Декоративное рисование, самостоятельное исполнение растительного узора в полосе.
Цели: развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей; расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи; учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре; с понятием орнамент; нарисовать узор в полосе.
Материалы к уроку.
Оборудование: предметы быта украшенные орнаментом; листы бумаги, кисти, акварельные краски, тряпочки, вода; репродукции произведений мастеров Хохломы, хохломские изделия. Бумажный сарафан и рубаха, вырезанные из белой бумаги. Видеофильм к уроку.
Эпиграф.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива!
План урока.
- Вступительное слово. «Золотая посуда».
- Основная часть. «Волшебный узор».
- Планирование самостоятельной работы.
- Выполнение узора в полосе.
- Итог урока. Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.
Девиз. Твори, выдумывай, пробуй.
Ход урока
1. - Ребята, прочитайте тему урока. Какова основная мысль урока? Отражена ли эта мысль в эпиграфе?
С давних времён люди стали украшать разные предметы (утварь). Сошьёт мать дочери сарафан и украсит его тесьмой по краю подола, бретельки. «Расцветёт» сарафан. Дед выдолбит деревянную чашу, да узором украсит. Пусть радует глаз. Зачем это делали?
По берегам великой русской реки, Волги, - издавна занимались разными ремёслами. Появилось старинное торговое село – Хохлома.
В селе, расписывали посуду, используя только три цвета. Цвет солнца, богатства и радости – «жёлтый» (золото). Цвет жизни, красоты, тепла – «красный». Цвет земли – «чёрный», усиливает сияние красного и золотистых оттенков.
Элементы узора русских мастеров: травка, цветы, ягоды, бутоны. Сейчас вы попали в художественный цех, где расписывают деревянную посуду умелые руки девушек.
- Что вы заметили? Какие вопросы у вас возникли?
- Что называют Хохлома? (Проверь себя по слайду).
2. Блиц-опрос.
- Самый любимый орнамент у мастеров хохломы? (Травка.)
- Каким цветом пишется «травка»? (Красным, чёрным.)
- Какие значения имеют цвета? (Красный –огонь, любовь, преданность; золотистый – свет, счастье, солнце, богатство, довольство, красоту, чистоту; чёрный – торжественность.)
- Игра закончена.
3. Планирование работы.
Мы по слайдам познакомимся с элементами узора и приёмами их рисования.
Возьмите кисть в руку и повторите движение, представляя элементы травного орнамента. Попробуйте изобразить на листе бумаги простые элементы: «травинки», «капельки», «усики», «криуль».
- С чего начнём работу? Вспомните тему урока.
- Где вы наблюдали узор в полосе, приведите примеры.
- Что вы знаете об орнаменте (узоре)? Какое правило надо соблюдать?
- Какие цвета будем использовать в узоре, почему?
- Повторим правила построения орнамента.
1) Узор состоит из повторяющихся элементов; они одинаковы по цвету, форме, размеру.
2) Используем в узоре три основных цвета и элементы растительного орнамента.
- Наш орнамент будет состоять из листьев и ягод. Вы уже учились рисовать листья и ягоды, используйте знакомые приёмы в составлении узора.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение узора в полосе.
5. Итог урока.
Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.
- Сейчас для вас коллективное задание. Своими узорами сделанными в полосе украсить сарафан и рубаху.
- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Придумайте свою легенду появления такого замечательного промысла.
- Какие правила вы соблюдали при выполнении орнамента?
- Довольны ли вы своей работой? Что получилось хорошо? Чему ещё надо поучиться?
- Какие пословицы о труде вам запомнились?
- Как вы оцените свой труд?