Урок по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" в режиме on-lain. 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели урока:

  • ввести физическую величину – импульс тела;
  • изучить закон сохранения импульса, как следствие второго и третьего законов Ньютона.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Сформулируйте второй закон Ньютона, приведите формулу, расшифруйте ее.

2. Сформулируйте третий закон Ньютона, приведите формулу, расшифруйте ее.

3. Вспомним материал 8-го класса. Какая величина называется импульсом тела?

III. Изложение нового материала.

1) Приведем формулу для расчета импульса материальной точки и расшифруем ее. Каково направление импульса? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc798-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_16.swf. Рисунок 1

2) На прошлых уроках мы говорили о том, что причиной изменения скорости тела является действие на него других тел. Рисунок 2

3) Получим формулу для расчета силы, которая изменяет скорость тела от начального значения υ° до некоторого значения υ° за промежуток времени ∆t. Рисунок 3

4) Попытайтесь сформулировать второй закон Ньютона, в импульсном представлении, проверьте себя по учебнику (Г.Я. Мякишев Физика 10 класс, § 41).

 Изложение нового материала.

5) Рассмотрим взаимодействие двух шаров в замкнутой системе, под действием только внутренних сил. Рисунок 5

6) Опишем, применяя третий закон Ньютона, абсолютно упругий удар и получим формулу, выражающую закон сохранения импульса. Рисунок 6

7) Сформулируем закон сохранения импульса. Рисунок 7

Рассмотрим его применение при взаимодействии пушки и ядра.

IV. Первичная проверка понимания.

Задача. Масса мяча (Модель 1.72) равна 400 г. В результате удара, длившегося 8 мс, скорость мяча возросла до 30 м/с. Чему равны импульс силы и изменение импульса мяча? Сила удара ноги о мяч равна 1500 Н.

Сверка с образцом. Рисунок 4

V. Закрепление.

1) Интерактивный тренинг на применение закона сохранения импульса. Рисунок 8

2) Вопросы для самоконтроля. Рисунок 9

Обобщение учителя. Сегодня на уроке мы говорили о физической величине – импульсе тела, вспомнили формулу для его расчета, единицы измерения в Си, направление. Ввели понятие импульса силы и изучили фундаментальный закон – закон сохранения импульса, который справедлив не только не только при описании физических, но и всех природных явлений. Закон сохранения импульса служит доказательством единства материального мира и подтверждает неуничтожимость материи.

VI. Домашнее задание.

§ 41, 42 подготовить рассказ о законе сохранения импульса по обобщенному плану изучения физического закона.

На сайте: http://class-fizika.narod.ru/9_18.htm найти задание «Для любителей физики» и выполнить его.