Цели:
Обучающие:
- Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами»;
- Проверить умения учащихся пользоваться таблицами;
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- Развивать логическое мышление и монологическую речь учащихся, вопросно-ответной формы.
Воспитательные:
- Формирование познавательного интереса учащихся к предмету, активности и самостоятельности суждений;
- Создание условий для воспитания чувства патриотизма и долга перед ветеранами ВОВ.
- Воспитание положительного отношения к знаниям и процессу учения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, коллективная, групповая.
Оборудование и материалы: презентация с заданиями, выполненная в программе PowerPoint.
Оформление: плакат «Математика - гимнастика ума».
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Повторение и обобщение знаний учащихся, через выполнение игровых заданий.
- Подведение итогов игры.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы и цели урока. Настрой на работу.
Учитель: Вы знаете, что на войне побеждает тот, кто умнее, находчивее и сообразительнее. Смекалка и находчивость помогали нашим воинам в Великой отечественной войне принимать правильные и верные решение в трудный и ответственный момент. Командирам и солдатам часто приходилось ориентироваться по карте, определять свое место положение, читать и отправлять зашифрованные послания, а также делать расчеты передвижения армии. Сегодня мы с вами тоже попробуем выполнить некоторые задачи, с которыми сталкивались наши герои на войне.
II. Повторение и обобщение знаний. Приложение1 (презентация).
(В течении всего урока учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы. Ученик верно, решивший пример или правильно ответивший на вопрос, получает медальон – фишку. В конце урока всем учащимся, получившим фишки, выставляются «5»).
В первых конкурсах вам понадобятся ваша сообразительность и смекалка.
Подумай! Сообрази!
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
- У родителей 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько детей в семье?
- Двое играли в шашки 4 часа. Сколько играл каждый из них?
- Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?
- Одно яйцо варят 4 минуты? Сколько минут нужно варить 5 яиц?
- Как может кошка зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя?
- Чем больше из нее берут, тем больше она становится.
Морская разведка.
Задача:
Разведчику, двигающемуся в составе эскадры дано задание, обследовать район моря на 80 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадры – 12 миль в час, скорость разведчика – 28 миль в час. Требуется определить, через сколько времени разведчик возвратиться к эскадре.
Решение:
X – искомое число часов, 12x миль – пройдет эскадра,
28x миль – пройдет разведчик, (12x+28x) миль – пройдут вместе.
Разведчик прошел 80 миль и часть обратного пути, а другую часть этого пути прошла эскадра, следовательно весь путь составил 80*2 миль.
12x+12x=160, 40x=160, x=4.
Итак, разведчик возвратится к эскадре через 4 часа.
Ответ: 4 часа.
Учитель: Наши воины умели точно и правильно определять время, были сообразительны и находчивы в сложных ситуациях, они хорошо умели передавать и читать послания в виде шифровки. В фильме «17 мгновений весны» разведчику Штирлицу очень часто приходилось отправлять и получать зашифрованные письменные и устные послания. И нам тоже предстоит расшифровать такие шифровки и послания.
Шифровка.
Ребусы.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Секретное послание.
Задание: решить каждый пример, выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу.
(-53-74):2+15;
-12*2+15*(-4)-225;
(370+122):(317-314)-25;
-320:20-200.
1 | -2 | -3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ь | т | д | е | р | ! | к | а | ж |
(458+22):(218-230)-3;
(357:7+100)*138:19*3;
(307-65):11+787:6-10;
(75+15):(103-23)-2.
1 | 2 | 3 | -4 | 5 | 6 | 0 |
! | ц | о | м | ы | л | д |
III. Подведение итогов.
Всем учащимся, получившим фишки, выставляются «5».
IV. Рефлексия.
Вопросы учащимся:
- что вы сегодня вспомнили на уроке?
- что вам понравилось на уроке?
- что не понравилось?
- что показалось сложным?
- что не вызвало затруднений?
- что полезного для себя вы сделали на уроке?
- дайте оценку своей работе на уроке.