Классный час на тему "Что значит быть патриотом"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели: сформировать у учащихся интерес к обычаям и традициям адыгского народа и других народов, любовь и уважение к Родине.

Задачи: ознакомить учащихся с обычаями и традициями разных народов, воспитание чувства уважения к своей Родине.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью песни «У адыгов обычай такой», бумага, фломастеры.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать…

У каждого человека Родина начинается с колыбельной песни, которую пела ему мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.

Республика Адыгея! Цветущий уголок России! Многообразие природы, красота её равнин и гор, мягкость климата, доброжелательность и приветливость народа выделяют землю Адыгеи в число жемчужин России. Такой её сделали люди, живущие в дружбе и взаимопомощи. Такой её сделали ваши дедушки и бабушки, ваши родители, учителя, наше правительство. И чтобы сохранить эту красоту, вы должны научиться соблюдать некоторые правила поведения.

Существует «Адыгэ хабзэ» - свод не писаных законов и правил, кодекс поведения и чести адыгов. Он обязывает быть почтительным, уважительным со всеми, но в первую очередь к старшим, женщинам, гостям, детям.

Уважение старших у адыгов проявляется в такой национальной традиции, когда младший, приветствуя старших, обязательно встает, уступая свое место, и не садится до тех пор, пока старший не сядет и не разрешит младшему сесть.

2. Работа с деформированным текстом.

Нужно из разбросанных слов составить предложения так, чтобы эти предложения стали строчкой стихотворения и сформулировать основную мысль стихотворении

молодых, в кругу, Если, где-то
старик, седовласый, Держит, речь
Ты, перебить, не думай, его
свою, Придержи, гордость, и, прыть
его, возраст, Уважай, седой –
адыгов, У, такой, обычай.

Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть.
Уважай его возраст седой-
У адыгов обычай такой.

А как вы относитесь к старшим?

Ответы детей.

Обычай гостеприимства у адыгов воспет Пушкиным, Лермонтовым и другими поэтами.

В каждой адыгской семье имеется специальное помещение для гостей – хьак1эщ (гостиный дом).

Если вас застигла в пути ночь или непогода, можно въехать в любой двор, даже если хозяин совершенно незнакомый и войти в хьак1эщ. Здесь вас встретят радушно, приветливо и обеспечат всем необходимым без всякого вознаграждения. Этого требует Адыгэ хабзэ.

Учащиеся приглашаются в «Хьак1эщ», делятся на 3 группы и садятся. Каждая группа получает задание. Звучит музыка. Учитель ходит и помогает учащимся.

Слово предоставляется 1 группе.

Если гость постучит у (рис. двери)
Своё (рисунок сердца) ему отвори
И полдома на время отдай,
По – адыгски его угощай,
И пои (рис ключа) водой-
У адыгов обычай такой.

В гостиной звучали песни, сказки, проводились игры и конкурсы. А как вы думаете почему?

Ответы детей.

3. Конкурс «Расколдуй скороговорку».

столбыстреенакрывай
гостюсердцеотворяй

Если по каким – то причинам хозяин не был готов к приёму гостей, то на помощь всегда приходят соседи. Этот обычай коллективной помощи очень широко используется народом и называется ш1ыхьаф. (слово 2 группе)

Если строишь ты заново (рис дома),
Весь аул помогает трудом,
Ты один не поднимешь (рис бревна),
А для всех как пушинка оно.
Встанет радостным дом над рекой-
У адыгов обычай такой.

Без рождения и воспитания детей нет будущего народа. Когда рождается ребенок, устраивают семейные праздники. По случаю завязывания младенца в люльку, первого бритья головы, первого шага. ( слово 3 группе). Задание. Вставить подходящие по смыслу слова: обычай, в саду, нежно, гражданин, дочь, сын.

Если… родилась или …
Нашей славной страны…
Ты прижми его … к груди.
А в… деревцо посади.
В честь того, кто нарушил …
У адыгов … такой.

4. Прочитайте внимательно пословицы. Каждая группа должна определить, какая пословица подходит к стихотворению и доказать правильность выбора пословицы текстом. Вспомнить другие пословицы.

  1. Без детей в семье нет счастья.
  2. Что делаешь вместе, то быстрее и веселее.
  3. У адыгов, как и у других народов, имеется много хороших правил поведения.
  4. Адыгский гость, словно в крепости надежной.

Благодаря этим обычаям в нашей Республике царят мир и согласие. Если каждый из вас будет уважать старших, заботиться о женщинах и детях, уважительно относиться к другим народам, то у нас будет мир. А где мир там звучат песни. Сегодня вы сами составили текст песни У. Тхабиси - мова и К.Жане «У адыгов обычай такой». А музыка этой песни звучала у нас на уроке.

Если вы решили стать патриотом своей Родины, то должны воспитывать в себе определенные качества. Сейчас каждый из вас выбирает любой шар и называет нам, какое качество он будет в себе воспитывать, чтобы стать патриотом своей Родины.

5. Ответы детей.

Приложение.