В период безотметочного обучения остро стоит проблема отслеживания результатов усвоения учебного материала младшими школьниками, поэтому каждое образовательное учреждение стремится создать собственные наработки по данному вопросу, но единых требований к диагностическому инструментарию по-прежнему не существует.
Чтобы решить указанную проблему, учителями кафедры начальных классов МОУ «Гимназия № 48» совместно с педагогами ДОУ № 96 «Капельки» разработан и внедрен в практику работы «Мониторинг достижений младших школьников».
Комплексная педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности начального образования, где педагогическая система составляет структурное ядро образовательной системы.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
- определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
- установить уровень овладения учебной деятельностью;
- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Данная диагностика решает массу проблем, встающих перед педагогом начального звена, связанных с психолого-педагогическим сопровождением учебного процесса в общеобразовательном учебном заведении. Такая четкая система диагностирования младших школьников на начальном этапе обучения в школе разработана педагогами нашей гимназии.
Главной целью этой системы является определение общей обученности школьников как результата всего процесса обучения на какой-то определенной ступени: в период адаптации первоклассника, первом и втором классах начального обучения и при переходе из начального звена в среднее.
Обученность – это особенная характеристика учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования, когда проявляются активность личности, отношение к учению и его способам, нравственно-волевые усилия к достижению целей образования. Особенностью обученности учащихся начального звена является способность ребенка с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и изменять учебный материал, использовать его в практической деятельности. Поэтому главной задачей педагогической диагностики является изучение и измерение обученности и обучаемости школьников, что позволяет, с одной стороны, оценить результативность и качество обучения, прочность навыков, с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Важно в этот период оценить основные навыки учебной саморегуляции и адаптации школьника через речевые и мыслительные умения, как важнейшие продукты образования и обучения в школе. Необходимо отметить, что формирование этих навыков носит сквозной характер, поскольку охватывает весь путь обучения в школе от начальной ступени до старшего звена.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является адаптация первоклассника, что предполагает создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Именно с целью решения данного вопроса коллектив педагогов гимназии давно сотрудничает с МДОУ «Детский сад № 96 «Капельки», реализуя программу по обеспечению преемственности образования, научной основой которой являются теоретические и практические материалы ученых, учителей-практиков и педагогов дошкольного образования.
Важной особенностью предлагаемого мониторинга является достаточный инструментарий для измерения умений и навыков чтения и письма (скорость, качество и продуктивность), а также произвольного внимания, самооценивания и самообслуживания. Используя наблюдения воспитателей детского сада и полученные данные, учитель может выявить скрытую неуспеваемость детей, определить пробелы в формировании и развитии учебных умений, обнаружить творческие способности учеников. Параметры этих наблюдений были обозначены на семинаре-проекте, посвященном процессу адаптации первоклассников. Учитывая эти данные, педагог может прогнозировать успешность или неуспешность адаптации ученика в школе.
Таблица 1Уровень развития выпускника ДОУ
Задача педагога – через комплексную диагностику на ранних этапах обучения выявить детей, имеющих проблемы по одному из указанных параметров, и проводить профилактические мероприятия для изменения негативных и развития позитивных качеств.
Для такого мониторинга кафедрой начальной школы и воспитателями дошкольного учреждения были выделены критерии, оценивающие сформированность навыков выпускника ДОУ и учебные навыки, которыми должен обладать первоклассник. Составив сводную таблицу этих параметров можно выявить результаты формирования и развития учебных умений каждого школьника.
Таблица 2
Результаты формирования ОУН
| Параметры | ДОУ | I полугод. | II полугод | |||||||||||||
| В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | ||||||||
| Обучение грамоте | ||||||||||||||||
| Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок. | ||||||||||||||||
| Умеет сравнивать предметы, явления. | ||||||||||||||||
| Умеет правильно пользоваться рукой при письме | ||||||||||||||||
| Умеет развернуто и аргументировано отвечать на вопросы | ||||||||||||||||
| Умеет составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением | ||||||||||||||||
| Уметь находить слова с определенным звуком, различать звуки на слух | ||||||||||||||||
| Умеет членить слова на слоги | ||||||||||||||||
| Умеет задавать вопросы | ||||||||||||||||
| Умеет различать и называть буквы | ||||||||||||||||
| Умеет определять место звука в слове | ||||||||||||||||
| Умеет самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших текстов | ||||||||||||||||
| Умеет составлять и читать схемы слов, предложений | ||||||||||||||||
| Умеет сливать буквы в слоги, слоги в слова | ||||||||||||||||
| Умеет выделять признаки предмета | ||||||||||||||||
| Математика | ||||||||||||||||
| Умеет различать и называть геометрические фигуры | ||||||||||||||||
| Умеет ориентироваться на листе клетчатой бумаги | ||||||||||||||||
| Умеет составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера | ||||||||||||||||
| Умеет называть числа в прямом и обратном порядке | ||||||||||||||||
| Умеет осуществлять основные действия при решении задач | ||||||||||||||||
| Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры | ||||||||||||||||
| Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитанием единицы из следующего за ним в ряду | ||||||||||||||||
| Умеет писать цифры от 0 до 10 | ||||||||||||||||
| Умеет соотносить цифру и число предметов | ||||||||||||||||
| Умеет пользоваться арифметическими знаками действий | ||||||||||||||||
| Умеет делить круг и квадрат на 2, 4 равные части | ||||||||||||||||
| Умеет определять состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел | ||||||||||||||||
Таблица «Результаты формирования ОУН» ориентирована на педагогов первых классов, так как позволяет отслеживать результативность обучения в первом полугодии и выявлять рост результатов каждого ученика. В этой диагностике внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по основным предметам. Эта диагностическая таблица многофункциональна: может быть как сводной по всему классу, так и индивидуальной, рассчитанной на одного ученика.
Дополнить мониторинг можно еще одним видом инструментария – «Листком достижений», где конкретизируются и укрупняются основные общеучебные навыки первого класса и позволяют отслеживать рост по четвертям. Оценку в этих диагностиках заменит цветовая гамма реальных учебных возможностей: высокий уровень можно обозначить красным цветом, средний – зеленым, а низкий – синим.
Таблица 3Листок достижений
| Учебные предметы | Период обучения | |||
| 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | |
| Чтение | ||||
| Осознанность | ||||
| Правильность | ||||
| Выразительность | ||||
| Скорость | ||||
| Русский язык | ||||
| Каллиграфия | ||||
| Орфография | ||||
| Развитие устной речи | ||||
| Математика | ||||
| Устные вычислительные навыки | ||||
| Письменные вычислительные навыки | ||||
| Решение задач | ||||
| Геометрический материал | ||||
| Ознакомление с окружающим миром | ||||
| Общеучебные навыки | ||||
| Умение работать с книгой | ||||
| Умение спланировать свою работу | ||||
| Умение обосновать оценку своей деятельности | ||||
| Самооценка | ||||
| Развитие познавательных мотивов и активности | ||||
| Сформированность ценностных отношений | ||||
| Общественная активность | ||||
| Отношение к учению | ||||
| Отношение к труду | ||||
| Отношение к товарищам | ||||
Тесное сотрудничество психолого-педагогической службы гимназии и воспитателей детского сада позволяет проводить работу по диагностированию таких психологических качеств у детей, как познавательные способности, мотивы учения, адаптация к школьной жизни, отследить положительные или отрицательные изменения этих параметров в процессе взросления ребенка. На основании диагностирования классному руководителю даются конкретные рекомендации.
Таблица 4Личная диагностическая карта
| Параметры | доу № 96«КаПеЛЬКИ» | 200___ - 200___уч. год | 200___ - 200___уч. год |
| 1 - ___ класс | 2 - ___ класс |
Познавательные способности
| Память | |||
| Мышление | |||
| Произвольное внимание | |||
| Наблюдательность | |||
| Речевое развитие |
Мотивы учения
Любознательность |
|
|
|
Трудолюбие |
|
|
|
Одобрение учителя |
|
|
|
Ответственность |
|
|
|
Самоутверждение |
|
|
|
Нет |
|
|
|
Адаптация к школьной жизни
| Тревожность | |||
| Самооценка |
Черты характера
| Настойчивость | |||
| Дисциплинированность | |||
| Организатор. способности | |||
| Склонность к лидерству | |||
| Доброта | |||
| Честность | |||
| Склонность к агрессивн. |
На основе мониторинговых исследований первоклассников составлен диагностический инструментарий для психолого-педагогического сопровождения обучения учащихся вторых, третьих и четвертых классов.
Не последнюю роль в формировании личности ученика играет его участие в жизни класса, во внешкольной работе, поэтому огромную роль играет мониторинг этих данных. Целью этого инструментария является отслеживание динамики социально – психологического развития учащихся.
Таблица 5Индивидуально-диагностическая карта отслеживания динамики социально-психологического развития ученика
| Результативность | 200__ - 200__ гг. | 200__ - 200__ гг. | 200__ - 200__ гг. | 200__ - 200__ гг. |
| 1 __ класс | 2 ___ класс | 3 ___ класс | 4 ___ класс | |
| Награжден:Похвальным листом | ||||
| Почетной грамотой | ||||
| Благодарственным письмом | ||||
| Другое | ||||
| Занимал места:НОУ | ||||
| Олимпиады | ||||
| спортивн. соревнования | ||||
| общешкольные мероприятия | ||||
| конкурсы |
Обобщая все выше сказанное, необходимо отметить, что, собрав все эти диагностические материалы, начиная с первого года обучения, можно составить портфолио на каждого ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
- Засорина Л. С., Плюснина Е. М. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования // Начальная школа. 1999. № 1
- Кузнецова М.И. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИСМО РАО http://ismo.ioso.ru