Цели:
- обеспечить глубокое понимание прочитанного текста;
- выявить мотивы поведения героя и определить своё и авторское отношение к событиям и персонажам;
- найти в произведении и осмыслить значение слов и выражений,
- ярко изображающих события, героев, окружающую природу;
- обогатить словарный запас учащихся;
- формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях;
- развивать умение чувствовать настроение героя произведения.
Оборудование:
- Портрет Г.Скребицкого.
- Учебник "Литературное чтение. Живое слово".
- 3класс. (Автор З.И. Романовская. Ч.1, 2007г.)
- Карточки с фамилиями авторов.(27штук)
- Карточки для составления плана.(27штук)
- Карточки с новыми словами.(27штук)
- Карточки с дополнительным материалом о лосях.(27штук)
- Детские рисунки с изображением стужи, осинника, наста, плетня.
Ход урока
1. Мобилизирующий этап.
Учитель. Начнём урок с работы по карточкам, которые лежат у вас на столах.
Карточка №1.
- Иван Андреевич Крылов.
- Георгий Алексеевич Скребицкий.
- Иван Сергеевич Тургенев.
Этот человек говорил о себе, что его "с детства интересовали две вещи - природоведение и художественная литература".
Он стал кандидатом биологических наук, ездил в экспедиции, написал много рассказов о жизни зверей и птиц.
В данном перечне: "Лебедь, Щука и Рак", "Воробей", "Митины друзья", "Стрекоза и Муравей"- имеется одно произведение этого писателя.
Учитель. Прочитайте запись на карточке и определите, о ком из трёх авторов идёт речь?
Ученик. Я думаю, что речь идёт о Георгии Алексеевиче Скребицком, потому что Иван Андреевич Крылов и Иван Сергеевич Тургенев не были кандидатами биологических наук, они жили в другое время.
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Учитель. Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу?
Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик. Иван Андреевич Крылов написал басни "Стрекоза и Муравей" и "Лебедь, Щука и Рак", а рассказ "Воробей" принадлежит Ивану Сергеевичу Тургеневу. Значит, тема сегодняшнего урока: Георгий Алексеевич Скребицкий "Митины друзья".
Учитель. Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.
На доске запись:
- Познакомиться:(со сведениями из биографии Г. А. Скребицкого).
- Учиться правильно:(и выразительно читать произведение "Митины друзья".
- Проанализировать:(новое произведение).
На доске учитель открывает портрет писателя и даты его жизни.
(1903 - 1964гг.)
3. Подготовительная работа.
а) Сообщение об авторе.
Учитель. Познакомимся с некоторыми сведениями из биографии Георгия Алексеевича Скребицкого. Положите перед собой карточку №2.
Дети будут рассказывать сведения из биографии писателя по частям. После каждой части будут делать паузу. Во время паузы вы должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке. Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок.
Карточка №2.
- Любовь к природе и литературе.
- Детство писателя.
- Два института.
- Работа.
- Дети рассказывают сведения из биографии Г.А. Скребицкого.
Ученик 1. С Тульским краем, точнее, с уездным городом Чернь и его окрестностями, связано имя замечательного детского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Именно здесь прошли детские и юношеские годы, сыгравшие огромную роль в формировании его личности.
Скребицкий родился 20 июля в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии. (Пауза)
Ученик 2. В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.
Любовь к природе, пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы на Тульской земле, определила весь жизненный путь Скребицкого, своеобразие его творчества.
Скребицкий говорил, что его "с детства интересовали две вещи - природоведение и художественная литература". В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сначала два занятия как бы соревновались друг с другом. (Пауза)
Ученик 3. В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.
Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц. (Пауза)
Ученик 4. Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды - по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.
Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.
Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.
Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике - "Ушан" Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.
Летом 1964 г. Г.А.Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.
18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. (Пауза)
Учитель. Давайте проверим, как вы составили план. Работу будем выполнять следующим образом. Вы называете первый пункт плана и предлагаете свой вариант формулировки этого же пункта. Учащиеся называют пункты плана.
Первый пункт плана: Любовь к природе и литературе. (Детство писателя). Второй пункт: Детство писателя. (Любовь к природе и литературе.) Третий пункт: Два института. (Два института). Четвёртый пункт плана: Работа. (Работа.)
б) Словарная работа. Учитель. В произведении Г.А. Скребицкого "Митины друзья" нет незнакомых слов, но значение некоторых следует уточнить. Положите перед собой карточку №3. Прочитайте слова и их лексическое значение, которое я выписала из книги "Толковый словарь" С.И. Ожегова.
Карточка №3.
Стужа - сильный холод, мороз. Осинник - осиновый лес. Наст - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. Плетень - изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.
С.И. Ожегов. "Толковый словарь русского языка". М.:1999г.
Учитель. Посмотрите на доску и назовите номер рисунка, на котором изображена стужа, осинник, наст, плетень. (На доске детские работы). Учитель. По названию произведения и известным словам из нового текста попытайтесь предугадать, о чём пойдёт речь в произведении Г.А. Скребицкого.(Учащиеся высказывают свои предположения.)
4. Первичное восприятие текста.
Учитель. Послушайте произведение Г.А. Скребицкого "Митины друзья" и определите, чьё предположение оказалось более точным. (Учитель и хорошо читающие дети читают вслух текст, а остальные ученики следят за чтением по учебникам.) Учитель. Чьё же предположение оказалось более точным? (Школьники отвечают, обосновывая свои ответы.) Учитель. Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение. Ученик. Это произведение о дружбе человека с лесным зверем. Учитель. Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? Ученик. Чувство страха и тревоги за лосей и мальчика.
5. Анализ произведения.
Учитель. Прочитайте произведение и определите его жанр. (Ученики читают вслух.) Учитель. Какому жанру относится это произведение? Обоснуйте свой ответ. Ученик. Я думаю, что жанр этого произведения - рассказ, так как в нём описывается один эпизод, он небольшой по объёму, с небольшим количеством героев. Учитель. Назовите главных героев произведения "Митины друзья". Ученик. Главные герои произведения - мальчик Митя, лоси и волки. Учитель. Какая опасность грозила не только лосям, но и Мите? Докажите словами из текста. (Дети читают предложение из рассказа. С.127) Учитель. Какие качества характера проявил Митя в момент опасности? Ученик. Митя проявил такие качества характера - смелость, решительность, самообладание, любовь к животным, готовность прийти на помощь тем, кому она нужна в данный момент. Учитель. Найдите слова из рассказа, которые доказывают, что мальчик испугался, но справился со своими чувствами и поступил решительно, смело, мужественно. (Дети читают отрывки из текста. С.128) Учитель. Почему лоси не убегали потом при встрече с Митей? Ученик. Лоси не убегали при встрече с Митей потому, что они понимали, что мальчик не причинит им вреда. Учитель. А вы знаете, что существуют лосефермы. Бывали случаи, когда ушедшие с лосефермы лоси сами возвращались обратно. Прочитайте о таком случае.
Карточка №4.
Опыт лосефермы показал, что процесс приручения любого дикого новорожденного лосенка чрезвычайно прост. Он начинается и заканчивается первой же кормежкой молоком из бутылки с соской. Лосенок привязывается к кормящему его человеку на всю жизнь. Был случай, когда на вольном выпасе в тайге пропала годовалая лосиха. Спустя два года она встретилась в тайге со своим "кормильцем" и, услышав его голос, сразу же подбежала к нему, стала обнюхивать лицо, руки и тыкать мордой в карман, из которого когда-то доставала лакомства. Лосиха прошла за человеком около 10 км до лосефермы и осталась там жить. За два года жизни в тайге с дикими лосями она нисколько не одичала. Бывали случаи, что лоси, ушедшие с лосефермы, сами возвращались обратно.
Учитель. Вот такая вера в людскую доброту, привязанность проявляются у животных.
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию на странице 129. Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации. (Дети читают отрывок на странице 129.)
6. Обобщение по произведению.
Учитель. Какова идея этого произведения? Что хотел сказать автор этим произведением? Ученик. Главная идея этого произведения - дружба человека с лесным зверем. Забота и защита наших братьев меньших. 7. Творческая работа. Учитель. Приступим к творческой работе. Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы.
Карточка № 5.
- Добро время, потехе - Труд портит
- век не забудется лень
- Делу - час кормит, а
8. Итог урока.
Учитель. Назовите составленные пословицы.
Ученик. У нас получились такие пословицы: Делу - время, а потехе - час. Добро век не забудется. Труд кормит, лень портит. Учитель. Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанному рассказу. Ученик. По смыслу к прочитанному рассказу подходит пословица: Добро век не забудется. Учитель. Обоснуйте свой ответ. Ученик. Эта пословица подходит к рассказу "Митины друзья" потому, что лоси запомнили то добро, которое для них сделал мальчик. Учитель. О чём нас заставило задуматься это произведение? Ученик. О доброте, сострадании к слабым, умении быстро принять нужное решение.
9. Рефлексия.
Показ сигнальных карточек (впечатление об уроке)
10. Домашнее задание. Страница 129 вопрос №4.