Структура урока:
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебное пособие “Всемирная история. 7-й класс”, (М. Просвещение).
Цели и задачи урока:
- Ознакомить с новым явлением в Реформации.
- Определить роль протекционизма в мировой истории Европы.
- Развивать зрительную и умственную память обучающихся.
- Развивать интерес к всемирной истории.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Постановка цели.
2. Учитель подготавливает обучающихся к усвоению нового материала. Фронтальный опрос по изученному материалу, возможно проведение теста.
3. Рассказ учителя, который сопровождается показом слайдов (презентация).
От реформации ожидали спасения мира от зла. Ее принимали и горячо поддерживали во многих странах. В Германии, Англии, Швейцарии, Франции ее идеи вступили в борьбу с идеями католицизма, и борьба эта была очень жестокой. Два человека, создавшие учение названное лютеранством и кальвинизмом.
Вопрос: Может вы догадались, кто эти люди?
(Дети непременно вспомнят Мартина Лютера, так как знакомились с ним на прошлом уроке. Можно спросить детей, что они помнят об этом человеке? Идет беседа о Лютере.)
Вопрос: Как же тогда зовут второго человека?
(И если дети не назовут то учитель сам включает следующий слайд и называет имя – Жан Кальвин. Можно заранее дать детям приготовить сообщение о нем.)
Жан Кальвин – француз по рождению, родился в 1509 году, умер в 1564 году. В 25 лет он бежал в Женеву, где получил прекрасное образование и имел огромное влияние на своих современников. Они называли его “Женевским Папой”.
(Заслушивается сообщение детей.)
Учение Жана Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путем знак спасения душу получить было невозможно. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду. Его учение полностью отвечало идеалам горожан и предпринимателей той эпохи – эпохи зарождения капиталистического хозяйства, эпохи утверждения человека нового времени. Кальвинизм как протестантское учение распространился по всей Европе.
(Просмотр учебного фильма “Кальвинистская церковь” Просвещение. 7-й класс).
Таким образом, в XVI веке произошло столкновение 2-х религиозных систем. (На доске или на слайде – схема.)
Католицизм никак не хотел, да и не мог смириться с новым, возникшим против него течением. Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками и начал с ними борьбу. Главная цель такой борьбы – “вернуть заблудшие массы в ограду церкви”. Для такой борьбы был создан специальный орден иезуитов или “общество Иисуса”. Иезуиты были хорошими миссионерами, они открывали школы, занимались благотворительностью, вели научные диспуты, простой народ привлекали пышными и интересными проповедями. Орден был послушным орудием в руках Рима.
Далее самостоятельное чтение учебника стр.103, “Борьба Пап с Реформацией”.
Вопрос: Что предпринимал Папа для устранения Реформации? (Инквизиции, создание списка запрещенных книг, которые при обнаружении сжигали, проведение контрреформ.)
Теперь я хочу вам представить горожанина XVI века, который поведает нам о короле Испании Филлипе II, который возглавлял борьбу против Реформации.
(Сообщение, заранее подготовленное учеником.)
4. Итог урока.
Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Она вызвала массовые народные движения против феодальных порядков. В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств.
Вопросы классу:
- Расскажите, что вы запомнили о Жане Кальвине и его учении.
- Каково было устройство кальвинистской церкви?
- Как вы думаете, способствовало ли кальвинистское учение развитию предпринимательской деятельности в странах Европы?
- Когда и с какой целью был создан Орден Иезуитов?
Эпоха Реформации – это эпоха кризиса католической церкви. Католическая церковь безуспешно пыталась преградить путь протестантству, которое поддерживало тысячи людей. Реформация распространялась по Европе, быстрыми шагами преодолевая преграды католицизма.
Запись домашнего задания на доске и в дневниках:
Учебник А.Я.Юдовская, “Новая история. 7-й класс” §12, вопросы к тексту и документу.