Рекомендации содержат основные требования и правила оформления творческого проекта по профессиональному самоопределению.
Рекомендации составлены на основе изучения специальной литературы по творческому проектированию и профессиональному самоопределению.
Материалы могут использоваться учащимися и учителями технологии.
СОДЕРЖАНИЕ
- Основные требования к оформлению
- Правила оформления творческого проекта
- титульный лист
- содержание
- выбор профессии, и её обоснование
- выявление основных параметров
- выявление индивидуальных характеристик
- профессиограмма профессии
- анализ профессии
- заключение
- Список литературы
1. Основные требования к оформлению
Пояснительная записка может выполняться как рукописным способом, так и с помощью компьютера на одной стороне бумаги формата А4 (210 – 297). Рукописная работа может быть написана чёрными, синими или фиолетовыми чернилами (пастой) разборчивым почерком без стилистических и орфографических ошибок. Выполнение пояснительной записки на компьютере имеет следующие технические параметры: межстрочный интервала – 1,5; 14 шрифт, поля со всех сторон - 20 мм, абзацный отступ - 1,75.
Все листы, входящие в пояснительную записку должны быть пронумерованы, цифра ставится внизу листа. Первый лист считается титульным, на нём номера страниц (1,2) не ставятся.
Названия разделов пояснительной записки должны быть краткими, лаконичными. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
При рукописном оформлении пояснительной записки все таблицы и схемы должны быть выполнены простым карандашом.
2. Правила оформления творческого проекта
Титульный лист
На титульном листе указывается:
- полное наименование учебного заведения
- название проекта
- фамилия и имя учащегося, класс
- фамилия, имя, отчество руководителя проекта
- город
- год выполнения работы
Пример
Содержание
В содержании указываются все разделы, которые есть в творческом проекте, с указанием страниц.
Пример
Выбор профессии, и её обоснование
В этом разделе необходимо написать какую профессию собираешься выбрать. Необходимо обосновать свой выбор, на что опираешься в данном выборе: интересы и склонности, семейная династия, лёгкость получения профессии, востребованность профессии на рынке труда, престижность, высокая зарплата или что-то ёще.
Подумайте и запишите, какую цель нужно поставить перед собой, какие задачи решить, чтобы достичь поставленной цели. Отметьте те затруднения, которые могут препятствовать Вашему профессиональному самоопределению и выбору профессию.
Выявление основных параметров
Сбор информации о профессии
- Друзья -
- Родители -
- Художественная литература -
- Интернет -
- Средства массовой информации -
- Школа -
- Профориентационные центры -
Факторы, влияющие на выбор профессии
- Традиции семьи -
- Потребность общества в кадрах, рынок труда -
- Личное желание -
- Интересы и склонности -
- Медицинские противопоказания, здоровье -
- Оплата труда, возможности профессионального роста -
- Возможности освоения профессии -
Способы достижения успеха
- Получить хорошее образование
- Упорно отстаивать свои интересы -
- Обладать талантом, способностями -
- Уметь приспосабливаться к обстоятельствам -
- Удача, счастливое стечение обстоятельств -
- Наличие нужных связей -
- Быть жестким, уметь идти напролом ради поставленной цели -
- Иметь обеспеченных и влиятельных родителей -
- Активно участвовать в общественной жизни, политике -
Определение требований к профессиональной деятельности
Работа должна:
- Быть разнообразной -
- Иметь творческий характер -
- Стимулировать повышение уровня знаний и умений -
- Соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека -
Факторы, определяющие место обучения
- Стоимость обучения -
- Расположение учебного заведения -
- Срок обучения -
- Вид учебного заведения (государственное или коммерческое) -
- Престижность -
- Условия обучения -
- Предоставление общежития иногородним -
- Потребительская корзина в выбираемом регионе -
Выявление индивидуальных характеристик
1 |
Профессиональный интерес |
По отраслям экономики |
|
2 |
Тип профессий |
Человек-природа Человек-человек Человек-техника Человек - знаковая система Человек - художествен. образ |
|
3 |
Мотивы выбора профессии |
Материальные Творческие Престижность профессии |
|
4 |
Сфера профессиональной деятельности |
Искусство Технические интересы работа с людьми Умственный труд Физический труд Материальные интересы |
|
5 |
Уровень самооценки |
Заниженная Нормальная Завышенная |
|
6 |
Мышление |
Предметно-действенное Абстрактно-символическое Словесно-логическое Наглядно-образное Креативность |
|
7 |
Тип личности |
Реалистический Социальный Артистический Конвенциальный Предприимчивый Интеллектуальный |
|
Профессиограмма профессии
1 |
Наименование профессии, профессиональная область |
|
2 |
Общая характеристика профессии, виды деятельности |
|
3 |
Профессионально-важные качества, способности |
|
4 |
Личные качества, интересы и склонности |
|
5 |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности |
|
6 |
Родственные профессии |
|
7 |
Область применения профессиональных знаний |
|
8 |
Учебные заведения, обучающие данной профессии |
|
Анализ профессии
1 |
Предмет труда |
|
2 |
Цели труда |
|
3 |
Средства труда |
|
4 |
Условия труда |
|
5 |
Характер общения в труде |
|
6 |
Ответственность в труде |
|
7 |
Особенности труда |
|
8 |
Типичные трудности |
|
9 |
Минимальный уровень образования для работы |
|
Заключение
Последний раздел творческого проекта – заключение. Это вывод о проделанной работе, описание полученных результатов.
Теперь, когда Вы убедились, что выбранная профессия Вам полностью подходит, можно составить прогноз будущей профессиональной карьеры.
3. Список литературы
- Симоненко В.Д. Технология 9 класс.- М.: Вентана Граф, 2006.
- Бобровская А.Н. Технология 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Куда пойти учиться?: Справочник профессионального образования КО 2007-2008 / сост. Гончарова Т.И., Журавлёв К.Р.