Задачи урока:
- Развивать умение работать в парах, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению товарищей.
- Повторить отличительные признаки птиц. Познакомить с разнообразием перьевого покрова птиц. Расширить знания о питании птиц.
- Привлечь внимание обучающихся к проблеме охраны птиц и мест их гнездования.
Оборудование: Хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, иллюстрации птиц, аудиозапись голосов птиц.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урок. (Положительный настрой обучающихся на работу, приветствие учителя)
ІІ. Введение в тему урока.
Маша предлагает определить тему урока по отгадкам.
1) Отгадывание загадок с иллюстрированием птиц.
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
(На доске выставляется иллюстрация)
2. Белее снега
Чернее сажи,
Выше дома,
Ниже травы. (Сорока)
3. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь
Важен важностью… (Снегирь)
4. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый… (Скворец)
5. Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
ІІІ. Определение темы урока обучающимися.
- О ком же пойдет речь на уроке?
1) Работа по учебнику с.21.
- Откроем учебник. На какой странице? Как вы догадались? (Посмотрим оглавление учебника и найдем эту тему)
ІV. Новая тема.
1) Беседа по учебнику с.21.
- Рассмотрите рисунок. Кто изображен? Как можно отличить птиц от других животных? (Тело покрыто перьями и летают)
- Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нет, летучая мышь летает, а не птица, бабочка-насекомое)
- Бывают нелетающие птицы? (Пингвин)
- Плавают ли птицы? (Да)
2) Работа со словарем в учебнике.
Прочитайте текст. Найдите в словаре толкование слова "птицы". (Дети работают со словарем, который помещен в учебнике)
- Какое главное отличие птиц от других животных? (Наличие перьевого покрова тела)
3) Работа по учебнику.
Чтение текста по учебнику на странице 21.
- Зачем птицам перья?
- А сейчас я предлагаю проверить правильность ответов, прочитав рассказ из хрестоматии “Зачем птицам перья?”
4) Работа по хрестоматии.
Как найти этот рассказ в хрестоматии? (По оглавлению)
5) Чтение текста по “цепочке”.
6) Работа с фразеологизмами.
- Почему в народе говорят – как с гуся вода?
- Почему речь идет о гусе, а не о курице?
(Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.
- Вы видели, как выглядят куры, попавшие под дождь? Не зря в народе говорят: мокрая курица.)
V. Физминутка.
Летели две птички (поднимание и опускание рук)
Собой невелички. (цлопки в ладоши)
Как они летели, (махание руками)
Все люди глядели. (наклон вперед)
Как они садились, (приседание )
Все люди дивились. (поднимание плеч)
VІ. Закрепление изученного.
1) Работа по учебнику. С.22.
Ответы на вопросы.
2) Работа в парах по содержанию рассказа.
- Прочитайте текст и в парах друг другу расскажите о прочитанном.
3) Самостоятельная работа в тетради.
- А сейчас вы выполните задания в тетради с.16 № 21, 22.
4) Беседа по наблюдениям.
- Приходилось ли вам слушать соловьиные трели? Каких певчих птиц, кроме соловья вы знаете? (Жаворонок, певчий дрозд, иволга)
Прослушивание аудиозаписи соловья. (Иллюстрация)
А как вы думаете, кормит ли песня соловья?
5) Работа с хрестоматией.
В хрестоматии прочитаем рассказ и все узнаем с 94.
- Правильно ли говорят, что “песня соловья не кормит”?
- А это кто поет? - прослушивание аудиозаписи кукушки. (Иллюстрация)
6) Сообщение заранее подготовленного обучающегося.
А вы знаете, что кукушонок в течении первых 4 дней выбрасывает птенцов –хозяев бессознательно. На спине у кукушонка находятся чувствительные сосочки. Кукушонок сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Через 4 дня эта чувствительность исчезает. Если за это время кукушонок не успеет избавиться “от лишних ртов” в гнезде, то уже больше этого не сделает.
7) Выводы по теме.
- А как человек должен заботиться о пернатых друзьях?
Выводы детей: Попробуйте хоть на минуту представить наш мир без птиц. Как бы обеднела наша жизнь. Птицы украшают нашу жизнь, своими трелями они радуют наше сердце и душу. Птицы- защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов.
8) Чтение стихотворения наизусть заранее подготовленного обучающегося.
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поет
Щегол и раполов.
Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
“Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!”
VІІ. Итог.
- Назовите отличительные признаки птиц.
- Зачем нужен птицам перьевой покров?
- Какое задание понравилось больше всего?
VІІІ. Домашнее задание.
- Нарисовать рисунки птиц.
ІХ. Выставление отметок.