ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Регулярные занятия ритмической гимнастикой способствуют нормальному функционированию как отдельных органов, так и всего организма в целом. Занимаясь ритмической гимнастикой, можно улучшить обмен веществ,
деятельность сердечно – сосудистой системы, дыхательной системы, повысить уровень физической подготовленности, жизненный тонус, работоспособность.
Систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют сохранению силы, гибкости, красоты тела, улучшают осанку, походку, нормализуют вес, стабилизируют кровяное давление, пульс, предупреждают отложение солей в суставах, помогают организму легче справляться с пере напряжением и стрессами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
1. Укрепление здоровья, формирование навыков правильной осанки, походки, красивой фигуры.
2. Развитие основных двигательных качеств;развитие координации движений.
3. Развитие и совершенствование единого темпа и ритма упражнений.
4. Создание эмоционального фона в процессе занятий.
УЧЕБНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
При подготовке к уроку следует очень осторожно отнестись к подбору музыки. Она не должна утомлять нервную систему, не должна быть монотонной, однообразной, соответствовать возрасту и эстетическому воспитанию.
Объективными показателями влияния физической нагрузки на организм занимающихся является пульс. Поэтому в процессе занятия нужно несколько раз измерять его и следить за временем восстановления. Выполнение гимнастических упражнений на пульсе 70-80% от максимального (220-возраст) даёт тренирующий эффект. В процессе занятий может быть несколько пиков с более высокой частотой сердечных сокращений – 85-90% от максимального.
Преподаватель ритмической гимнастики должен иметь хорошие внешние данные, идеально выполнять предлагаемые упражнения, иметь прекрасное чувство ритма, навык в речевой подготовке, владеть методом зеркального показа и уметь видеть всех занимающихся.
«Аэробные» упражнения-это упражнения с большими нагрузками, которые определяются строго индивидуально для каждого занимающегося по оптимальному показателю пульса. Этот показатель может быть различным в зависимости от возраста и частоты сердечных сокращений в покое. Поэтому все занимающиеся должны уметь измерять свой пульс. Пульс хорошо прощупывается на запястье, шее, висках.
При выполнении упражнений комплекса ритмической гимнастики пульс несколько раз может достигать максимальной величины (после бега, прыжков). Поэтому сразу после пиковых максимальных нагрузок
необходимо измерять пульс.
В конце комплекса упражнений надо уделить внимание упражнениям на растягивание и на расслабление для снятия напряжения. К концу выполнения упражнений на расслабление пульс должен быть на 20-30 ударов выше, чем
в состоянии покоя.
Для того, чтобы занятия были более эффективными, нужно переодически проводить медицинский и педагогический контроль, во время которого измеряются следующие показатели: рост, вес, показания динамометрии,
жизненной ёмкости лёгких. С помощью специальных тестов определяется уровень развития физических качеств: выносливости, силы, гибкости, подвижности в суставах, координации движений и скоростно-силовых качеств.
При хорошей организации занятий и высокой требовательности к учащимся успешно выполняются поставленные задачи учебно-воспитательной работы.
При каждом успешном выполнении изучаемых упражнений повышается желание овладевать новыми упражнениями и заниматься ритмической гимнастикой.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ.
Для занятий ритмической гимнастикой не нужно различного инвентаря и снарядов, как для занятий спортивной гимнастикой. Нужен спортзал или площадка. магнитофон с записью мелодий, коврики (мячи, палки, скакалки и т. д., если необходимы предметы при выполнении упражнений.
Используются на занятиях ритмической гимнастикой как общеразвивающие упражнения, так и специально-двигательные упражнения, танцевальные, прикладные упражнения (ходьба, бег, прыжки и т. д.)
При проведении занятий могут быть использованы две формы: импровизация и стабильный комплекс. Особенно для начинающих наиболее эффективны заранее разработанные программы, а для более подготовленных лучше заниматься импровизированно.
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Упражнения ритмической гимнастики могут применятся как разминка во вводной части урока. В основной части урока упражнения ритмической гимнастики могут способствовать развитию физических качеств – силы, гибкости, выносливости, ловкости. Ритмическая гимнастика успешно используется в школах на подвижных переменах. А так как дети на переменах находятся в повседневной форме одежды, то и упражнения должны подбираться так. чтобы учащиеся могли их выполнить.
Очень важно в младшем школьном возрасте научить детей почувствовать чувство ритма. Именно в этом возрасте закладывается фундамент развития всех качеств организма. Уроки ритмической гимнастики очень эффективны, т. к. высока плотность урока. Упражнения во всех частях урока должны быть просты и легки для запоминания, интересны детям. В первом классе дети любят играть, как в детском саду. Занятие будет проходить интереснее, если преподаватель даст названия упражнениям («пингвин», «кенгуру», «мячик», «кошечка» и т. д. )
Музыка также должна подбираться соответственно возрасту. В более старших классах начальной школы упражнения должны постепенно усложняться, темп выполнения также увеличивается.
На уроках ритмической гимнастики используются строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, прыжков, общеразвивающие упражнения.
Способы проведения урока: проходной (в движении ) и на месте в разомкнутом строю.
Преподаватель может составлять комплексы упражнений ритмической гимнастики по собственному вкусу, но следует обращать внимание на то, чтобы
Комплекс не только способствовал развитию физических качеств, но и помогал
Стать пластичными, музыкальными.
Можно порекомендовать строить комплексы по частям и сериям: первая часть-подготовительная, вторая-основная. третья-заключительная.
Основная задача подготовительной части-общий настрой занимающихся на урок, переход организма на другой функциональный уровень. В этой части выполняют простейшие упражнения для голеностопного, коленного суставов, кистей рук.
Основная часть состоит из нескольких серий. Количество серий определяется задачами урока, возрастом занимающихся, их подготовленностью и др. В урок входит 3-4 серии. В 1 серию включаются упражнения для рук, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Последовательность движений в серии предусматривает подбор упражнений, сначала воздействующих на голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, а затем постепенно вовлекающих в работу всё большую группу мышц.
2 серия состоит из беговых элементов, подскоков, движений танцевального характера. В 3 серии обычно выполняются упражнения в партере (сидя и лёжа ).
В 4 серии можно повторить вторую (беговую) серию или выполнять элементы народных, эстрадных, бальных танцев.
Непременным условием правильно построенного урока является наличие заключительной части. Обычно-это упражнения на расслабление и дыхательные.
В этой части занятия применяются и некоторые гимнастические элементы : стойка на лопатках, различные наклоны, полушпагат и шпагат, мост и др. Также могут применяться психорегулирующие средства, в частности аутогенная тренировка.
Готовясь к проведению упражнений ритмической гимнастики, следует подобрать соответствующие упражнения: определить их дозировку, темп и ритм выполнения. Упражнения должны быть доступны занимающимся и выполняться с различной интенсивностью. При чередовании упражнений важно соблюдать постепенность увеличения нагрузки и последовательность их.
Очень важно правильно подобрать музыку. Например, для разновидностей ходьбы подбирается весёлая, задорная, маршевая музыка с чётким ритмом. Для беговых и прыжковых упражнений используется стремительная, быстрая музыка. Общеразвивающие упражнения выполняются в различном темпе, с разной амплитудой. Быстрые и отрывистые упражнения лучше выполнять под музыку размером 2/4, 4/4 ( польки, галопы, современные ритмы ), а плавные, мягкие, широкие движения – под музыку размером 3/4 ( вальс и др. ).
Ниже, в программе приводятся примерные комплексы ритмической гимнастики для начального, среднего и старшего звеньев школы.