Буква "Я", обозначающая два звука

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить с новыми гласными буквами, обозначающими два звука, работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду, любовь к Родине, отзывчивость, патриотизм.
  • Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти, речи.

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие.

Настрой на работу.

У: Начинаем наш урок. Давайте проверим все ли готово у вас к уроку.

(Учитель перечисляет названия учебных принадлежностей).

У: Все готовы. Начинаем.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

У: Как называется наш урок?

Д: Урок обучения грамоте.

У: Чем мы будем заниматься?

Д: Читать.

У: Чтобы учиться читать, что нужно знать?

Д: Буквы.

У: А какие буквы мы уже изучили?

(Дети называют буквы).

У: На какие две группы делим все буквы?

Д: Гласные и согласные.

У: Давайте прочтем их по ленте букв, правильно и четко произносят.

У: Кто может показать букву, с которой мы познакомились вчера?

У: А что мы узнали об этой букве?

3. Постановка темы и цели урока.

А сегодня на уроке мы будем продолжать учиться видеть и слышать, а также читать эту букву в словах и предложениях. А начнем мы с того, что вы сами себя проверите и своих товарищей. Перед вами лежат карточки с предложениями. Ваша задача найти и зачеркнуть букву «Я».

Проверка. (Дети меняются карточками).

У: Поднимите руки, кто не пропустил ни одной буквы? А кто все-таки пропустил? Не огорчайтесь. Мы учимся. И такую работу будем продолжать на следующем уроке.

У: А теперь давайте послушаем сказку, где будут встречаться слова с буквой «Я». Ваша задача - как можно больше запомнить слов с буквой «Я».

(Учитель читает сказку).

У: Какие слова вы запомнили? Вы назвали почти все слова.

Физкультурная пауза. (Аутотренинг)

Я – самый умный,
внимательный,
трудолюбивый,
добрый,
со всем справляюсь,
у меня все получится.

4. Изучение нового материала.

У: Теперь посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите.

Д: Машина, пароход, самолет, вертолет.

У: Как это можно назвать одним словом?

Д: Транспорт.

У: Какой из этих видов транспорта нужен для передвижения по воздуху? Как его можно тогда назвать? (Ответы детей).

У: А какой вид транспорта нужен для передвижения по земле? Как его можно тогда назвать? (Ответы детей).

У: А какой вид транспорта нужен для передвижения по воде? А какие еще виды водного транспорта вы знаете? (Ответы детей).

У: Ребята, а вы знаете, чтобы корабль не сбился с пути, недалеко в море ставят специальную башню. Может кто-то из вас знает, как она называется? (Ответы детей)

У: Есть даже загадка о ней:

В бурном море я стою,
Кораблям путь освещаю.

У: Как она выглядит, опишите.

Д: Это маяк.

(Учитель показывает карточку со словом «МАЯК».)

У: Давайте составим схему этого слова.

У: Разделим на слоги. (С помощью хлопков).

- Сколько слогов в этом слове? Давайте позовем это слово. Какой слог ударный?

- Назовите первый слог. (МА).

- Назовите первый звук, второй звук.

Назовите второй слог (ЯК).

(Как гармонь растягиваем).

- Сколько букв во втором слоге? А сколько слышим звуков?

- А почему так получилось?

Д: Буква «Я» - обозначила два звука.

У: А сколько букв в слове «МАЯК»?

Д: Четыре буквы.

У: А сколько звуков?

Д: Пять звуков.

У: А почему букв меньше, чем звуков? (Ответы детей).

У: А где буква «Я» находилась в слове? В каком месте?

Д: В середине слова.

У: А после какой буквы?

Обобщение.

У: Какое место должна занимать буква «Я» в слове и при каком условии, чтобы обозначать два звука? (Ответы детей)

У: Как должен светить маяк, чтобы корабли не сбились с курса?

У: Давайте составим предложение. «ЯРКО СВЕТИТ МАЯК».

Звуко-буквенный анализ слова «ЯРКО».

Физкультурная пауза.

(Дети выполняют движения под музыку «Шум морского прибоя»).

5. Закрепление нового материала.  

А теперь обратимся к нашему помощнику – маяку – учебнику.

У: Рассмотрите картинку. Что вы видите? (Ответы детей).

У: Как вы догадались, что на море шторм? (Ответы детей).

У: Давайте прочтем столбики слов (Азбука с. 116)

(Чтение за учителем хором).

У: Найдите слово с буквой «Я».

(Чтение рассказа по цепочке).

У: Почему рассказ называется «Маяк»?

- Как завыл ветер на море?

- Что встречается на пути кораблям?

- Как светит маяк?

У: Найдите в рассказе слово с буквой «Я», которое мы не читали в столбике.

Д: Это слово «молния».

У: Посчитайте сколько букв в этом слове, а сколько звуков. Для этого произнесите слово протяжно, помогите себе. (Ответы детей).

У: Какое местоположение должна занимать буква «Я» в слове, если она обозначает два звука? (Ответы детей).

6. Применение знаний и способов деятельности.

У: А теперь я вам предлагаю решить задачу, как на уроке математике, только участвуют буквы. Перед вами карточка со словом «МАЯК». Напечатайте новые слова, используя только буквы этого слова.

У: Какие слова получились у вас? А теперь посмотрите на эти слова.

«ЯК», «МАК», «ЯМА», «ЯМКА» - на доске.

(Чтение слов).

У: Назовите слова, где буква «Я» обозначает два звука. (Ответы детей).

У: Если буква «Я» обозначает два звука, какое место занимает в слове?

7. Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний.

У: Давайте вспомним, чему мы учились на уроке.

У: Что для этого делали?

У: Какое местоположение будет занимать в слове буква «Я», если она обозначает два звука?