Тип урока - изучение нового материала.
Форма урока - урок-исследование.
Цели урока:
Обучающая - познакомить учащихся с тайными обществами декабристов, их программами; определить общее и различия их взглядах;
Развивающая - развивать умения и навыки работы с историческими источниками; обобщать и выделять главное, сравнивать и делать выводы; работать в группе;
Воспитательная - воспитывать чувство любви в Родине; коллективизм и чувство ответственности за общее дело.
Оснащение урока: учебник "История России, ХIХ век" /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; фрагменты из программных документов тайных обществ; портреты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева); репродукция картины К.И.Кольмана "14 декабря 1825 года на Сенатской площади", учебный видеофильм "Император Николай I" (фрагмент о восстании декабристов)/видеостудия "Кварт"
Подготовка к уроку: одному из учеников дается предварительное задание подготовить сообщение о появлении первых тайных обществ декабристов; перед уроком класс делится на 4 группы: две группы представляют "Северное" и "Южное" общества, а две группы анализируют программные документы обществ и выделяют общее в их взглядах и различия.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Сообщение ученика о появлении тайных организаций декабристов.
- Работа учащихся в группах.
- Сообщения групп о проделанной работе.
- Выводы и подведение итогов.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя: Утром 14 декабря 1825 года, немногочисленные прохожие в Санкт-Петербурге могли увидеть необычную картину - на Сенатскую площадь возле Зимнего Дворца строевым шагом двигались солдаты лейб-гвардии Московского полка и матросы Гвардейского экипажа. Они выстроились вокруг памятника Петру I. (учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины"14 декабря 1825 года на Сенатской площади", вывешенную на классной доске). А возглавляли их молодые офицеры-дворяне, которых историки назвали декабристами. Давайте посмотрим, как это было (демонстрируется фрагмент видеофильма о восстании декабристов). Что же привело их сюда? Чего они хотели?
2. Первые тайные организации декабристов возникли сразу после окончания Отечественной войны и заграничного похода русской армии. Послушаем сообщение о том, как это было (сообщение ученика о появлении первых тайных обществ - приложение 1).
Вопрос учителя: Ребята! Как вы думаете, почему стали появляться тайные организации декабристов? Вспомните изменения во внутренней политике Александра I после войны.
Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с двумя тайными обществами декабристов "Северным" и "Южным", чтобы узнать, что же хотели декабристы, выводя солдат на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
Для этого мы разделимся на четыре группы. Две группы познакомятся с самими обществами и их программами, две другие группы проанализируют программные документы этих обществ и выяснят, что в их взглядах было общего, а в чем они расходились.
3. Группы учащихся работают с текстом учебника и раздаточными материалами (приложение 2), выполняя задания (приложение 3).
4. После выполнения заданий группы делают сообщения.
Группы, представляющие "Северное" и "Южное" тайные общества декабристов рассказывают о том, где и когда образовались общества, кто их возглавлял, дают краткую характеристику руководителей, характеризуют программы обществ.
Затем две другие группы выделяют общее во взглядах декабристов и различия (приложение 4).
5. Завершая урок, учитель подводит учащихся к главному выводу: при всем различии во взглядах декабристов на дальнейшие преобразования в России, их объединяло, во-первых, стремление освободить крестьян от крепостного права, во-вторых - ликвидация самодержавия. Вот для этого они и решились на отчаянный шаг - с помощью силы заставить царя продолжить начатые в начале века преобразования. Что из этого получилось, мы узнаем с вами на следующем уроке.
Домашнее задание: параграф 8 вопросы 2, 3, 4