Задачи урока:
- Выявить причины народных выступлений в конце XVII начале XVIII вв.
- Дать оценку восстаниям и их руководителям.
Оборудование: Таблички с названием восстаний , карта, разделение класса на зоны, портреты К.Булавина и С.Разина.
(Для проведения этого занятия детям дается опережающее задание, познакомиться с народными выступлениями в конце XVII начале XVIII вв.)
Тема урока: Народные движения в конце XVII начале XVIII вв. (тема записывается в тетрадь).
(Оргмомент настраивает детей на восприятие нового материала. Очень важно создать благоприятную обстановку)
На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который назван “Бунташным”. Почему? (Потому что было много восстаний, народных волнений.)
Как вы думаете, почему происходили эти волнения? (Из-за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656–1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634 гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.)
Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. (Дело в том, что между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон.)
Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось? (Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа.)
Хорошо, вернемся к самому определению “Бунташный век”. Вы сказали, что было много народных волнений. Домой вам было дано задание: рассмотреть народные восстания, причины этих восстаний, дать оценку их руководителям. Давайте мы выслушаем представителей – участников этих восстаний и представим себе картину происходящего.
Учитель подготавливает класс к восприятию материала.
Закрыли глаза… Москва. 1648 год. “Соляной бунт”. (Слово предоставляется группе детей, приготовивших рассказ о “Соляном бунте”.)
Снова закрываем глаза… Два города перед глазами, два восстания: Псков и Новгород. (Слово следующей группе.)
А мы опять закрываем глаза… Медленно идет время, бедствуют люди, растет их недовольство и злость. И вновь перед нами Москва, 1662 год, “Медный бунт”. (Слово группе “Медного бунта”.)
И снова закрываем глаза… Мы видим, как быстро проходит время, исторические рамки сужаются, город за городом – везде тяжело народу, кругом чувствуется рука хладнокровного царя. Остановимся здесь, в Астрахани. (Слово следующей группе.)
А вот еще один смелый человек поднял за собой народ. (Слово группе, приготовившей рассказ о Кондратии Булавине). На доске портрет К.Булавина.
Но вершиной “Бунташного” века стало восстание Степана Разина, которое зародилось в станицах донского казачества. Переносимся на Дон. (Слово группе). Портрет С.Разина.
Итак, давайте подведем итоги:
- Каковы были причины восстания?
- Можно ли их объединить?
(Дети отвечают или “да” или “нет” и доказывают свое мнение.)
Давайте попробуем объединить. (Ответы детей обобщаются)
- Закрепощение крестьян и рост их повинностей.
- Усиление крепостного гнета.
- Попытка ограничения казачьей вольности.
- Церковный раскол и преследование старообрядцев.
- Повышение цен на хлеб и соль.
- Нежелание царя быть ближе к народу.
Каковы же были цели у восставших? (Ответы детей обобщаются)
- Захват Москвы.
- Уничтожение бояр и дворян.
- Ликвидация крепостного права.
- Облегчение жизни крестьян и ремесленников.
Назовите главные причины поражения этих выступлений. (Ответы детей обобщаются)
- Восставшие не имели ясных целей.
- Верили в “добрых” царей, которые вели их за собой.
- Имели плохое вооружение.
- Разнородный состав восставших (каждый шел за своей правдой).
Итог: XVII век вошел в историю, как “Бунташный”. Меньше, чем за полвека кроме мелких восстаний прошло 3 мощных восстания. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.
Далее учитель подводит класс к постановке цели урока.
Как вы думаете какова же была цель нашего урока? (Ответ детей записывается в тетрадь)
Далее объяснение домашнего задания и запись его в дневники.
На данном уроке можно использовать презентации выполненные детьми.