Цели урока:
- общеобразовательная: обобщить основные знания по теме «Виды теплопередачи», познакомить восьмиклассников с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике;
- развивающая: продолжить формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – выделение проблемы, принятие решения, поиска, анализа и обработки информации;
- воспитательная: воспитывать коллективизм, творческое отношение к порученному делу.
Подготовительная работа
Урок проводится в виде защиты учебных проектов
по темам «Теплопроводность в природе и технике»,
«Конвекция в природе и технике», «Излучение в
природе и технике». Ученики или учитель выбирают
руководителя, который формирует на добровольных
началах группу. Тема проекта определяется по
соглашению или в результате жеребьевки.
Задание каждой группы включает теоретическое
обоснование, эксперимент, мультимедийную
презентацию, выпуск газеты, фотоотчет.
Восьмиклассники самостоятельно распределяют
обязанности, осуществляют поиск и сбор
информации, ее анализ и представление,
продумывают план эксперимента, подготавливают
необходимое оборудование для его выполнения,
обсуждают и объясняют наблюдаемое.
В ходе работы над проектом учитель и ученики
тесно сотрудничают, в частности, проводятся
консультации, на которых учитель осуществляет
контроль и корректировку деятельности учащихся.
Оформление урока
Необходимо подготовить экран и мультимедийный проектор. На экран должен быть спроецирован слайд с названием темы урока. Оборудование для экспериментов следует разместить на демонстрационном столе. Газеты, посвященные видам теплопередачи, перед уроком можно вывесить в рекреации перед кабинетом физики.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Здравствуйте! Наш урок посвящен защите учебных
проектов. Мы повторим виды
теплопередачи, познакомимся с проявлениями
теплопроводности, конвекции, излучения в природе
и технике.
Три группы выбрали один из видов теплопередачи.
Задание включало теорию, эксперимент, выпуск
газеты и создание компьютерной презентации. По
итогам защиты группа должна подготовить
фотоотчет. Обратите внимание на то, что время
защиты проекта не должно превышать 10 минут.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока и
перенесите графы обобщающей таблицы, которую
необходимо заполнить, слушая выступления групп.
На экране проецируются соответствующие слайды (Приложение 1).
Вид теплопередачи |
Что переносит энергию? |
В какой среде происходит? |
Примеры в природе и технике |
II. Защита проектов
- Теплопроводность – вид теплопередачи, при котором энергия передается от одного тела к другому при соприкосновении или от одной его части к другой. Разные вещества имеют разную теплопроводность. Теплопроводность у металлов большая, у жидкостей – меньше, у газов – низкая. У вакуума теплопроводность близка к нулю. При теплопроводности не происходит переноса вещества.
Эксперимент
Демонстрация разной теплопроводности серебряной ложки и ложки из нержавеющей стали после нагревания их в горячей воде.
PowerPoint-презентация
«Теплопроводность в природе и технике» (Приложение 2).
- Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями газа и жидкости. Существует два вида конвекции: естественная и вынужденная. В твердых телах конвекции нет, так как их частицы не обладают большой подвижностью. Много проявлений конвекции можно обнаружить в природе и жизни человека. Конвекция также находит применение в технике.
Эксперимент
Демонстрация горения свечи, которую частично накрывают стеклянным цилиндром без дна (внизу оставляют свободное пространство); прекращение горения свечи при полном опускании стеклянного цилиндра.
PowerPoint-презентация
«Конвекция в природе и технике» (Приложение 3).
- Излучение – вид теплопередачи, при котором энергия переносится электромагнитными волнами. Происходит всегда и везде. Тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. Это используется на практике.
Эксперимент
Оборудование: теплоприемник, резиновая трубка, стакан с водой и электрическая лампочка. При нагревании темной поверхности в стакане с водой быстрее появляются пузырьки воздуха, чем при нагревании светлой поверхности.
PowerPoint-презентация
«Излучение в природе и технике» (Приложение 4).
III. Обсуждение результатов заполнения таблицы
IV. Заключение
Резюмирующие выступления руководителей групп
и учителя.
Подведение итогов по всем этапам работы.
Рефлексия учащихся (Приложение
5, Приложение 6).