Применение метода проекта на уроке математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цель: обеспечить в ходе урока закрепление умения определять порядок действий, преобразовывать величины, решать задачи, выполнять письменные вычисления, решать нестандартные задачи.

Задачи:

  • закрепить общеучебные умения и навыки по математике учащихся 4 класса;
  • содействовать в ходе занятия формированию и развитию самооценки, критичности, внимательности.
  • развивать познавательные интересы школьников, включая в содержание занятия элементы новизны знаний, связи с жизнью, познавательных сторон.
  • реализовать технологию проектной деятельности в уроке математики.

Оборудование: камни с математическими выражениями, карточки-плиты для закладывания фундамента с ребусами, карточка для расчётов размера кирпичей, кирпичи с математическими выражениями, эскизы дома, сигнальные треугольники синего, красного, зелёного и белого цвета, крыша для дома, рамы для дома, карточки с задачами, цветы красного, жёлтого, синего цветов для определения оценки работы в группе, карточки для звёздочки обдумывания, памятка с этапами проектной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём его в виде деловой игры “Строим дом” и закрепим знания, умения и навыки по математике, приобретённые в 4 классе. Так же на уроке нам понадобятся знания проектной деятельности. Строить дом мы будем, используя этапы проектной деятельности. Давайте их вспомним.

2. Основные этапы проектной деятельности

  • Определение потребностей и краткая формулировка задачи.
  • Набор первоначальных идей.
  • Проработка одной или нескольких идей.
  • Планирование и изготовление продукта.
  • Презентация или защита проекта.
  • Оценка своей работы.

1-й этап. Определение потребностей и краткая формулировка задачи

Всегда ли человек жил в таких условиях, каких сейчас?

(Ответы детей.)

– Какие жилища были у древних людей?

(Ответы детей.)

– Какое жилище строится в наше время?

(Ответы детей. Можно заранее дать ребёнку задание, чтобы он приготовил сообщение на тему “Жилище людей от древности до современности”.)

– Было такое время, когда люди получали жильё бесплатно. Для этого им нужно было устроиться на работу в какую-либо организацию, встать на очередь на жильё и дожидаться. Квартиры и дома могли получать люди разных слоёв общества: и интеллигенция, и рабочие, и крестьяне. Ведь согласитесь, что крыша над головой, это очень важно в жизни человека.

– Какая жилищная программа действует сейчас в России? (Программа “Доступное жильё”.)

– В чём заключается смысл этой программы? (В оформлении ипотеки.)

– Что такое ипотека? (Ответ находим в словаре С.И.Ожегова.)

Ипотека – это залог недвижимого имущества; ссуда, выдаваемая под такой залог, а также соответствующий документ.

– В нашем районе уже многие молодые семьи получили ипотечное кредитование. А у нас в классе есть ребята, родители которых оформили ипотеку?

(Ответы детей.)

– Давайте представим, что мы взрослые люди, которые оформили ипотеку на приобретение жилья. Приходит момент строительства, а мы не знаем с чего начать. Таким образом, что у нас создаётся? (Ответ детей: “Проблема”.)

Дети формулируют проблему.

Проблема: нам нужно построить дом, но мы не знаем, как это сделать, с чего начать.

Цель: построить дом.

2-й этап. Набор первоначальных идей

Выделите как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь для строительства нашего дома.

Для проработки первоначальных идей используем упражнение “Мозговой штурм”. Перед началом упражнения прослушайте инструкцию.

ИНСТРУКЦИЯ

Внимание!

Помните, что во время “мозгового штурма” вы не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Оценка ваших идей будет сделана позже – после “мозгового штурма”.

Не забудьте: надо записывать все предложенные идеи, стараясь, чтобы их было как можно больше.

(Детям раздаются большие листы бумаги, для записи первоначальных идей.)

3-й этап. Проработка одной или нескольких идей

Обсуждаем все предложенные идеи и выбираем в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Создаём схему обдумывания.

Звездочка обдумывания

4-й этап. Планирование и изготовление изделия

Мы с вами строители. Поэтому разделимся на бригады. Первый ряд- I бригада, второй ряд- II бригада, третий ряд- III бригада.

1. Работа по карточкам.

Ребята назначают бригадиров. Они получают карточки с ребусами для установки фундамента дома.

Один ученик получает карточку и работает у доски. Он рассчитывает размер кирпичей.

Все остальные ребята работают на расчистке площадки.

2. Работа в группе.

На нашей площадке много камней, которые нам предстоит убрать. А помогут нам знания математики. Если вы решите выражения, камни убираются. (Каждой бригаде нужно убрать свой камень, т.е. решить своё выражение.)

– Камни убраны.

Закладываем фундамент. Бригадиры сдают ребусы.

На доске появляется фундамент. Им являются карточки с ребусами.

Из какого строительного материала выкладываю стены? (Ответы детей.) Наш дом будет из кирпича.

Смотрим расчеты на доске. Проверяем ученика работавшего по карточке.

3. Работа по карточкам разноуровневого характера

Размеры кирпича мы знаем. Теперь нам нужно его закупить. На партах у каждого лежат листочки коричневого цвета (кирпичи), на них задание тестового характера в трех вариантах.

I вариант рассчитан на сильного ученика, II вариант – на среднего, III вариант- на слабого.

– За две минуты нужно постараться решить как можно больше выражений.

Взаимопроверка.

4. Физкультминутка

Ну, вот наши кирпичи готовы. Мы немного устали, поэтому предлагаю сделать перерыв.

Раз, два, три, четыре.
Руки выше, ноги шире.
Мы немного отдохнем,
Строить дом опять начнем.

– Теперь повезем наши кирпичи со склада на участок. (На конце указки прикреплен нарисованный грузовик. Везем кирпичи по дороге. Дорогой служат траектории разных цветов по технологии Базарнова. Упражнение для профилактики близорукости).

5. Работа по эскизу.

От каждой бригады выделяется по одному человеку для возведения стен. Дети выкладывают стены по эскизу. Каменщики работают у доски.

6.Самостоятельная работа

Выполняем №323 (1) учебника.

Стены возведены.

Следующий этап – возведение крыши. Мы кровельщики. Чтобы наша крыша получилась добротной, крепкой и не протекала, нам нужно хорошо потрудиться.

Запиши число, в котором

796 единиц III класса, 835 единиц II класса, 214 единиц I класса;
570 единиц I класса, 94 единицы II класса, 20 единиц III класса;
301 единица III класса, 8 единиц I класса;
20 единиц II класса, 9 единиц I класса, 1 единица III класса.

Получившиеся числа проверяем при помощи сигнальных треугольников. (У каждого ученика на столе лежат треугольники разных цветов: синий, красный, зелёный, белый.)

Синий – 796 835 214
Красный- 20 094 570
Зеленый – 301 000 008
Белый – 20 001 009

– Какой треугольник оказался ошибочным? (Белый.) Он будет являться нашей крышей. (На доске появляется белая крыша.)

Чего еще не хватает у нашего дома? (Оконных рам.)

– Люди какой профессии изготавливают деревянные рамы? (Плотники.)

– Из какого материала изготавливают современные окна? (Пластик.)

7. Работа в группе

Чтобы поставить рамы нужно выполнить еще одно математическое задание. Решить задачи.

(Задачи решаются в бригаде. Затем выбирается ученик и отчитывается по решению задачи.)

8. Решение задачи. Работа с классом

– Зная длину и ширину оконной рамы, из задач которые мы решили в группах, можно узнать, какой длины нужна рейка, чтобы сделать эту раму? (Нужно найти периметр.)

Дети решают задачу.

Прикрепляются рамы.

– Вот дом и построен. Много труда мы вложили, но не зря. Дом получился красивый.

5-й этап. Оценка своей работы

– Оценим свою работу.

Бригада оценивает труд каждого сотрудника.

– Если ваш сотрудник работал в полную силу, вручите ему красный цветок, если мог бы лучше – вручите желтый цветок, если вам не понравилось, как работал сотрудник – вручите синий цветок.

Цветы сажаются в клумбы у дома. Каждая бригада оформляет свою клумбу.

– А теперь оцените каждый себя.

В коробку положите треугольники следующих цветов:

красный – работал в полную силу
желтый – мог бы работать лучше
зеленый – работал слабо

Оценка учителя.

Над клумбой бригады, которая работала лучше всех, появляется бабочка.

6-й этап. Презентация или защита проекта

Дети представляют свой продукт. Делятся своим мнением, впечатлениями от работы над проектом. Сообщают, для кого или для чего предназначен данный продукт, приятно ли будет им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.

Присутствующие гости задают детям интересующие их вопросы по выполнению проекта.