Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на правило о проверяемой и непроверяемой безударной гласной
Ход урока
Организационный момент
Учитель.
Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока
На доске запись:
Борис Петрович Комков
Белянка
Москва
Учитель. Ребята, прочитайте слова на доске и назовите 2 орфографических общих признака для этих слов.
Ученик. Данные слова собственные, т.к. пишутся с большой буквы, и содержат безударную гласную в корне.
Учитель. Определите тему сегодняшнего урока, если она связана с правописанием гласных.
Ученик. Темой сегодняшнего урока будет правописание слов с безударной гласной в корне.
(Учитель открывает на доске заранее написанную тему урока.)
Учитель. Скажите, это новое знание или уже нам известное?
Ученик. С безударными гласными в словах мы уже знакомы.
Учитель. На какие 2 группы можно разделить все безударные гласные в слове?
Ученик. Все безударные гласные в слове можно разделить на проверяемые и непроверяемые.
Учитель. Как не ошибиться в слове с непроверяемой безударной гласной в корне?
Ученик. Слово с непроверяемой безударной гласной в корне мы запоминаем, и оно называется словарным.
Учитель. Что нужно сделать, если в слове встретили проверяемую безударную гласную в корне?
Ученик. Слово с проверяемой безударной гласной в корне мы проверяем, применяя правило. Для этого подбираем родственное слово или изменяем слово так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением, тогда мы её чётко слышим. Например, «сады» проверяем словом «сад», значит, в корне пишем гласную А.
Учитель. Какую же цель мы поставим перед собой на уроке, исходя из того, что это правило нам известно?
(На доске даны опорные слова, по которым ученики выполняют задание.)
Ученик. Цель нашего урока:
- повторить правописание слов с безударной гласной в корне;
- учиться подбирать проверочные слова к слову с безударной гласной;
- учиться находить в тексте слова с безударной гласной;
- составлять словосочетания и предложения со словами по теме урока.
Чистописание
Учитель. Начнём работу с того, что вспомним, какие гласные в корне представляют проблему в безударной слабой позиции.
Ученик. Проблемными гласными в безударной позиции являются А,О,Е,И,Я.
Учитель. Составим узор из этих гласных букв, добавив к ним любые элементы букв.
(На доске один ученик пишет свой узор с комментированием начертания букв, элементов букв и соединений. Например: а / е / и / о / я / )
Учитель. Подберём устно по слову с каждой безударной гласной в корне из Чистописания так, чтобы она проверялась.
Ученики предлагают свои примеры.
(Например:
- трава проверяю травка, значит, писать надо с а;
- гроза проверяю грозный, значит писать надо с о;
- стрела проверяю стрелка, значит писать надо с е;
- лиса проверяю лисий, значит писать надо с и;
- плясун проверяю пляска, значит писать надо с я.)
Учитель. Как же мы проверяем безударную гласную в корне слова?
Ученики повторяют правило со своими примерами.
Словарная работа
Учитель. Подберём и запишем словарные слова с этими же проблемными безударными гласными в корне, что были в Чистописании.
Ученики предлагают варианты словарных слов, учитель записывает по одному слову с каждой безударной гласной на доске, а ученики в своих тетрадях.
(Например: пальто, ворона, медведь, рисунок, язык.)
Учитель. Объясните, ребята, почему эти слова стали словарными.
Ученик. В словарных словах имеется безударная гласная, которую нельзя проверить, поэтому такие слова запоминаем.
Учитель. Сейчас составим предложение с одним из словарных записанных слов, чтобы оно отвечало на вопрос КТО?
Ученики предлагают свои предложения, самое интересное записывается с комментированием в тетрадях.
(Например: Проворонила ворона воронёнка.)
Закрепление изученного материала
Учитель. Откроем учебник (УМК «Планета Знаний», Т.М.Андрианова «Русский язык» 1класс) на странице 86, найдём упражнение 3. Прочитаем текст.
Ученик читает текст из учебника:
Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и дружбой дорожить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, русское любить.
Учитель. Скажите, к какому жанру относится данный текст.
Ученик. Данный текст является загадкой.
Учитель. Докажите, что это загадка.
Ученик. В стихотворении говорится о человеке, который учит буквы складывать и считать, и дружбой дорожить, и всё запоминать, и всё родное любить, но сам человек не называется, поэтому это загадка.
Учитель. Отгадаем эту загадку. Докажите свой ответ.
Ученик. Я считаю, что речь идёт о маме или папе, ведь именно они нас учат тому, о чём сказано в загадке.
Учитель. Очень правильно подмечено, что обучение начинается в семье. А каким специальным словом мы называем того, кто нас учит?
Ученик. Того, кто нас учит, мы называем учителем.
Учитель. Первые учителя – это, конечно же, родители, позже, в 7 лет, появляются школьные учителя, затем вузовские преподаватели, а у взрослых - это сама жизнь, различные ситуации, выступающие в роли учителей.Спишем в тетрадь данную загадку.
Ученики выполняют задание.
Учитель. Найдём в тексте загадки слова по теме урока и устно подберём к ним проверочные.
Ученик. В слове «считать» безударная и, потому что проверочное слово
«просчитано»; в слове «цветы» безударная е, потому что проверочное слово «цвет»; в слове «дорожить» безударные две о, потому что проверяем словами «дорого», «дороже»;в слове «смотреть» пишется о, потому что проверочное «смотрит»; в слове «запоминать» пишутся о, потому что «помнить» и и , потому что «поминки»; в слове «родное» - о, потому что «родина».
Учитель. Слово «растить» не проверяется словом «рост», это слово надо запомнить. А как проверяли все остальные слова?
Ученики рассказывают правило о безударной гласной.
Учитель. На странице 87 прочитаем стихотворение Берестова в упражнении 4.
Ученик читает:
- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он – тут.
Его учебником зовут.
Учитель. Согласны ли вы со мнением автора?
Ученик. Я согласен со мнением Берестова, потому что из учебника мы узнаём много нового, значит, он нас учит.
Учитель. Назовите, кроме учебника, что ещё может стать учителем?
Ученик. Учителем могут стать энциклопедии, словари, радио, телевизор, компьютер и Интернет.
Учитель. Составим и запишем цепочку родственных слов с корнем – УЧ -.
Ученики предлагают, затем по одному на доске записывают слова: учение, учёба, ученик, учитель, учебный, учёный, учить.
Учитель. Составьте и запишите миниатюру (текст от 3 до 5 предложений), употребив слова из цепочки. (Ученики выполняют задание.) Прочитайте, что у вас получилось. (Учитель опрашивает 2-3 учеников по их желанию.)
Итог урока
Учитель. С какой темой мы сегодня работали?
Ученик. Мы сегодня учились писать слова с безударной гласной в корне.
Учитель. Ваше мнение, справились ли мы с поставленной целью?
Ученик. Я считаю, что цель мы достигли, но было иногда трудно быстро подобрать проверочное слово.
Учитель. Расскажите правило, которым пользовались для проверки с новыми примерами.
Рефлексия
Учитель. Проанализируйте свою работу на уроке и покажите цветной кружок по шкале
на доске:
- зелёный – я всё сделал сам, со всем правился, мне было интересно;
- синий – я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно;
- красный – я старался, но многое не вышло, я очень устал.
Ученики показывают кружок выбранного ими цвета.
Учитель. В завершении урока на странице 86 послушайте стихотворение Прокофьева:
Под берёзкою в тиши
Собралися малыши.
Малышам сказал Тарас:
- Самый трудный – первый класс!
Всех труднее первый класс,
Потому что в первый раз!
Справедливо ли мнение Тараса?
(2-3 ученика высказывают свою точку зрения.)
На доске запись: стаканы, ножницы, кукуруза, малыши
Учитель. Из вторых слогов данных слов составьте новое слово.
Ученик. В первом слове второй слог – ка, во втором слове – ни,в третьем – ку, в четвёртом – лы,и получается слово «каникулы».
Учитель. Составьте с этим словом восклицательное предложение.
Ученик. У меня получилось предложение: Впереди летние каникулы!
Учитель. Этот урок русского языка у нас был последним в 1классе. Всем «СПАСИБО» за работу и старание и всем запоминающихся КАНИКУЛ! Давайте хором скажем:
ДО СВИДАНИЯ, ПЕРВЫЙ КЛАСС!