Цели урока:
- Образовательные: познакомить с новыми гласными буквами, обозначающими два звука, работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду, любовь к Родине, отзывчивость, патриотизм.
- Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти, речи.
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие.
Настрой на работу.
У: Начинаем наш урок. Давайте проверим все ли готово у вас к уроку.
(Учитель перечисляет названия учебных принадлежностей).
У: Все готовы. Начинаем.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
У: Как называется наш урок?
Д: Урок обучения грамоте.
У: Чем мы будем заниматься?
Д: Читать.
У: Чтобы учиться читать, что нужно знать?
Д: Буквы.
У: А какие буквы мы уже изучили?
(Дети называют буквы).
У: На какие две группы делим все буквы?
Д: Гласные и согласные.
У: Давайте прочтем их по ленте букв, правильно и четко произносят.
У: Кто может показать букву, с которой мы познакомились вчера?
У: А что мы узнали об этой букве?
3. Постановка темы и цели урока.
А сегодня на уроке мы будем продолжать учиться видеть и слышать, а также читать эту букву в словах и предложениях. А начнем мы с того, что вы сами себя проверите и своих товарищей. Перед вами лежат карточки с предложениями. Ваша задача найти и зачеркнуть букву «Я».
Проверка. (Дети меняются карточками).
У: Поднимите руки, кто не пропустил ни одной буквы? А кто все-таки пропустил? Не огорчайтесь. Мы учимся. И такую работу будем продолжать на следующем уроке.
У: А теперь давайте послушаем сказку, где будут встречаться слова с буквой «Я». Ваша задача - как можно больше запомнить слов с буквой «Я».
(Учитель читает сказку).
У: Какие слова вы запомнили? Вы назвали почти все слова.
Физкультурная пауза. (Аутотренинг)
Я – самый умный,
внимательный,
трудолюбивый,
добрый,
со всем справляюсь,
у меня все получится.
4. Изучение нового материала.
У: Теперь посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите.
Д: Машина, пароход, самолет, вертолет.
У: Как это можно назвать одним словом?
Д: Транспорт.
У: Какой из этих видов транспорта нужен для передвижения по воздуху? Как его можно тогда назвать? (Ответы детей).
У: А какой вид транспорта нужен для передвижения по земле? Как его можно тогда назвать? (Ответы детей).
У: А какой вид транспорта нужен для передвижения по воде? А какие еще виды водного транспорта вы знаете? (Ответы детей).
У: Ребята, а вы знаете, чтобы корабль не сбился с пути, недалеко в море ставят специальную башню. Может кто-то из вас знает, как она называется? (Ответы детей)
У: Есть даже загадка о ней:
В бурном море я стою,
Кораблям путь освещаю.
У: Как она выглядит, опишите.
Д: Это маяк.
(Учитель показывает карточку со словом «МАЯК».)
У: Давайте составим схему этого слова.
У: Разделим на слоги. (С помощью хлопков).
- Сколько слогов в этом слове? Давайте позовем это слово. Какой слог ударный?
- Назовите первый слог. (МА).
- Назовите первый звук, второй звук.
Назовите второй слог (ЯК).
(Как гармонь растягиваем).
- Сколько букв во втором слоге? А сколько слышим звуков?
- А почему так получилось?
Д: Буква «Я» - обозначила два звука.
У: А сколько букв в слове «МАЯК»?
Д: Четыре буквы.
У: А сколько звуков?
Д: Пять звуков.
У: А почему букв меньше, чем звуков? (Ответы детей).
У: А где буква «Я» находилась в слове? В каком месте?
Д: В середине слова.
У: А после какой буквы?
Обобщение.
У: Какое место должна занимать буква «Я» в слове и при каком условии, чтобы обозначать два звука? (Ответы детей)
У: Как должен светить маяк, чтобы корабли не сбились с курса?
У: Давайте составим предложение. «ЯРКО СВЕТИТ МАЯК».
Звуко-буквенный анализ слова «ЯРКО».
Физкультурная пауза.
(Дети выполняют движения под музыку «Шум морского прибоя»).
5. Закрепление нового материала.
А теперь обратимся к нашему помощнику – маяку – учебнику.
У: Рассмотрите картинку. Что вы видите? (Ответы детей).
У: Как вы догадались, что на море шторм? (Ответы детей).
У: Давайте прочтем столбики слов (Азбука с. 116)
(Чтение за учителем хором).
У: Найдите слово с буквой «Я».
(Чтение рассказа по цепочке).
У: Почему рассказ называется «Маяк»?
- Как завыл ветер на море?
- Что встречается на пути кораблям?
- Как светит маяк?
У: Найдите в рассказе слово с буквой «Я», которое мы не читали в столбике.
Д: Это слово «молния».
У: Посчитайте сколько букв в этом слове, а сколько звуков. Для этого произнесите слово протяжно, помогите себе. (Ответы детей).
У: Какое местоположение должна занимать буква «Я» в слове, если она обозначает два звука? (Ответы детей).
6. Применение знаний и способов деятельности.
У: А теперь я вам предлагаю решить задачу, как на уроке математике, только участвуют буквы. Перед вами карточка со словом «МАЯК». Напечатайте новые слова, используя только буквы этого слова.
У: Какие слова получились у вас? А теперь посмотрите на эти слова.
«ЯК», «МАК», «ЯМА», «ЯМКА» - на доске.
(Чтение слов).
У: Назовите слова, где буква «Я» обозначает два звука. (Ответы детей).
У: Если буква «Я» обозначает два звука, какое место занимает в слове?
7. Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний.
У: Давайте вспомним, чему мы учились на уроке.
У: Что для этого делали?
У: Какое местоположение будет занимать в слове буква «Я», если она обозначает два звука?