Профилактика дисграфии при обучении дошкольников 6–7 лет с ОНР предложно-падежным формам

Разделы: Работа с дошкольниками


Дисграфия – это расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто. Они называются специфическими: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; в правописании предлогов допускают ошибки  трех видов: 1) слитное написание предлога со следующим за ним словом (“кморю”, “подстол”); 2)графически неправильное написание предлога (“ис кувшина”, “нат пальто”); 3)пропуск предлога (“прыгнул воду”, “подошёл костру”).

Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Коррекция нарушения письма требует длительного времени и большого напряжения сил учащихся. Поэтому необходимо как можно раньше предотвратить дисграфию у детей для успешного овладения у них письменной речью.

Практика показывает, что смешение букв на письме и нарушение анализа и синтеза слов в чистом виде встречаются редко. Обычно одно сопутствует другому. Поэтому в старшем дошкольном возрасте в подготовительном периоде мы даем упражнения по развитию фонематического слуха, по анализу и синтезу слов, а в подготовительной к школе группе знакомим детей с такой речевой единицей, как слово и предложение.

На первом этапе работы необходимо: уточнить и закрепить у ребенка понимание пространственного расположения предметов, выраженное предлогами:

  • местонахождение предмета, его положение по отношению к другому предмету: у реки, перед школой, за городом, под горой, над обрывом, в лесу, на горе;
  • положение по отношению к предмету, до которого совершается перемещение: подвинь до шкафа, поставь у стола, в стол, за стол, перед столом; от которого начинается перемещение: вынь из ящика, отставь от печи;
  • пространство, по которому совершается передвижение: ехали через лес, по степи.

Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.

Недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма.

Для уточнения и закрепления у ребенка понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами, мы используем следующие упражнения:

1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.

  • Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш?
  • Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?
  • Положите карандаш в книгу. Где он сейчас?
  • Возьмите его. Откуда взяли карандаш?
  • Спрячьте карандаш под книгу. Где он?
  • Выньте карандаш. Откуда его вынули?

2.Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д.

Ответить на вопросы: “Ты за кем стоишь?” (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.).

3.Расположение геометрических фигур по данной инструкции: “Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.”

4. “Что перепутано?”

Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.

5. “Наоборот” (назвать противоположный предлог).

Взрослый говорит:

– Над окном.

Ребенок:

– Под окном.

К двери – … В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной– …–

Подобрать пары картинок, которым соответствуют противоположные предлоги.

На втором этапе работы необходимо объяснить ребенку, что предлог это отдельное маленькое слово.

В старшем возрасте (5-6 лет) не рекомендуется давать понятие “предлог” его заменяют понятием “маленькое слово помощник” – без которого нельзя определить, где находится предмет. А в возрасте 6-7 лет знакомим с понятием “предлог”. В этом возрасте уже знакомят детей с такой речевой единицей как слово и предложение. Ребенку необходимо объяснить, что предлог это слово и оно не относится к слову-предмету, слову-действию или слову-признаку. Предлог – это слово-помощник.

Познакомить с понятием предлог необходимо через близкую для ребенка ситуацию, что бы вызвать эмоциональный отклик, например через сказку:

В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова, обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало на какой-то вопрос. И лишь на маленькой  безымянной улице жили маленькие слова: “в”, “на”, “за” и др. Они не знали, что обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова старались их не замечать и вели себя высокомерно. Как-то на площади встретились слова “книга”, “стол”, “лежать”. Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово “на”. “Книга”, “стол”, “лежать” начали над ним смеяться: “Что ты такое? Что ты обозначаешь?” Маленькое слово бегало между ними и просило их не смеяться. И тут неожиданно оказалось оно между словами “лежать” и “стол”. Получилось предложение “Книга лежит на столе”. Все замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться предлогами, а улица – Предлоговая.

На третьем этапе обозначаем графической схемой и раскрываем понятие каждого предлога.

Для того чтобы ребенок полноценно усвоил и применял предлоги в своей речи, ему необходимо знать значение каждого изучаемого предлога. Для этого на занятиях мы используем символ изучаемого предлога и подводим детей к выводу: для чего нужен предлог – помощник. Символы предлогов:

Выводы: “Предлог НА” – маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится сверху другого предмета и т. д.

На четвертом этапе работы моделируем предложения с предлогами.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. При моделировании предложений ребенок учится отделять предлог от рядом расположенного слова.

Например: “Ваза стоит на столе.”

img2.gif (1301 bytes)

В результате целенаправленной работы у детей:
– улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
– формируется правильное, осмысленное восприятие предлогов, пробуждается интерес к процессу построения предложений, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
– развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по профилактики дисграфии при обучении дошкольников 6-7 лет с ОНР предложно-падежным формам должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 6-7-летнего возраста.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. 1991.
2. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: СПб. 2004.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб. 1995.
4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М. 1994.
5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. М 1998.
6. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи. М 1998.
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. М.1999.