Тип урока: Урок-зачет (2 часа).
Цели урока:
1) закрепить и систематизировать
знания учащихся по теме;
2) проконтролировать усвоение основных событий,
дат, терминов; персоналий;
3) формировать культуру общения и собственные
оценочные суждения
Оборудование: карта “Отмена крепостного права в России в 1861году”, портреты реформаторов, репродукции по теме, таблицы, набор дат, терминов, игрушка-юла, с прикрепленной к ней стрелкой.
Первый вариант урока
Урок проходит в игровой форме – защита сертификата (см. Приложение №1). Проверку знаний в устной форме осуществляют учитель и его ассистенты (ученики предварительно сдавшие зачет учителю на “отлично”).
Проверка знаний проходит по следующим темам:
1. Отмена крепостного права. Реформа 19
февраля 1861 года.
2. Земская и городские реформы.
3. Судебная реформа.
4. Реформа просвещения.
5. Военная реформа.
6. Знание дат и терминов.
I. На столах, за которыми сидят проверяющие, установлены таблички с названиями тем, по которым осуществляется контроль.
II. Учащиеся со своими сертификатами поэтапно подходят к ассистенту, учителю, ведущим проверку по определенным темам.
Проверку знания дат, терминов осуществляет ассистент при помощи игрушки-юлы и прикрепленной к ней стрелки, указывающей на дату и термин.
Все результаты контроля фиксируется каждым ассистентом в сертификате.
По окончании зачета все сертификаты сдаются учителю. На усмотрение учителя в журнал за зачет выставляются одна или две оценки (как это будет осуществляться, учитель должен решить и сообщить учащимся заранее).
Второй вариант урока
Проверка знаний учащихся проводится в письменной форме по типу ЕГЭ.
Часть I
I Вариант
1) Укажите основную причину отмены крепостного права:
а) обличения прогрессивными людьми
ужасов крепостничества;
б) вступление на российский престол нового
императора;
в) кризис феодально-крепостнической системы;
г) поездка по России в 1837 году наследника
престола
2) К законам, которые подтачивали устои крепостного права, не относится:
а) указ о “вольных хлебопашцах”;
б) указ о майоратах;
в) закон об “обязанных” крестьянах;
г) указ о трехдневной барщине
3)1856 год “ярко отличается от предшествующих годов, как перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году…”, – говорил видный либеральный чиновник князь Д.А.Оболенский.
Какие события вызвали такую реакцию у князя:
а) критика в прессе недостатков
прежнего правления, но при этом без
посягательств на основы самодержавия;
б) коронация императора Александра II 26 августа;
в) упразднение высшего цензурного комитета;
г) доставка из Лондона нелегально и полулегально
“Полярной звезды” и “Колокола”?
Укажите верный ответ:
1) а, в, г; 2) а, б, в; 3) б, в, г
4) В результате реформы 1861 г. крестьяне не получили:
а) землю во владение, а только в
пользование;
б) личную свободу;
в) крестьянские наделы, размер которых зависел от
природных и экономических условий;
г) верно все указанное
5) Что из перечисленного не подлежало ведению земских учреждений:
а) устройство и содержание
принадлежащих земству зданий, других сооружений,
путей сообщения;
б) заведывание земскими больницами, учреждениями
народного образования, тюрьмами;
в) введение специального налога;
г) создание и участие в их работе центральных
представительных учреждений
6) Какие органы местного самоуправления вводились по реформе 1864 г.:
а) земские собрания;
б) комитеты выборщиков;
в) советы сельских старост;
г) все вышеперечисленные органы
7) Кто был освобожден от воинской повинности по закону 1874 года:
а) мещане;
б) дворяне;
в) рабочие промышленных предприятий;
г) духовенство
8) В соответствии с “Уставом гимназий и прогимназий” 1864 года гимназии разделялись на:
а) земские и городские;
б) церковно-приходские и воскресные;
в) реальные и классические;
г) воскресные и государственные
9) Кто является автором слов:
“Лучше отменить крепостное право “сверху”, нежели ждать, пока сами крестьяне не отменят его “снизу””:
а) Н,Г,Чернышевский;
б) А.И.Герцен;
в) Николай I;
г) Александр II
10) Выберите верное утверждение: В результате проведения либеральных реформ в XIX веке:
а) ликвидировалось сословное деление
общества;
б) изменилось политическое устройство
государства;
в) уменьшилось влияние дворянства на жизнь
российского общества;
г) ускорилось развитие рыночных отношений
Часть I
II Вариант
1) Александр II стал сторонником реформ, потому что был:
а) либерал, реформатор;
б) приверженец порядков, установленных Николаем
I;
в) патриот, воспитанник поэта В.А.Жуковского;
г) государственный деятель, для которого величие
России было превыше всего
2) Отмену крепостного права не поддерживал:
а) Великий князь Константин
Николаевич;
б) К.Д.Кавелин;
в) граф В.Н.Панин;
г) А.В.Головнин
3) “Не откладывать дела под разными предлогами в долгий ящик”, – напоминал Александр I.
Какое событие вызвало такую реакцию со стороны государя летом 1857 года?
а) работа Секретного комитета по
крестьянскому делу;
б) деятельность министерства внутренних дел;
в) задержка публикации всех законоположений о
крестьянской реформе;
г) игнорирование требований императора
сторонниками преобразований.
4) Какое из перечисленных явлений и мероприятий не связано с крестьянской реформой 1861 года:
а) путешествие Александра Николаевича
по Западной Европе;
б) чтение наследником престола “Записок
охотника И.С.Тургенева”;
в) отставки министра внутренних дел С.С.Ланского
и его помощника Н.А.Милютина;
г) осуществление выкупных сделок
5) В каком году в России впервые в судебном процессе приняли участие присяжные заседатели:
а) в 1856 году;
б) в 1859 году;
в) в 1864 году;
г) в 1874 году
6) Кто обладал правом выбора в городскую думу по реформе 1870 года:
а) все взрослое население города;
б) всё совершеннолетнее мужское население;
в) мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские
налоги;
г) все совершеннолетние (с 21 года) граждане России
7) Военная реформа 1874 года:
а) сокращала сроки службы до 5 лет;
б) реформировала систему управления
вооруженными силами;
в) объявляла новый рекрутский набор;
г) сохранила 25-летний срок службы
8) Согласно новому университетскому уставу 1863 года в компетенцию совета профессоров не входило:
а) утверждение учебных планов;
б) выборы ректора и деканов;
в) решение финансовых и кадровых вопросов;
г) разрешать студентам создавать свои
объединения
9) Александр II, уничтожив крепостное право, стал “царем-освободителем”, по выражению:
а) Н.А.Милютина;
б) А.И.Герцена;
в) В.И.Назимова;
г) Н.А.Некрасова
10) К прогрессивным чертам реформ 60-70-х гг. XIX в. не относится:
а) рост малоземелья крестьян;
б) быстрое развитие капиталистических отношений
в экономике страны;
в) демократизация сферы образования;
г) независимость и несменяемость судей
Ключи: 1г; 2в; 3а; 4а; 5в; 6в; 7б; 8г; 9б; 10а
Часть II
Лекция “О реформах 60-70-х годов XIX века”, прочитанная профессором А.П.Фальсификаторовым, членом-корреспондентом всех научных исторических обществ
I вариант
Крестьянская реформа
Укажите, пожалуйста, не менее пятнадцати заблуждений профессора.
В 1855 году, сразу после вступления на престол, Александру II пришлось столкнуться с многочисленными проблемами.
По своим политическим воззрениям император был реформатором, либералом (1). Он сразу же решительно занялся проблемой отмены крепостного права (2), тем более, что его далекие и близкие предки этим вопросом никогда не занимались (3). Особенно противодействовали стремлению Александра II облегчить участь крестьян (4) его брат, великий князь Константин Николаевич, и кузина (5), великая княгиня Елена Павловна, но Александр Николаевич не отступил.
В январе 1858 года (6) был создан Секретный, а затем Главный Комитет по крестьянскому вопросу.
“Мотором” реформы являлся Дмитрий (7) Алексеевич Милютин. Разработанный Редакционными комиссиями проект был единодушно принят дворянством (8).
17 февраля 1861 года (9) император подписал “Манифест” и “Положения”… Согласно этим правовым документам, крестьяне стали свободными и получили в личную собственность (10) душевой надел, который должны были выкупить в течение 39 лет (11). До выкупа надела крестьяне назывались обязанными (12). Установленные нормы душевого надела были, как правило, больше тех площадей земли, которыми владели крестьяне до реформы (13).
Сумма выкупа ненамного отличалась от реальной стоимости земли (14).
Крестьянское понимание “воли” совпало с содержанием “Манифеста” (15).
Таким образом, Александр II уничтожил крепостное право и по выражению А.И.Герцена стал “царем-освободителем”.
Часть II
Лекция “О реформах 60-70-х годов XIX века”, прочитанная профессором А.П.Фальсификаторовым, членом-корреспондентом всех научных исторических обществ
II вариант
Военная реформа
Укажите, пожалуйста, не менее пятнадцати заблуждений профессора.
Одним из наиболее важных преобразований царствования Александра II стала военная реформа. Она продолжалась 12 – 13 лет.
Успеху этой реформы способствовало то, что руководил ее подготовкой и проведением в жизнь брат (1) крестьянского реформатора – Николай Милютин.
Главное достижение (2) военной реформы заключалось в том, что солдат стали учит грамоте. Был осуществлен переход от всеобщей воинской повинности к рекрутскому набору (3). Закон о новом комплектовании армии вступил в силу 1 января 1874 года. Согласно ему мужчины в возрасте 18 лет (4) призывались на военную службу, срок которой был определен в 10 лет (5) для сухопутных войск и в 12 лет (6) для флота. Молодой человек, имеющий высшее образование, служил 5 лет (7), а среднее – 7 лет (8).
Численность армии в мирное время значительно увеличилась (9). Были реформированы военно-учебные заведения. Общеобразовательную подготовку молодые люди получали в классических гимназиях (10), а профессиональную – в военных училищах. Поступить в военные училища могли представители всех сословий (11), а в юнкерские училища – дети дворян (12). Были открыты военные академии.
Не подлежали призыву старшие сыновья (13), народы Поволжья, Урала (14).
Происходило перевооружение армии и флота: были введены гладкоствольные орудия вместо нарезных (15), была принята на вооружение винтовка-берданка.
Таким образом, военная реформа проводилась очень осторожно и основательно, и уже русско-турецкая война 1877-1878 гг. показала ее состоятельность.
Часть III
Цифровой диктант
I вариант
“Реформы 1860-70-х годов XIX века в России”
Крестьянская реформа |
1 – 4 |
Судебная реформа |
2 – 5 |
Военная реформа |
3 – 6 |
Земская реформа |
4 – 7 |
Городская реформа |
5 – 8 |
Реформа просвещения |
6 – 9 |
Какая реформа была/ способствовала (ответов может быть несколько):
1) связана с именем Николая Алексеевича
Милютина?
2) направлена на решение вопроса о самоуправлении
на местах?
3) разработана прогрессивными юристами?
4) проведена только в 34 губерниях?
5) самой консервативной по своим решениям?
6) развитию женского образования?
7) проведена с 1861 по 1874 года?
8) всплеску крестьянских волнений?
9) направлена на рост влияния дворянства а
местную жизнь?
10) проведена в 1870 году?
Ключи: 1) 1-4; 2) 4-7, 5-8; 3) 2-5; 4) 4-7; 5) 1-4; 6) 6-9; 7) 3-6; 8) 1-4; 9) 4-7; 10) 5-8
Часть III
Цифровой диктант
II вариант
“Реформы 1860-70-х годов XIX века в России”
Крестьянская реформа |
1 – 4 |
Судебная реформа |
2 – 5 |
Военная реформа |
3 – 6 |
Земская реформа |
4 – 7 |
Городская реформа |
5 – 8 |
Реформа просвещения |
6 – 9 |
Какая реформа была/ способствовала (ответов может быть несколько):
1) росту количества начальных народных
училищ?
2) сохранению самого большого количества
крепостных пережитков?
3) самой последовательной и прогрессивной?
4) проведена Дмитрием Алексеевичем Милютиным и
его соратниками?
5) направлена на развитие свободной научной
мысли?
6) принятию новых законов и введению новых
институтов управления?
7) получению молодыми людьми образования?
8) возникновению предпосылок для формирования
гражданского общества и государства?
9) закрытию доступа женщин в университеты?
10) связана с именем Я.И.Ростовцева?
Ключи: 1) 4-7, 6-9; 2) 1-4; 3) 2-5; 4) 3-6; 5) 6-9; 6) 1-4; 7) 3-6, 6-9; 8) 4-7, 5-8; 9) 6-9; 10) 1-4
В заключение урока-зачета учитель задает домашнее задание: выполнить творческие работы по теме (на выбор) – написать письмо от имени одного из участников событий; оформить листовки, газеты; нарисовать портреты исторических деятелей, комиксы; придумать текст с ошибками; создать презентации.