Цель: изучить особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное использование.
Оборудование:
- карта океанов
- мультимедийное оборудование, компьютер
- мультимедийная презентация
- интерактивная доска
- телевизор, DVD, диск “Голубая планета”
- магнитофон, аудиоэнциклопедия “Планета Земля”
Ход урока
№ с-да | Вид деятельности |
И-1 |
I. Организационный момент – Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Есть два разряда путешествий |
И-2 |
II. Проверка домашнего задания 1. Устный опрос (Интерактивная к/к Тихого океана) – Подписать материки, которые омывает Тихий океан. |
1
Тел. |
III. Изучение нового материала 1. Введение Фрагмент фильма “Голубая планета” – Мы продолжаем наше путешествие по Мировому океану и сегодня более
подробно познакомимся с Атлантическим океаном. Помогать нам в этом будут
эксперты. |
2 | 1 эксперт По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели. |
3 | “Атлантический океан! Необозримая водная
равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды
корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два
огромных стража, внушающих страх мореплавателям, – мыс Горн и мыс Бурь!” Жюль Верн – Если бы вы задались целью найти эти мысы на карте, то мыс Горн нашли на южной оконечности Южной Америки, а мыс Бурь вы бы не нашли, так как он назван другим именем – мыс Доброй надежды (южная оконечность Африки) |
4 | Знакомиться с океаном мы будем по плану:
|
5
м/э |
– Запишите в тетради число и тему урока:
“Атлантический океан”. 2. Характеристика географического положения океана – Открыли учебники на стр. 313, охарактеризуем океан по плану. Работа с атласами, запись в тетрадь. Для того, чтобы записать основные характеристики океана воспользуемся мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия. Основные характеристики океана: – второй по величине |
6 | Происхождение, рельеф дна – Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны |
7 | – Рельеф дна не сложен. Почти посередине
океана проходит Срединно-Атлантический хребет. Длина его более 17 тысяч
км. – На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия. – Ложе океана – океанические равнины. |
8 | 3. История исследования океана 2 эксперт Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги. |
9 | С эпохи Великих географических открытий (плавания X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и т. д. |
10 | Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием “Челленджера” в конце XIX в. |
11 | По степени изученности этот океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. |
12 | 4. Особенности природы Взаимодействие океана, атмосферы и суши Океан лежит во всех климатических поясах. Особенности климата отражаются и на свойствах водных масс. Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом океане. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и с Антарктиды, а также интенсивным перемешиванием поверхностных и глубинных водных масс под действием ветров и течений. Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство. – А что еще на ваш взгляд может мешать судоходству? (Айсберг) |
13 | 3 эксперт АЙСБЕРГ – это
отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью
воды до 70 -100 м; большая часть объема находится под водой. Физминутка для глаз |
14
м/у |
Соленость
Одна из особенностей водных масс Атлантического океана – повышение солености до 37 ‰ по сравнению со средним показателем. Это связано с тем, что значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на материки. Запись в тетрадь: соленость – 34–37‰ Течения Мультимедийный учебник – В водах Атлантического океана имеются теплые и холодные течения.
Назовите их и покажите на карте. |
15 | Саргассово море – В Атлантическом океане много уникальных мест. Такому как Бермудский треугольник приписывают даже сверхъестественные силы. А мы с вами отправимся сейчас в путешествие в одно увлекательное место. |
16 а/з | Аудиозапись “Саргассово море” (диск “Планета Земля”– аудиоэнциклопедия) |
17 | Органический мир Органический мир беднее видами, чем Тихий. Объясняется это его молодостью. При небольшом количестве видов количество рыб и других морских животных значительно. Много промысловых рыб: треска, сельдь, морской окунь, скумбрия, мойва, тунец. |
18 | Есть киты, акулы, тюлени. |
19 | 5. Хозяйственная деятельность (Запись в тетрадь) |
20 | Рыбный промысел Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла |
21 | Транспортные пути Издавна океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. Для улучшения связи Атлантического океана с другими сооружены Суэцкий и Панамский каналы Учебник с. 93, показать на карте каналы |
22 | Добыча полезных ископаемых
Шельфы океана богаты месторождениями нефти и других полезных ископаемых. Тысячи скважин пробурены в Мексиканском заливе и Северном море (Показать на карте) |
23 | Рекреационные ресурсы Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. Ведущее место принадлежит Средиземному морю. (Показать на карте) |
24 | Экологические проблемы В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ. Атлантический океан уже не в состоянии сам очищаться. Требуются международные усилия по спасению океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов. |
25 |
IV. Итог урока – Изучению какого океана мы посвятили урок? Игра “ Кто это? Что это?”
|
26 | V. Домашнее задание: § 19, номенклатура , к/к стр. 64 |
Номенклатура
Атлантический океан
Моря: Норвежское, Северное, Саргассово, Балтийское, Средиземное, Карибское
Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский
Проливы: Гибралтарский
Острова: Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зеленого Мыса, Большие Антильские, Малые Антильские, Бермудские
Полуострова: Скандинавский, Лабрадор
Каналы: Суэцкий, Панамский