Урок по программе УМК "Перспективная начальная школа" по окружающему миру во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Развивать умение работать в парах, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению товарищей.
  2. Повторить отличительные признаки птиц. Познакомить с разнообразием перьевого покрова птиц. Расширить знания о питании птиц.
  3. Привлечь внимание обучающихся к проблеме охраны птиц и мест их гнездования.

Оборудование: Хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, иллюстрации птиц, аудиозапись голосов птиц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урок. (Положительный настрой обучающихся на работу, приветствие учителя)

ІІ. Введение в тему урока.

Маша предлагает определить тему урока по отгадкам.

1) Отгадывание загадок с иллюстрированием птиц.

1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

(На доске выставляется иллюстрация)

2. Белее снега
Чернее сажи,
Выше дома,
Ниже травы. (Сорока)

3. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь
Важен важностью… (Снегирь)

4. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый… (Скворец)

5. Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)

ІІІ. Определение темы урока обучающимися.

- О ком же пойдет речь на уроке?

1) Работа по учебнику с.21.

- Откроем учебник. На какой странице? Как вы догадались? (Посмотрим оглавление учебника и найдем эту тему)

ІV. Новая тема.

1) Беседа по учебнику с.21.

- Рассмотрите рисунок. Кто изображен? Как можно отличить птиц от других животных? (Тело покрыто перьями и летают)

- Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нет, летучая мышь летает, а не птица, бабочка-насекомое)

- Бывают нелетающие птицы? (Пингвин)

- Плавают ли птицы? (Да)

2) Работа со словарем в учебнике.

Прочитайте текст. Найдите в словаре толкование слова "птицы". (Дети работают со словарем, который помещен в учебнике)

- Какое главное отличие птиц от других животных? (Наличие перьевого покрова тела)

3) Работа по учебнику.

Чтение текста по учебнику на странице 21.

- Зачем птицам перья?

- А сейчас я предлагаю проверить правильность ответов, прочитав рассказ из хрестоматии “Зачем птицам перья?”

4) Работа по хрестоматии.

Как найти этот рассказ в хрестоматии? (По оглавлению)

5) Чтение текста по “цепочке”.

6) Работа с фразеологизмами.

- Почему в народе говорят – как с гуся вода?

- Почему речь идет о гусе, а не о курице?

(Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.

- Вы видели, как выглядят куры, попавшие под дождь? Не зря в народе говорят: мокрая курица.)

V. Физминутка.

Летели две птички (поднимание и опускание рук)
Собой невелички. (цлопки в ладоши)
Как они летели, (махание руками)
Все люди глядели. (наклон вперед)
Как они садились, (приседание )
Все люди дивились. (поднимание плеч)

VІ. Закрепление изученного.

1) Работа по учебнику. С.22.

Ответы на вопросы.

2) Работа в парах по содержанию рассказа.

- Прочитайте текст и в парах друг другу расскажите о прочитанном.

3) Самостоятельная работа в тетради.

- А сейчас вы выполните задания в тетради с.16 № 21, 22.

4) Беседа по наблюдениям.

- Приходилось ли вам слушать соловьиные трели? Каких певчих птиц, кроме соловья вы знаете? (Жаворонок, певчий дрозд, иволга)

Прослушивание аудиозаписи соловья. (Иллюстрация)

А как вы думаете, кормит ли песня соловья?

5) Работа с хрестоматией.

В хрестоматии прочитаем рассказ и все узнаем с 94.

- Правильно ли говорят, что “песня соловья не кормит”?

- А это кто поет? - прослушивание аудиозаписи кукушки. (Иллюстрация)

6) Сообщение заранее подготовленного обучающегося.

А вы знаете, что кукушонок в течении первых 4 дней выбрасывает птенцов –хозяев бессознательно. На спине у кукушонка находятся чувствительные сосочки. Кукушонок сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Через 4 дня эта чувствительность исчезает. Если за это время кукушонок не успеет избавиться “от лишних ртов” в гнезде, то уже больше этого не сделает.

7) Выводы по теме.

- А как человек должен заботиться о пернатых друзьях?

Выводы детей: Попробуйте хоть на минуту представить наш мир без птиц. Как бы обеднела наша жизнь. Птицы украшают нашу жизнь, своими трелями они радуют наше сердце и душу. Птицы- защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов.

8) Чтение стихотворения наизусть заранее подготовленного обучающегося.

Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поет
Щегол и раполов.
Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
“Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!”

VІІ. Итог.

- Назовите отличительные признаки птиц.

- Зачем нужен птицам перьевой покров?

- Какое задание понравилось больше всего?

VІІІ. Домашнее задание.

- Нарисовать рисунки птиц.

ІХ. Выставление отметок.