Цель урока: обобщить и закрепить знания по теме «Кожа».
Задачи урока:
- Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания о строении и функциях кожи, ее роли в терморегуляции, гигиене кожи, одежды, обуви, профилактике и первой помощи при ожогах, обморожениях и других повреждениях кожных покровов.
- Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления, интеллектуальных способностей учащихся, используя для этого проблемные задания, побуждающие думать самостоятельно, сравнивать, обобщать, конкретизировать.
- Воспитательные задачи: продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью, коммуникативных способностей.
Оборудование:
- таблица «Строение кожи»;
- лупы, набор для оказания первой медицинской помощи (2% раствор соды, вода, 2% р-р уксуса, спирт, вата, бинт);
- инструктивные карточки с заданиями для каждого ученика;
- мультимедийная презентация.
Ход урока
- На границе соприкосновения с внешней средой у животных и человека образовался кожный покров. Сопоставьте следующие факты:
- Человек, у которого в результате ожога повреждена большая часть кожи, может погибнуть.
- В зависимости от температуры тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение, то усиливается, то ослабевает.
- Незрячий человек может читать с помощью пальцев.
- Подумайте и ответьте на вопросы:
- Какие функции выполняет кожа?
- Какие особенности строения кожи связаны с этими функциями?
- Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
- Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган с многочисленными функциями.
- Узнайте структурные образования кожи, изображенные на рисунках:
Рисунок 1 | Рисунок 2 | Рисунок 3 | Рисунок 4 | Рисунок 5 |
Ответы:
- рисунок 1 – потовая железа;
- рисунок 2 – рецептор;
- рисунок 3 – подкожная жировая клетчатка;
- рисунок 4 – эпидермис;
- рисунок – 5 сальная железа.
- Выполните письменно первое задание в инструктивных карточках.
Задание 1. Вставьте в текст «Строение кожи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Наружный слой кожи – ____________, образован ____________ тканью. Второй слой кожи – ____________. Этот слой пронизан ____________ и ____________. Здесь находятся ____________ и ____________ железы. Роговые образования кожи – это ____________ и ____________. Человек относится к классу ____________, так как в коже имеются ____________ железы. Самый глубокий слой кожи – это ____________.
- Волосы.
- Эпидермис.
- Сальные.
- Ногти.
- Дерма.
- Сальные.
- Млечные.
- Кровеносными сосудами.
- Нервными окончаниями.
- Потовые.
- Подкожная жировая клетчатка.
- Млекопитающие.
- Прослушайте отрывок из русской народной сказки «Два мороза». Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Объясните с биологической точки зрения этот фрагмент.
Два Мороза.
Мороз синий нос говорит:
- Мне лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырках, на ногах кроме лаптишек ничего. А уж ты, братец за барином беги. Видишь на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.
Только солнышко закатилось встретились опять два мороза.
Старший мороз хвастается:
- Забрался я к барину и в шубу и в шапку, и в сапоги да как начал его знобить!.. Он-то ежится, он-то жмется да кутается, думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет.
А Мороз синий нос жалуется:
- Приехал мужик в лес, вылез из саней, принялся за топор. Забрался я к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Чем зябнуть ему жарко стало.[7]
Во время объяснения учениками отрывка из сказки можно направлять беседу в нужном русле, задавая следующие вопросы:
- Как отреагирует организм человека на понижение температуры внешней среды?
- Человек приступил к тяжелой физической работе и работает интенсивно. Какие изменения произойдут в коже? Чем они вызваны?
- Каким образом организм поддерживает постоянную температуру тела?
- Что такое терморегуляция?
Терморегуляция – совокупность физиолого-биохимических процессов, обеспечивающих постоянство температуры тела у теплокровных животных.
Выполните письменно задания № 2, 3, 4, 5.
Выберите три верных ответа из шести. Запишите в ответе выбранные цифры в порядке возрастания.
2. К терморегулирующей функции кожи относятся:
А) дрожание
Б) расширение и сужение кровеносных сосудов
В) выделение жира
Г) подъём волос дыбом
Д) загар
Е) образование витамина Д
Ответ: ___________ (верные ответы: А, Б, Г).
3. При понижении температуры окружающей среды:
А) усиливается обмен веществ
Б) уменьшается интенсивность обмена веществ
В) усиливается потоотделение
Г) ослабляется интенсивность потоотделения
Д) расширяются капилляры кожи
Е) сужаются капилляры кожи
Ответ: ___________ (верные ответы А, Г, Е).
4. Соотнесите условия, способствующие и препятствующие теплоотдаче.
- Способствуют отдаче тепла.
- Препятствуют отдаче тепла.
А) сухой воздух
Б) нечистая кожа
В) влажный воздух
Г) высокая температура воздуха
Д) низкая температура воздуха
Е) чистая кожа
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
5. Выпишите номера предложений, в которых допущены биологические ошибки, исправьте их.
- Температура тела зависит от двух процессов теплопродукции и теплоотдачи.
- В организме тепло образуется главным образом в коже.
- Из внутренних органов наиболее интенсивно тепло образуется в легких.
- Теплоотдача осуществляется тремя путями: путем теплопроведения, путем излучения и путем испарения.
- Главным средством охлаждения тела в условиях жаркого климата является излучение тепла.
(Верные ответы: 2. В организме тепло образуется главным образом в мышцах. 3. Из внутренних органов наиболее интенсивно тепло образуется в печени. 5. Главным средством охлаждения тела в условиях жаркого климата является испарение.)
Ответьте устно на вопросы:
- Если поместить человека в бассейн с температурой воды более +60 С, то можно получить опасные ожоги. Почему на воздухе с такой же температурой человек переносит жару и не получает ожогов?
- После употребления спиртного человек ощущает тепло. Почему же в состоянии алкогольного опьянения человек замерзает быстрее трезвого?
Одежда и климат.
Рассмотрите рисунки: узбекский халат (рис. 5), одежда бедуина (рис. 6), кухлянка северных народов (рис. 7).
Рисунок 5 | Рисунок 6 | Рисунок 7 |
Ответьте на вопросы:
- Жители Средней Азии носят теплые ватные халаты даже в жару. Почему?
- Почему бедуины носят одежду из белой хлопчатобумажной ткани?
- Кухлянка оленеводов Севера одевается мехом внутрь. Почему?
- Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
- Какие гигиенические требования необходимо предъявлять к одежде и обуви?
Кожа – один из важнейших органов человека, обширные повреждения кожи могут оказаться смертельными для него, поэтому необходимо уметь правильно оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.
Предложены наборы средств оказания первой помощи при ожогах и обморожениях различных повреждениях кожи. Окажите первую медицинскую помощь при различных видах повреждений кожи (термический ожог, ожог кислотой, ожог щелочью, обморожение) соберите все необходимое для оказания первой медицинской помощи, объясните, почему вы выбрали именно эти материалы. (Ученик получает карточку, где указан вид повреждения, он должен собрать из предложенных материалов все необходимое для оказания ПМП.)
- 2% р-р соды, вода , бинт (кислотный ожог).
- 2% р-р уксуса, вода, бинт (щелочной ожог).
- Одеколон, (спирт), бинт (термический ожог).
- Спирт, шерстяной шарф, вата, горячий чай (обморожение).
- Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать.
Выполните задание 6 в инструктивной карточке.
Прочитайте текст «Природные факторы закаливания организма». Заполните недостающие графы таблицы.
Природные факторы закаливания организма.
Издавна купание в холодной воде считалось полезным для организма. Купание благоприятно влияет на многие функции организма: усиливает кровоснабжение кожи, тренирует сосуды кожи, повышает устойчивость к охлаждению. Опытами микробиолога В.Л. Троицкого подтверждено, что на чистой коже гибнут микробы, так как она выделяет особые защитные вещества, которые растворяют белки бактерий. Однако длительные купания вредны для здоровья тем, что может наступить сильное охлаждение организма.
Солнечный свет оказывает мощное влияние на организм, в коже синтезируется витамин D. Облучение солнцем – большая нагрузка на сердце, длительное пребывание на солнце может привести к солнечному ожогу или удару.
Принятие воздушных ванн тренирует кровеносные сосуды кожи, повышает устойчивость к охлаждению и простудным заболеваниям. Длительный прием воздушных ванн может привести к чрезмерному охлаждению. Воздух в крупных городах содержит большое количество вредных примесей – газы, пыль.
- На основании прочитанного текста и собственных знаний сформулируйте основные правила закаливания.
Признаки | Вода | Солнце | Воздух |
Положительное влияние факторов закаливания. | 1.________________ __________________ __________________ |
В коже синтезируется витамин Д. | 4.________________ __________________ __________________ |
2.________________ __________________ __________________ |
Сильное охлаждение организма. | 3.________________ __________________ __________________ |
Чрезмерное охлаждение организма. Вредные примеси. |
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Литература:
- Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. – М: «Вентана –Граф», 2000. -301с.
- Каменский А.А. Организм человека: просто о сложном. – М: Дрофа, 2007. -267 с.
- Лернер Г.И.Человек: анатомия и физиология. – М.: Эксмо, 2005. -288с.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – М: Просвещение, 1989. -192 с.
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология человека в вопросах и ответах.– С: ИЦ «Добродея»: ГП «Саратовтелефильм», 1997. -248 с.
- Русские народные сказки. – Воронеж: Инфа, 1992. – Т. 1.-432 с.
- Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. -480с.