Конспект урока по Новой истории (7-й класс) "Реформация в Европе"

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Структура урока:

  1. Орг. момент (сообщение темы и цели).
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного.
  5. Итог урока, запись домашнего задания.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебное пособие “Всемирная история. 7-й класс”, (М. Просвещение).

Цели и задачи урока:

  1. Ознакомить с новым явлением в Реформации.
  2. Определить роль протекционизма в мировой истории Европы.
  3. Развивать зрительную и умственную память обучающихся.
  4. Развивать интерес к всемирной истории.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Постановка цели.

2. Учитель подготавливает обучающихся к усвоению нового материала. Фронтальный опрос по изученному материалу, возможно проведение теста.

3. Рассказ учителя, который сопровождается показом слайдов (презентация).

От реформации ожидали спасения мира от зла. Ее принимали и горячо поддерживали во многих странах. В Германии, Англии, Швейцарии, Франции ее идеи вступили в борьбу с идеями католицизма, и борьба эта была очень жестокой. Два человека, создавшие учение названное лютеранством и кальвинизмом.

Вопрос: Может вы догадались, кто эти люди?

(Дети непременно вспомнят Мартина Лютера, так как знакомились с ним на прошлом уроке. Можно спросить детей, что они помнят об этом человеке? Идет беседа о Лютере.)

Вопрос: Как же тогда зовут второго человека?

(И если дети не назовут то учитель сам включает следующий слайд и называет имя – Жан Кальвин. Можно заранее дать детям приготовить сообщение о нем.)

Жан Кальвин – француз по рождению, родился в 1509 году, умер в 1564 году. В 25 лет он бежал в Женеву, где получил прекрасное образование и имел огромное влияние на своих современников. Они называли его “Женевским Папой”.

(Заслушивается сообщение детей.)

Учение Жана Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путем знак спасения душу получить было невозможно. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду. Его учение полностью отвечало идеалам горожан и предпринимателей той эпохи – эпохи зарождения капиталистического хозяйства, эпохи утверждения человека нового времени. Кальвинизм как протестантское учение распространился по всей Европе.

(Просмотр учебного фильма “Кальвинистская церковь” Просвещение. 7-й класс).

Таким образом, в XVI веке произошло столкновение 2-х религиозных систем. (На доске или на слайде – схема.)

Католицизм никак не хотел, да и не мог смириться с новым, возникшим против него течением. Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками и начал с ними борьбу. Главная цель такой борьбы – “вернуть заблудшие массы в ограду церкви”. Для такой борьбы был создан специальный орден иезуитов или “общество Иисуса”. Иезуиты были хорошими миссионерами, они открывали школы, занимались благотворительностью, вели научные диспуты, простой народ привлекали пышными и интересными проповедями. Орден был послушным орудием в руках Рима.

Далее самостоятельное чтение учебника стр.103, “Борьба Пап с Реформацией”.

Вопрос: Что предпринимал Папа для устранения Реформации? (Инквизиции, создание списка запрещенных книг, которые при обнаружении сжигали, проведение контрреформ.)

Теперь я хочу вам представить горожанина XVI века, который поведает нам о короле Испании Филлипе II, который возглавлял борьбу против Реформации.

(Сообщение, заранее подготовленное учеником.)

4. Итог урока.

Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Она вызвала массовые народные движения против феодальных порядков. В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств.

Вопросы классу:

  1. Расскажите, что вы запомнили о Жане Кальвине и его учении.
  2. Каково было устройство кальвинистской церкви?
  3. Как вы думаете, способствовало ли кальвинистское учение развитию предпринимательской деятельности в странах Европы?
  4. Когда и с какой целью был создан Орден Иезуитов?

Эпоха Реформации – это эпоха кризиса католической церкви. Католическая церковь безуспешно пыталась преградить путь протестантству, которое поддерживало тысячи людей. Реформация распространялась по Европе, быстрыми шагами преодолевая преграды католицизма.

Запись домашнего задания на доске и в дневниках:

Учебник А.Я.Юдовская, “Новая история. 7-й класс” §12, вопросы к тексту и документу.