Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду; хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, к природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
В школе мы обучаем учащихся по предметным программам, рекомендованным министерством образования РФ, план воспитательной работы также рекомендован администрацией школы.
Однако, опыт работы показывает, что зачастую недостаточно этих программ и планов для успешного овладения учащимися национальных школ требуемыми ЗУН. Многолетний поиск решения этой проблемы привел автора к составлению данной программы.
Данная программа определяет цели, задачи и содержание работы по дополнительному образованию в начальных классах национальной школы, определяет в соответствии с возрастными возможностями и особенностями младших школьников оптимальные объемы различных видов и форм деятельности.
Программа позволяет снять возникающие трудности языкового характера, поведенческого характера, скорости усвоения новых знаний, умение использовать полученные знания и другие.
Данная программа носит личностно-ориентированный характер. Он обусловлен рядом объективно существующих обстоятельств.
Во - первых, динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во- вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны програматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействий с учащимся.
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.
Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики нет. Нам в школе было рекомендовано проведение в течение месяца классных часов и классных собраний, на которых обсуждаются текущие дела.
Часто эти собрания превращаются в гневный монолог учителя о плохом поведении или о плохом успеваемости учащихся, в проставление оценок в дневнике или дополнительные занятия по выполнению домашних заданий. Я уверена, что такое использование данного времени не только бесполезным, но и вредным.
Вот это время я предлагаю использовать для своей программы, чтобы снять негативные моменты и исключить перегрузку учащихся.
Данная программа предполагает проведение интегрированных занятий. Эти занятия не являются продолжением урока, они носят поисковый характер индивидуально-самастоятельной или самостоятельно-групповой деятельности.
Моя основная цель – дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности, помочь каждому успешно овладеть школьной программой.
Предлагается следующая почасовая сетка по классам, обусловленная возрастными особенностями учащихся их ЗУНами.
Класс | Воспитательский час | Предметный час | |
1 | 3 | 1 | |
2 | 2 | 2 | |
3 | 1полуг | 2 | 2 |
2полуг | 1 | 3 | |
4 | 1 | 3 |
Практика моей работы потребовала следующей часовой сетки по предметам. У кого-то она может быть иной.
1 класс | |||||
Дата проведения | Предмет | Тема | Форма проведения | Краткий анализ | |
сентябрь | 1 неделя | Воспит.час | Правила поведения в школе, на улице. | ||
2 неделя | Воспит.час | Правила поведения в обществ. местах. | |||
3 неделя | Воспит.час | Правила поведения в гостях. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. | |||
октябрь | 1 неделя | Воспит.час | Правила вежливости и культура речи. | ||
2 неделя | Воспит.час | Правила личной гигиены, аккуратности, опрятности. | |||
3 неделя | Воспит.час | Правила коллективной работы. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. | |||
ноябрь | 1 неделя | Воспит.час | Что такое “хорошо” и что такое “плохо” | ||
2 неделя | Воспит.час | О невежах и вежливости. | |||
3 неделя | Воспит.час | Что значит быть ответственным. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. Считалки. | |||
декабрь | 1 неделя | Воспит.час | Вежливые слова. | ||
2 неделя | Воспит.час | Правила точности и обязательности. | |||
3 неделя | Воспит.час | Веди себя прилично за столом. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. Считалки. | |||
январь | 1 неделя | Воспит.час | Кто я? Какой я? | ||
2 неделя | Воспит.час | Что такое поручение? | |||
3 неделя | Воспит.час | История моей дружбы. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. | |||
февраль | 1 неделя | Воспит.час | Страна, в которой я живу. | ||
2 неделя | Воспит.час | Поговорим о том, как мы выглядим. | |||
3 неделя | Воспит.час | О наших папах. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. | |||
март | 1 неделя | Воспит.час | Праздник для наших мам. | ||
2 неделя | Воспит.час | Природа и мы. | |||
3 неделя | Воспит.час | Детский фольклор. | |||
4 неделя | Предмет.час | ||||
апрель | 1 неделя | Воспит.час | Правила поведения в библиотеке. | ||
2 неделя | Воспит.час | Творцы книг. | |||
3 неделя | Воспит.час | Азбука дорожной безопасности. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. | |||
май | 1 неделя | Воспит.час | Я и компьютер. | ||
2 неделя | Воспит.час | Знаешь ли ты свои права? | |||
3 неделя | Воспит.час | Безопасность на каждый день. | |||
4 неделя | Предмет.час | Детский фольклор. |
2 класс | |||||
Дата проведения | Предмет | Тема | Форма проведения | Краткий анализ | |
сентябрь | 1 неделя | Воспит.час | О лени и лентяях. | ||
2 неделя | Воспит.час | Об аккуратности. | |||
3 неделя | Предмет.час | Для чего нужна речь. | |||
4 неделя | Предмет.час | Математический КВН | |||
октябрь | 1 неделя | Воспит.час | Твои поручения | ||
2 неделя | Воспит.час | Без друзей меня чуть-чуть | |||
3 неделя | Предмет.час | Волшебница – речь | |||
4 неделя | Предмет.час | Считай, смекай, отгадывай. | |||
ноябрь | 1 неделя | Воспит.час | Учись учиться. | ||
2 неделя | Воспит.час | Культура мира. Человек среди людей. | |||
3 неделя | Предмет.час | 1,2,3,4,5. учись считалки сочинять. | |||
4 неделя | Предмет.час | Путешествие в сказку. | |||
декабрь | 1 неделя | Воспит.час | Я отвечаю за свои поступки. | ||
2 неделя | Воспит.час | О Новом годе. | |||
3 неделя | Предмет.час | Устная речь. | |||
4 неделя | Предмет.час | Занимательная математика. | |||
январь | 1 неделя | Воспит.час | Книга – твой друг. | ||
2 неделя | Воспит.час | Об обидах и причинах обид. | |||
3 неделя | Предмет.час | Сказки. | |||
4 неделя | Предмет.час | Математический КВН | |||
февраль | 1 неделя | Воспит.час | Как ты выполняешь свои поручения. | ||
2 неделя | Воспит.час | Весна. Весенние праздники. | |||
3 неделя | Предмет.час | Знакомые незнакомцы. | |||
4 неделя | Предмет.час | Праздник чисел. | |||
март | 1 неделя | Воспит.час | Эгоисты. Кто они такие? | ||
2 неделя | Воспит.час | Кто твои друзья. | |||
3 неделя | Предмет.час | Об одном и том же по-разному. | |||
4 неделя | Предмет.час | Весёлое путешествие | |||
апрель | 1 неделя | Воспит.час | О чём я мечтаю. | ||
2 неделя | Воспит.час | Моя семья. | |||
3 неделя | Предмет.час | Ты и твой собеседник. | |||
4 неделя | Предмет.час | КВН “Весёлые геометры” | |||
май | 1 неделя | Воспит.час | Майские праздники. | ||
2 неделя | Воспит.час | Задание на лето. | |||
3 неделя | Предмет.час | Текст. Что это такое? | |||
4 неделя | Предмет.час | Путешествие с героями А.Волкова. |
3 класс | |||||
Дата проведения | Предмет | Тема | Форма проведения | Краткий анализ | |
сентябрь | 1 неделя | Воспит.час | Правда и ложь – кто они? | ||
2 неделя | Воспит.час | Содержи в порядке книги и тетради. | |||
3 неделя | Предмет.час | Когда наступает осень. Сентябрь. | |||
4 неделя | Предмет.час | Клуб веселых математиков. | |||
октябрь | 1 неделя | Воспит.час | Славлю тебя, Адыгея. | ||
2 неделя | Воспит.час | О жадности и жадных. | |||
3 неделя | Предмет.час | Октябрь. Занимательный календарь. | |||
4 неделя | Предмет.час | Поле чудес. | |||
ноябрь | 1 неделя | Воспит.час | Что такое характер? | ||
2 неделя | Воспит.час | Что значит в жизни похвала? | |||
3 неделя | Предмет.час | Ноябрь. Узелки на память. | |||
4 неделя | Предмет.час | Сбежавшие головоломки. | |||
декабрь | 1 неделя | Воспит.час | Подготовка к Новому году. | ||
2 неделя | Воспит.час | Я умею, я могу, я хочу. | |||
3 неделя | Предмет.час | Когда наступает зима. Декабрь. | |||
4 неделя | Предмет.час | Путешествие с героями книги В. Губарева “Королевство кривых зеркал”. | |||
январь | 1 неделя | Воспит.час | Мир вокруг меня. Какой он? | ||
2 неделя | Предмет.час | Январь. Устный журнал. | |||
3 неделя | Предмет.час | Какие бывают тексты. | |||
4 неделя | Предмет.час | Конкурс грамотеев. | |||
февраль | 1 неделя | Воспит.час | Путешествие по лабиринтам памяти. | ||
2 неделя | Предмет.час | Февраль. Узелки на память. | |||
3 неделя | Предмет.час | Как строится текст. | |||
4 неделя | Предмет.час | Развивающая игра “Греческий лабиринт”. | |||
март | 1 неделя | Воспит.час | Заповеди нашего класса. | ||
2 неделя | Предмет.час | Март. Занимательный календарь | |||
3 неделя | Предмет.час | Что такое план? | |||
4 неделя | Предмет.час | Поездка в Простоквашенск. | |||
апрель | 1 неделя | Воспит.час | Игра-путешествие “Джунгли”. | ||
2 неделя | Предмет.час | Апрель. Май. Узелки на память. | |||
3 неделя | Предмет.час | Объясняем и доказываем. | |||
4 неделя | Предмет.час | Башня времени. | |||
май | 1 неделя | Воспит.час | Лесенка достижений. | ||
2 неделя | Предмет.час | Летние месяцы. | |||
3 неделя | Предмет.час | Учись пересказывать кратко. | |||
4 неделя | Предмет.час | Игра “Считаем быстро”. |
4 класс | |||||
Дата проведения | Предмет | Тема | Форма проведения | Краткий анализ | |
сентябрь | 1 неделя | Воспит.час | Улыбка и смех приятны для всех. | ||
2 неделя | Предмет.час | Наша планета. | |||
3 неделя | Предмет.час | Серпантин одной фразы. Развивающая игра. | |||
4 неделя | Предмет.час | Математическая сказка | |||
октябрь | 1 неделя | Воспит.час | Кем я хочу быть? | ||
2 неделя | Предмет.час | Зов Арктики. | |||
3 неделя | Предмет.час | Ребусы. | |||
4 неделя | Предмет.час | Звездный час. | |||
ноябрь | 1 неделя | Воспит.час | Люди мира и их открытия. | ||
2 неделя | Предмет.час | Поле чудес. Тундра . | |||
3 неделя | Предмет.час | Шарады . | |||
4 неделя | Предмет.час | Мисс Урания. | |||
декабрь | 1 неделя | Воспит.час | Мои мечты и мои желания. | ||
2 неделя | Предмет.час | Путешествие по лесу. | |||
3 неделя | Предмет.час | Кроссворды . | |||
4 неделя | Предмет.час | Сбежавшие головоломки. | |||
январь | 1 неделя | Воспит.час | Друг в моей жизни. | ||
2 неделя | Предмет.час | Звездный час. Степь. | |||
3 неделя | Предмет.час | Анаграммы. | |||
4 неделя | Предмет.час | Игра “Ключи от форте Байяр”. | |||
февраль | 1 неделя | Воспит.час | Душевность и бездушность. | ||
2 неделя | Предмет.час | Зов пустыни. | |||
3 неделя | Предмет.час | Загадки (конструированные). | |||
4 неделя | Предмет.час | Клуб веселых математиков. | |||
март | 1 неделя | Воспит.час | Мамина гостиная. | ||
2 неделя | Предмет.час | Игра-путешествие по Черному морю. | |||
3 неделя | Предмет.час | Опиши животное. | |||
4 неделя | Предмет.час | Поле чудес. | |||
апрель | 1 неделя | Воспит.час | Что значит быть счастливым? | ||
2 неделя | Предмет.час | Устный журнал. Луг . | |||
3 неделя | Предмет.час | Невыдуманный рассказ. | |||
4 неделя | Предмет.час | Считай, смекай, отгадывай. | |||
май | 1 неделя | Воспит.час | Прощание с начальной школой. | ||
2 неделя | Предмет.час | КВН. Итоговое занятие. | |||
3 неделя | Предмет.час | КВН по русскому. | |||
4 неделя | Предмет.час | Звездный час. |