1 тур. Разминка.
Вопросы командам:
- Кто является участником движения?
- Что обозначают термины “дорога” и “проезжая часть”?
- Какое различие в терминах “остановка” и “стоянка”?
- Что называется улицей, и из каких частей она состоит?
Конкурсы:
“Весёлый трамвайчик”
Мы весёлые трамвайчики,
Мы не прыгаем, как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
В каждой команде выбирается водитель трамвайчика. Ему дают трамвайчик – обруч.
Трамвайчик может перевезти только одного пассажира, который занимает своё место в обруче. Водитель по очереди перевозит пассажиров на противоположную сторону. Побеждает команда, которая быстрее переедет на другую сторону.
2 тур. Светофор.С виду грозный и серьёзный,
Очень важный светофор
С перекрёстка, с перекрёстка
На меня глядит в упор.
Всё. Что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам
Его читать!
Различать ты должен ясно –
Цвет зеленый, жёлтый, красный.
Вопросы командам:
- Какие технические сведения регулирования движения вы знаете?
- Какие есть типы светофоров?
- Где устанавливают светофоры?
- Каково значение красного сигнала светофора?
- Каково значение желтого сигнала?
- Каково значение жёлтого сигнала?
- Каково значение желтого мигающего сигнала?
- Что является сигналами регулировщика?
Конкурсы:
Собери светофор:
Командам даётся задание: необходимо собрать светофор из прямоугольников. В двух коробках находятся по 7 серых прямоугольников и по одному цветному: красный, жёлтый, зелёный. По сигналу учителя 1-й участник подбегает к коробке, берёт прямоугольник и бежит к команде, 2-й берёт из коробки другой прямоугольник и т.д.
Учащиеся собирают светофор в такой последовательности: серый, серый, красный, серый, жёлтый, серый, зелёный, серый, серый, серый. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора.
Игра со зрителями.
Игра на внимание: “Красный, желтый, зелёный”
Учитель показывает зелёный кружок – все дружно хлопают в ладоши; жёлтый – поднимают руки вверх; красный – молчат.
3 тур. Дорожные знаки.Город, в котором с тобой мы живём
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она азбука, над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда. (Я.Пишумов)
Вопросы командам:
- Какова роль дорожных знаков в организации дорожного движения?
- Каково значение предупреждающих знаков?
- Каково значение запрещающих знаков?
- Каково назначение знаков приоритета?
- Каково назначение знаков сервиса?
- Какова ответственность за повреждение дорог и средств регулирования? (Штраф)
Конкурсы:
1-й. От каждой команды выбирается по 1 человеку. Игроки по очереди, делая 1 шаг вперёд, называют дорожные знаки. Побеждает тот, кто больше назовёт дорожных знаков.
2-й. Склей дорожный знак.
Учащимся предлагается склеить дорожный знак. Дети по очереди бегут к противоположной стороне зала, на столе находят нужную деталь, прибегают и наклеивают.
4 тур. Про велосипед.Вопросы командам:
- Что такое велосипед?
- С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам?
- Где можно ездить на велосипедах детям до 14 лет?
- Как должен велосипедист готовить свой велосипед к поездке?
- Что запрещается велосипедистам?
- На каком расстоянии от тротуара разрешается двигаться велосипедистам? (Не должны удаляться от края тротуара или обочины далее чем на метр)
Конкурсы:
1-й. К какой группе принадлежит знак?
Учитель показывает каждой команде по очереди знаки(предписывающие, запрещающие и т.д.), а ребята называют их группу и объясняют значение данного знака. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
2-й. Детям выдаются карточки, необходимо расшифровать аббревиатуру:
Г И Б Д Д |
Д П С |
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
ДПС – Дорожно-патрульная служба.
Игра со зрителями.
1. “Подскажи словечко”.
Чтобы я тебя повёз
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль).
2. В магазине мы купили
Глобус круглый и большой.
Об одном мы позабыли,
Как нести его домой?
Но, подъехав к остановке,
Дверь закрыл и очень ловко
Вмиг привёз и нас, и глобус,
Замечательный … (автобус).
3. Знает правила движенья,
Как урок учитель,
Плюс сноровка при вожденье,
Звать его … (водитель).
4. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой … (велосипед).
5. Он и в поле, и на стройке,
Он почётный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы … (грузовик).
6. Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет “что” и “как”,
Звать его … (дорожный знак).
7. Мы на улицу пошли,
Светофора не нашли.
Как дорогу перейти,
Если “зебра” на пути!
Мы гадали, мы решали,
Что же это за проход?
А потом мы все узнали
“Зебра” - это … (переход).
5 тур. Дорожная разметка.8. Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит, там - … (дорога).
Вопросы командам:
- Зачем нужны линии разметки?
- Как обозначаются линии разметки? (Горизонтально и вертикально)
- Что такое “островок безопасности” и для чего он служит?
- Что такое “зебра”?
- Где наиболее безопасно находиться пешеходам, если на проезжей части улицы их застиг движущий транспорт?
- Какие существуют правила перехода улиц?
Конкурсы:
Игра “Эстафета автомобилей”
Участникам каждой команды прикрепляются таблички с названиями автомобилей: “Москвич”, “Жигили” и др. Участники выстраиваются на стартовой черте. На расстоянии 2м от старта ставится любой предмет. Учитель называет любой автомобиль. Игроки, носящие карточки с названием данного автомобиля, выбегают вперёд, обегают стоящий перед ними предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первый прибегает к линии старта зарабатывает очко для своей команды.
6 тур. Транспортные средства.Вопросы командам:
- Какие виды транспортных средств вы знаете?
- Какие типы автомобилей вы знаете, каково их назначение?
- Что такое тормозной путь?
- От чего зависит тормозной путь. Что может влиять на длину тормозного пути?
- Каким преимуществом пользуются оперативные автомобили, выполняющие неотложные задания?
- Какие назначения могут иметь надписи на транспортных средствах?
Конкурсы:
1-й. “Грузовики”
Нужно срочно доставь груз. Каждой команде выдается груз – небольшой мешочек, заполненный опилками или песком. Участники по очереди кладут груз на головы, бегут в противоположную сторону, обежав стул, возвращаются и передают груз следующему участнику.
2-й. Посади огород
Каждой команде выдаются карточки с русинками или словами: морковь, капуста,картофель и т.д. на противоположной стороне зала чертится огород с грядками, на которых так же написано: морковь, капуста,картофель. Учащимся необходимо взять карточку и положить на нужную грядку. Побеждает команда, которая это задание выполнит первой.
7 тур. Мы – пассажиры.Вопросы командам:
- Кого называют пассажиром?
- Какие виды общественного транспорта тебе известны?
- Как определить место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая?
- Каков порядок посадки, высадки из автобуса, троллейбуса, трамвая?
- Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
- Как нужно вести себя в общественном транспорте?
Конкурсы:
Домашнее задание.
Каждая команда заранее заготовила по два вопроса или задания своим соперникам. Учащиеся отвечают на вопросы и зарабатывают баллы для своей команды.
Подведение итогов.
Литература
- Правила дорожного движения. М. 2008 г.
- В.И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на дорогу. М. “Вако” 2004 г.