___уч. год 200___ - 200___уч. год
    1 - ___ класс 2 - ___ класс

Познавательные способности

Память                     
Мышление      
Произвольное внимание      
Наблюдательность      
Речевое развитие      

Мотивы учения

Любознательность

      

      

      

Трудолюбие

 

 

 

Одобрение учителя

 

 

 

Ответственность

 

 

 

Самоутверждение

 

 

 

Нет

 

 

 

Адаптация к школьной жизни

Тревожность                     
Самооценка      

Черты характера

Настойчивость                   
Дисциплинированность      
Организатор. способности      
Склонность к лидерству      
Доброта      
Честность      
Склонность к агрессивн.      

На основе мониторинговых исследований первоклассников составлен диагностический инструментарий для психолого-педагогического сопровождения обучения учащихся вторых, третьих и четвертых классов.

Не последнюю роль в формировании личности ученика играет его участие в жизни класса, во внешкольной работе, поэтому огромную роль играет мониторинг этих данных. Целью этого инструментария является отслеживание динамики социально – психологического развития учащихся.

Таблица 5
Индивидуально-диагностическая карта отслеживания динамики социально-психологического развития ученика
Результативность 200__ - 200__ гг. 200__ - 200__ гг. 200__ - 200__ гг. 200__ - 200__ гг.
1 __ класс 2 ___ класс 3 ___ класс 4 ___ класс
Награжден:Похвальным листом        
Почетной грамотой        
Благодарственным письмом        
Другое         
Занимал места:НОУ        
Олимпиады        
спортивн. соревнования        
общешкольные мероприятия        
конкурсы        

Обобщая все выше сказанное, необходимо отметить, что, собрав все эти диагностические материалы, начиная с первого года обучения, можно составить портфолио на каждого ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
  2. Засорина Л. С., Плюснина Е. М. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования // Начальная школа. 1999. № 1
  3. Кузнецова М.И. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИСМО РАО http://ismo.ioso.ru

Приложение 1