Программа по дополнительному образованию и воспитанию для учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду; хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, к природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

В школе мы обучаем учащихся по предметным программам, рекомендованным министерством образования РФ, план воспитательной работы также рекомендован администрацией школы.

Однако, опыт работы показывает, что зачастую недостаточно этих программ и планов для успешного овладения учащимися национальных школ требуемыми ЗУН. Многолетний поиск решения этой проблемы привел автора к составлению данной программы.

Данная программа определяет цели, задачи и содержание работы по дополнительному образованию в начальных классах национальной школы, определяет в соответствии с возрастными возможностями и особенностями младших школьников оптимальные объемы различных видов и форм деятельности.

Программа позволяет снять возникающие трудности языкового характера, поведенческого характера, скорости усвоения новых знаний, умение использовать полученные знания и другие.

Данная программа носит личностно-ориентированный характер. Он обусловлен рядом объективно существующих обстоятельств.

Во - первых, динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во- вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны програматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействий с учащимся.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.

Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики нет. Нам в школе было рекомендовано проведение в течение месяца классных часов и классных собраний, на которых обсуждаются текущие дела.

Часто эти собрания превращаются в гневный монолог учителя о плохом поведении или о плохом успеваемости учащихся, в проставление оценок в дневнике или дополнительные занятия по выполнению домашних заданий. Я уверена, что такое использование данного времени не только бесполезным, но и вредным.

Вот это время я предлагаю использовать для своей программы, чтобы снять негативные моменты и исключить перегрузку учащихся.

Данная программа предполагает проведение интегрированных занятий. Эти занятия не являются продолжением урока, они носят поисковый характер индивидуально-самастоятельной или самостоятельно-групповой деятельности.

Моя основная цель – дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности, помочь каждому успешно овладеть школьной программой.

Предлагается следующая почасовая сетка по классам, обусловленная возрастными особенностями учащихся их ЗУНами.

Класс Воспитательский час Предметный час
1 3 1
2 2 2
3 1полуг 2 2
2полуг 1 3
4 1 3

Практика моей работы потребовала следующей часовой сетки по предметам. У кого-то она может быть иной.

1 класс
Дата проведения Предмет Тема Форма проведения Краткий анализ
сентябрь 1 неделя Воспит.час Правила поведения в школе, на улице.    
2 неделя Воспит.час Правила поведения в обществ. местах.    
3 неделя Воспит.час Правила поведения в гостях.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор.    
октябрь 1 неделя Воспит.час Правила вежливости и культура речи.    
2 неделя Воспит.час Правила личной гигиены, аккуратности, опрятности.    
3 неделя Воспит.час Правила коллективной работы.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор.    
ноябрь 1 неделя Воспит.час Что такое “хорошо” и что такое “плохо”    
2 неделя Воспит.час О невежах и вежливости.    
3 неделя Воспит.час Что значит быть ответственным.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор. Считалки.    
декабрь 1 неделя Воспит.час Вежливые слова.    
2 неделя Воспит.час Правила точности и обязательности.    
3 неделя Воспит.час Веди себя прилично за столом.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор. Считалки.    
январь 1 неделя Воспит.час Кто я? Какой я?    
2 неделя Воспит.час Что такое поручение?    
3 неделя Воспит.час История моей дружбы.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор.    
февраль 1 неделя Воспит.час Страна, в которой я живу.    
2 неделя Воспит.час Поговорим о том, как мы выглядим.    
3 неделя Воспит.час О наших папах.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор.    
март 1 неделя Воспит.час Праздник для наших мам.    
2 неделя Воспит.час Природа и мы.    
3 неделя Воспит.час Детский фольклор.    
4 неделя Предмет.час      
апрель 1 неделя Воспит.час Правила поведения в библиотеке.    
2 неделя Воспит.час Творцы книг.    
3 неделя Воспит.час Азбука дорожной безопасности.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор.    
май 1 неделя Воспит.час Я и компьютер.    
2 неделя Воспит.час Знаешь ли ты свои права?    
3 неделя Воспит.час Безопасность на каждый день.    
4 неделя Предмет.час Детский фольклор.    
2 класс
Дата проведения Предмет Тема Форма проведения Краткий анализ
сентябрь 1 неделя Воспит.час О лени и лентяях.    
2 неделя Воспит.час Об аккуратности.    
3 неделя Предмет.час Для чего нужна речь.    
4 неделя Предмет.час Математический КВН    
октябрь 1 неделя Воспит.час Твои поручения    
2 неделя Воспит.час Без друзей меня чуть-чуть    
3 неделя Предмет.час Волшебница – речь    
4 неделя Предмет.час Считай, смекай, отгадывай.    
ноябрь 1 неделя Воспит.час Учись учиться.    
2 неделя Воспит.час Культура мира. Человек среди людей.    
3 неделя Предмет.час 1,2,3,4,5. учись считалки сочинять.    
4 неделя Предмет.час Путешествие в сказку.    
декабрь 1 неделя Воспит.час Я отвечаю за свои поступки.    
2 неделя Воспит.час О Новом годе.    
3 неделя Предмет.час Устная речь.    
4 неделя Предмет.час Занимательная математика.    
январь 1 неделя Воспит.час Книга – твой друг.    
2 неделя Воспит.час Об обидах и причинах обид.    
3 неделя Предмет.час Сказки.    
4 неделя Предмет.час Математический КВН    
февраль 1 неделя Воспит.час Как ты выполняешь свои поручения.    
2 неделя Воспит.час Весна. Весенние праздники.    
3 неделя Предмет.час Знакомые незнакомцы.    
4 неделя Предмет.час Праздник чисел.    
март 1 неделя Воспит.час Эгоисты. Кто они такие?    
2 неделя Воспит.час Кто твои друзья.    
3 неделя Предмет.час Об одном и том же по-разному.    
4 неделя Предмет.час Весёлое путешествие    
апрель 1 неделя Воспит.час О чём я мечтаю.    
2 неделя Воспит.час Моя семья.    
3 неделя Предмет.час Ты и твой собеседник.    
4 неделя Предмет.час КВН “Весёлые геометры”    
май 1 неделя Воспит.час Майские праздники.    
2 неделя Воспит.час Задание на лето.    
3 неделя Предмет.час Текст. Что это такое?    
4 неделя Предмет.час Путешествие с героями А.Волкова.    
3 класс
Дата проведения Предмет Тема Форма проведения Краткий анализ
сентябрь 1 неделя Воспит.час Правда и ложь – кто они?    
2 неделя Воспит.час Содержи в порядке книги и тетради.    
3 неделя Предмет.час Когда наступает осень. Сентябрь.    
4 неделя Предмет.час Клуб веселых математиков.    
октябрь 1 неделя Воспит.час Славлю тебя, Адыгея.    
2 неделя Воспит.час О жадности и жадных.    
3 неделя Предмет.час Октябрь. Занимательный календарь.    
4 неделя Предмет.час Поле чудес.    
ноябрь 1 неделя Воспит.час Что такое характер?    
2 неделя Воспит.час Что значит в жизни похвала?    
3 неделя Предмет.час Ноябрь. Узелки на память.    
4 неделя Предмет.час Сбежавшие головоломки.    
декабрь 1 неделя Воспит.час Подготовка к Новому году.    
2 неделя Воспит.час Я умею, я могу, я хочу.    
3 неделя Предмет.час Когда наступает зима. Декабрь.    
4 неделя Предмет.час Путешествие с героями книги В. Губарева “Королевство кривых зеркал”.    
январь 1 неделя Воспит.час Мир вокруг меня. Какой он?    
2 неделя Предмет.час Январь. Устный журнал.    
3 неделя Предмет.час Какие бывают тексты.    
4 неделя Предмет.час Конкурс грамотеев.    
февраль 1 неделя Воспит.час Путешествие по лабиринтам памяти.    
2 неделя Предмет.час Февраль. Узелки на память.    
3 неделя Предмет.час Как строится текст.    
4 неделя Предмет.час Развивающая игра “Греческий лабиринт”.    
март 1 неделя Воспит.час Заповеди нашего класса.    
2 неделя Предмет.час Март. Занимательный календарь    
3 неделя Предмет.час Что такое план?    
4 неделя Предмет.час Поездка в Простоквашенск.    
апрель 1 неделя Воспит.час Игра-путешествие “Джунгли”.    
2 неделя Предмет.час Апрель. Май. Узелки на память.    
3 неделя Предмет.час Объясняем и доказываем.    
4 неделя Предмет.час Башня времени.    
май 1 неделя Воспит.час Лесенка достижений.    
2 неделя Предмет.час Летние месяцы.    
3 неделя Предмет.час Учись пересказывать кратко.    
4 неделя Предмет.час Игра “Считаем быстро”.    
4 класс
Дата проведения Предмет Тема Форма проведения Краткий анализ
сентябрь 1 неделя Воспит.час Улыбка и смех приятны для всех.    
2 неделя Предмет.час Наша планета.    
3 неделя Предмет.час Серпантин одной фразы. Развивающая игра.    
4 неделя Предмет.час Математическая сказка    
октябрь 1 неделя Воспит.час Кем я хочу быть?    
2 неделя Предмет.час Зов Арктики.    
3 неделя Предмет.час Ребусы.    
4 неделя Предмет.час Звездный час.    
ноябрь 1 неделя Воспит.час Люди мира и их открытия.    
2 неделя Предмет.час Поле чудес. Тундра .    
3 неделя Предмет.час Шарады .    
4 неделя Предмет.час Мисс Урания.    
декабрь 1 неделя Воспит.час Мои мечты и мои желания.    
2 неделя Предмет.час Путешествие по лесу.    
3 неделя Предмет.час Кроссворды .    
4 неделя Предмет.час Сбежавшие головоломки.    
январь 1 неделя Воспит.час Друг в моей жизни.    
2 неделя Предмет.час Звездный час. Степь.    
3 неделя Предмет.час Анаграммы.    
4 неделя Предмет.час Игра “Ключи от форте Байяр”.    
февраль 1 неделя Воспит.час Душевность и бездушность.    
2 неделя Предмет.час Зов пустыни.    
3 неделя Предмет.час Загадки (конструированные).    
4 неделя Предмет.час Клуб веселых математиков.    
март 1 неделя Воспит.час Мамина гостиная.    
2 неделя Предмет.час Игра-путешествие по Черному морю.    
3 неделя Предмет.час Опиши животное.    
4 неделя Предмет.час Поле чудес.    
апрель 1 неделя Воспит.час Что значит быть счастливым?    
2 неделя Предмет.час Устный журнал. Луг .    
3 неделя Предмет.час Невыдуманный рассказ.    
4 неделя Предмет.час Считай, смекай, отгадывай.    
май 1 неделя Воспит.час Прощание с начальной школой.    
2 неделя Предмет.час КВН. Итоговое занятие.    
3 неделя Предмет.час КВН по русскому.    
4 неделя Предмет.час Звездный час.