Урок изобразительного искусства. Узор в полосе. "Добрым людям на загляденье". Хохломская роспись

Разделы: Начальная школа


Декоративное рисование, самостоятельное исполнение растительного узора в полосе.

Цели: развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей; расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи; учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре; с понятием орнамент; нарисовать узор в полосе.

Материалы к уроку.

Оборудование: предметы быта украшенные орнаментом; листы бумаги, кисти, акварельные краски, тряпочки, вода; репродукции произведений мастеров Хохломы, хохломские изделия. Бумажный сарафан и рубаха, вырезанные из белой бумаги. Видеофильм к уроку.

Эпиграф.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива!

План урока.

  1.  Вступительное слово. «Золотая посуда».
  2. Основная часть. «Волшебный узор».
  3.  Планирование самостоятельной работы.
  4. Выполнение узора в полосе.
  5. Итог урока. Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.

Девиз. Твори, выдумывай, пробуй.

Презентация

Ход урока

1. - Ребята, прочитайте тему урока. Какова основная мысль урока? Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

С давних времён люди стали украшать разные предметы (утварь). Сошьёт мать дочери сарафан и украсит его тесьмой по краю подола, бретельки. «Расцветёт» сарафан. Дед выдолбит деревянную чашу, да узором украсит. Пусть радует глаз. Зачем это делали?

По берегам великой русской реки, Волги, - издавна занимались разными ремёслами. Появилось старинное торговое село – Хохлома.

В селе, расписывали посуду, используя только три цвета. Цвет солнца, богатства и радости – «жёлтый» (золото). Цвет жизни, красоты, тепла – «красный». Цвет земли – «чёрный», усиливает сияние красного и золотистых оттенков.

Элементы узора русских мастеров: травка, цветы, ягоды, бутоны. Сейчас вы попали в художественный цех, где расписывают деревянную посуду умелые руки девушек.

- Что вы заметили? Какие вопросы у вас возникли?

- Что называют Хохлома? (Проверь себя по слайду).

2. Блиц-опрос.

- Самый любимый орнамент у мастеров хохломы? (Травка.)

- Каким цветом пишется «травка»? (Красным, чёрным.)

- Какие значения имеют цвета? (Красный –огонь, любовь, преданность; золотистый – свет, счастье, солнце, богатство, довольство, красоту, чистоту; чёрный – торжественность.)

- Игра закончена.

3. Планирование работы.

Мы по слайдам познакомимся с элементами узора и приёмами их рисования.

Возьмите кисть в руку и повторите движение, представляя элементы травного орнамента. Попробуйте изобразить на листе бумаги простые элементы: «травинки», «капельки», «усики», «криуль».

- С чего начнём работу? Вспомните тему урока.

- Где вы наблюдали узор в полосе, приведите примеры.

- Что вы знаете об орнаменте (узоре)? Какое правило надо соблюдать?

- Какие цвета будем использовать в узоре, почему?

- Повторим правила построения орнамента.

1) Узор состоит из повторяющихся элементов; они одинаковы по цвету, форме, размеру.

2) Используем в узоре три основных цвета и элементы растительного орнамента.

- Наш орнамент будет состоять из листьев и ягод. Вы уже учились рисовать листья и ягоды, используйте знакомые приёмы в составлении узора.

4. Самостоятельная работа.

Выполнение узора в полосе.

5. Итог урока.

Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.

- Сейчас для вас коллективное задание. Своими узорами сделанными в полосе украсить сарафан и рубаху.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Придумайте свою легенду появления такого замечательного промысла.

- Какие правила вы соблюдали при выполнении орнамента?

- Довольны ли вы своей работой? Что получилось хорошо? Чему ещё надо поучиться?

- Какие пословицы о труде вам запомнились?

- Как вы оцените свой труд?