Тип урока: проблемно-эвристический.
Форма урока: урок-диспут.
Цель урока: активизация речемыслительной деятельности по теме “Путешествие и туризм”.
Задачи урока:
- Образовательные:
активизация лексики по теме;
создание условий для формирования навыка устной речи по теме “Путешествие и туризм” в форме обсуждения и дискуссии;
обучение проектной деятельности по теме урока. - Развивающие:
развитие умения выказывать и аргументировать свою точку зрения;
развитие способности анализировать, сравнивать и систематизировать предлагаемый материал;
развитие способности к критическому мышлению. - Воспитательные:
воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину;
формирование умения работать в коллективе;
воспитание уважения к собеседнику.
Время реализации учебного занятия – 45 минут.
Межпредметные связи – экономическая география, информатика.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, операционная среда – Microsoft Windows XP, 2000, Microsoft PowerPoint, компьютерный медиапродукт.
План занятия
Этапы занятия | Временная реализация |
Приветствие. Организационный момент. Введение в тему урока: стихотворение “Зачем путешествовать?”, обсуждение его. Объявление темы. |
3 минуты |
Групповая работа. Обсуждение двух точек зрения: за и против. |
5 минут |
Творческая работа в группах – составление “синквейна”. | 8 минут |
Прием “мозговой штурм”. Демонстрация кластера и сравнение его с ответами учащихся. | 4 минуты |
Элементы диалогового обсуждения по теме. Использование межпредметных связей. | 10 минут |
Систематизация путей решения проблемного вопроса урока. | 8 минут |
Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание. | 5 минут |
Выставление и комментарий оценок | 2 минуты |
Карта урока
Комментарий хода урока | Слайд № Приложение |
Развитие личностных качеств и психических процессов |
|
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
После приветствия, учитель читает стихотворение “Зачем путешествовать?” и спрашивает учащихся, какие эмоции оно вызвало у них. Объявляется тема урока “Путешествие и туризм”. | 1–2 | Внимание Ясность речи |
Активное слушание Рефлексивность Культура эмоций |
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “Любите ли вы путешествовать?” Получив краткие ответы детей, предлагает разделиться на 2 группы – “за” путешествие и “против” (“желтая” и “черная” шляпы по методу “шесть шляп мышления”). Пользуясь выражениями на слайде, подготовить высказывание от каждой группы и, аргументируя, представить его классу. | 3–4 | Мышление Ясность речи |
Рефлексивность Самостоятельность Критическое мышление Аргументированность |
Далее предлагается творческая работа в группах: составление “синквейна” (прием технологии РКМЧП). Учитель демонстрирует 2 своих “синквейна” по теме урока и предлагает одной группе составить положительный “синквейн”, а другой группе – негативный “синквейн” (“зеленая” шляпа на слайде обозначает творчество). Затем каждая группа представляет свой “синквейн”. | 5 | Мышление Память |
Ассоциация Креативность Самостоятельность Рефлексивность |
С помощью приема “мозговой штурм” учитель предлагает ответить на вопрос, зачем люди путешествуют, Затем учитель предлагает сравнить свой кластер на слайде с ответами детей. | 6 | Мышление Ясность речи |
Активность Рефлексивность Системность Аналитичность Аргументированность |
Учитель спрашивает учеников, куда бы они поехали, чтобы реализовать свои планы. А также у группы “против” расспрашивает о проблемах, связанных с туризмом | Память | Рефлексивность Гибкость мышления Глубина рассуждения Точность и уместность речи |
|
Обращаясь к учащимся, учитель задает следующие вопросы и просит обосновать ответы на них: “Не развивая туризм в России, мы наносим вред экономике нашей страны?”, “Почему мало иностранных туристов в России?”. Дети озвучивают проблемы, выражая свое мнение, и возможно пополняют список проблем. Формулируется главный проблемный вопрос урока: “Что сделать, чтобы привлечь иностранных туристов в Россию?” | 9 | Мышление Внимание Понимание материала |
Аргументированность Рефлексивность Аналитичность Самостоятельность Активность Речевая инициатива |
Подводятся итоги урока,
выставляются оценки.
К следующему уроку предлагается дифференцированное домашнее задание (поисковое или творческое):
А также домашнее задание на перспективу – создать проект “Чем Россия может привлечь туристов?” |
10 | Самостоятельность | Рефлексивность Ответственность Любознательность Гибкость |
Список использованной литературы:
- Дикая Н.А. Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (ТРКМЧП в 10-м классе). Сборник статей “Первое сентября”. – М.: Чистые пруды, 2007.
- Прищепа Т.А Некоторые аспекты проблемно-эвристической дидактики и методики или как построить урок открытий. – Томск: ТОИПКРО, 2008.