Цели: раскрыть смысл понятий: физическое здоровье и нравственное здоровье; расширить знания детей о здоровом образе жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха; учить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении; развивать внимание, смекалку; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
НП и ТСО: надпись темы урока, работы клуба “Румяные щёчки”, картинки с тремя образами настроения, таблица к физминутке “Волшебные точки”, разрезная таблица “Режим дня”, настой шиповника, аудиокассета с песнями “Ничего на свете лучше нету…”, “Улыбка”, ребусы и кроссворды; карточки со словарными словами: стресс, аутотренинг, Гигиея, гигиена.
Форма проведения: “Лаборатория здоровья” (практикум)
Класс: 3
Ход занятия
- Здравствуйте! Я говорю, вам “здравствуйте”, а это значит, я всем желаю здоровья!
- Задумывались ли вы о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
- Верно, потому что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, говорить о здоровье люди начинают тогда, когда его теряют. Тема нашего занятия: “Здоровье сгубишь - новое не купишь”. Мы поговорим о том, что такое здоровье, что влияет на наше здоровье.
- До середины двадцатого века считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Ребята вы согласны? А вот, например: у человека ничего не болит, но у него постоянно плохое настроение, он подавлен, раздражён. Здоров ли он?
- Верно, здоровье- это не просто отсутствие болезней, это состояние и души, и тела (физического и психологического).
Здоровье души или нравственное здоровье человека можно определить:
- по его настроению,
- по его поступкам к окружающим,
- по отношению к себе.
- Перед вами 3 настроения:
- Какая картинка показывает негативное отношение к окружающим?
- Какая картинка показывает отношение к себе?
- Что показывает третья картинка?
- А к какой картинке вы отнесли бы себя?
- На чьей стороне ваши симпатии?
- Какое выражение лица должно быть у человека, чтобы с ним было приятно общаться?
- Каких героев и из какого произведения напоминают нам представленные картинки? (“Солнце и туча” Дж. Родари. Люди, щедрые, добрые, как солнце, и жадные, недовольные, как туча.)
- Какой вывод был уже нами сделан ранее на уроке литературного чтения? (Быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек не обеднеет от этого, а станет духовно богаче.)
Об этом точно подметил известный врач Ф. Газ (1780 – 1853): “Старайтесь каждый день приносить людям пользу. Этим вы сохраните своё нравственное здоровье”.
- Говоря о внутреннем состоянии души, т.е. о психологическом здоровье, надо обязательно сказать о стрессах, которые подстерегают нас на каждом шагу: резкое пробуждение, дорога в школу, проверочные и контрольные работы в школе, поссорились с друзьями, ругают родители... Всё это стрессы, которые негативно влияют на наше душевное состояние. (Ученик объясняет значение этого слова из толкового словаря.)
- Я знаю людей, которые снимают стресс вредными привычками: курение, алкоголь. Можно ли таким образом снять стресс? А как? (Включить спокойную музыку, закрыть глаза и думать о хорошем, аутотренинг, т.е. самотренировка.)
- Есть ещё один способ быстрого снятия стресса. (Растирание ладоней). А замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь.
(“Песенка друзей”)
- Мы продолжаем разговор о том, как сохранить здоровье. Поговорим о гигиене. А что это такое? Итак, гигиена – это наука о том, как сохранить здоровье. А почему она так называется? Слушайте.
- Жил в древней Греции врач Асклепий, сын бога Аполлона. В молодые годы Асклепий был отдан на воспитание кентавру Хирону, который научил его врачеванию. Асклепий был очень способным учеником и превзошёл своего отца и воспитателя. Он мог не только лечить больных, но и воскрешать умерших. За эту дерзость разозлился на него главный бог Зевс и поразил молнией. Асклепий погиб, но у него остались дети: Гигиея (богиня здоровья), Панацея(богиня исцеления) и др. Может потому, что Гигиея всегда помнила завет отца: “Легче предупредить болезнь, чем вылечить”, в честь её и названа наука о здоровье Гигиеной.
А вот и сама Гигиея.
Гигиея. - Здравствуйте, дети! Я пришла вас
научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный:
С грязью будьте осторожны!
Грязь. - Вы про грязь! А вот и я!
Гигиея. - Ты ко мне не приближайся! И ко мне не прикасайся!
Грязь. - Ах, Ах, Ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня другое дело:
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженое ела,
Это в луже посидела,
Здесь чернила! Согласитесь очень мило!
Гигиея. - Ребята, вы тоже считаете, что у грязи красивое платье?
Грязь. - А для чего нужны нам пальцы?
Что б в носу поковырять,
Или вместо зубочистки
Мясо из зубов достать.
Гигиея - Пальцем ковырять в носу это очень
дурно, да и некультурно.
Гигиену очень строго надо соблюдать всегда.
Под ногтями грязи много
Хоть она и не видна.
Грязь - Вы не вымыли посуду? Значит, скоро я
прибуду.
Если пол не помыли - меня пригласили.
Ненавижу тряпки, щётки.
Я боюсь щекотки!
Забираюсь в уголки, где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю –
Тараканов, мух люблю!
Гигиея - Грязь микробами пугает –
Ох, коварные они!
Ведь от них заболевают
Люди в считанные дни.
Если руки с мылом моешь,
То микробы поскорей
Прячут под ногтями силу
И глядят из- под ногтей
И бывают же на свете непонятливые дети.
Ногти грязные грызут, словно выросли в лесу.
Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот!
Это правило поверьте,
Лишь на пользу вам пойдёт.
А кто дружит с Грязью?
Вот видишь, Грязь, нет тут у тебя друзей! Уходи!
Грязь - Плохи совсем мои дела:
Здесь друзей я не нашла. (Уходит.)
Гигиея - Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться,
Каждый раз перед едой
Руки вымойте водой!
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
Свежим воздухом дышите,
На прогулки в лес ходите.
Учитель - Спасибо за советы, дорогая Гигиея, мы сразу воспользуемся ими.
Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте о …(зарядке).
Физминутка
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке - землице
Надо в пояс поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше.
Выше дома, выше крыши.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем.
И на месте пошагаем.
Всем здоровья мы желаем!
Сейчас весна пик простудных заболеваний.
И для их профилактики я знаю одно средство.
Зная средство от простуды,
Мы здоровыми все будем.
Есть волшебные точки у нас –
Нажимай их каждый раз.
Точку красную найдём,
Пальчик кругом поведём.
Точки синие находим,
И по кругу водим.
Чтобы носик наш дышал,
Насморк деткам не мешал.
Точки жёлтые находим,
И опять по кругу водим.
Точка зелёная на грудке у нас,
Находим все дружно её сейчас.
Пальчиком водим по кругу мы снова,
Из школы домой пойдут дети здоровы.
- Причина многих заболеваний – искривление позвоночника.
- А как мы ежедневно поддерживаем осанку? (Тренируемся, удерживая мешочек соли на голове во время уроков)
- Очень тяжело ежедневно по утрам делать зарядку. Нужно вырабатывать в себе привычку делать всё вовремя, т.е. по часам. Это поможет не забыть о каких – то делах, поможет всё успеть.
- О какой “тайне времени” идёт речь? Кто догадался? Распорядок дел, действий,… (режим дня)
Ученик - Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу 20 дел.
Уметь всё время
Иметь на всё свой час и время:
И на веселье и на труд.
На шум и шутки 5 минут.
И на потеху – сладкий миг.
И долгий час - на чтенье книг!
Учитель - О режиме дня мы говорили не раз. Попробуем свой день расписать по часам, т.е. составить режим дня.
Таблица “Режим дня” 7.00 - 7.30
8.00 - 12.30
13.00 - 13.30
15.00 - 16.30
18.00 - 18.30
21.00 - 22.00 |
Дети поочерёдно выходят к доске, находят карточки со словами, соответствующие времени: подъём, зарядка, завтрак, дорога в школу, занятия в школе, дорога домой, обед, отдых, домашнее задание, прогулка, ужин, свободное время, подготовка ко сну.
Один ученик показывает время на модели часов.
- Помни твёрдо, что режим,
Людям всем необходим!
Учитель
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
Ребята, в гости к нам спешит
Любимый доктор Айболит.
Друзей здоровья нам покажет,
Про них расспросит и расскажет.
Айболит. Так я- тот самый Айболит,
Что всех излечит, исцелит.
Но к вам приехал не за тем,
Чтоб ставить градусники всем.
Тани, Лиды, Пети, Вовы-
Здесь, надеюсь, все здоровы? (Здоровы)
Зубы чистите всегда? (Да)
А мочалка и вода с вами часто дружат? (Да)
Знать хочу ещё ответ: а неряхи есть тут? (Нет)
И Айболит, конечно, рад повстречать таких ребят.
Я к вам спешил из дальних стран,
Проплыл воздушный океан.
А что, друзья мои, детишки,
Наверно, вы читали книжки про витамины?
А сейчас проверим это.
Кто из вас толково всё расскажет
И знания свои покажет.
Незнайка. Позвольте, доктор Айболит…
Незнайка я! Мне всё известно
Про витамины - неинтересно…
Все витамины – ерунда,
Все витамины – не еда.
Вот лучше дай ты нам совет
Насчёт конфет!
Айболит. Постой, постой, дружок Незнайка!
Коль много знаешь – отвечай-ка!
Вот витамин такой есть – А.
Слыхал?
Незнайка. Конечно… Чепуха.
Есть он, помню, говорили,
В колбасе, борще и мыле!
Айболит. Дети! Дайте мне ответ,
Прав Незнайка или нет? (Нет)
Проясним мы обстановку,
Пригласим сюда Морковку.
Морковь. В огороде, в поле, дома,
Вам, ребята, я знакома? (Знакома)
И сладка я, и вкусна,
Витамин есть во мне – А.
Кто меня в друзья берёт,
Тот растёт, растёт, растёт…
Дядя Стёпа отчего вырос великаном?
Оттого, что ел морковь,
Яйца, лук, сметану…
Айболит. А ну, ребята подскажите Незнайке, какие ещё продукты богаты витамином – А? (Молоко, сливочное масло, рыбий жир, зёрна кукурузы, зелёный горошек, щавель.)
Молодцы! Я вижу толк.
А что Незнайка приумолк?
Ведь говорил, что он всё знает,
А теперь сидит, вздыхает…
Незнайка. Я вздыхаю и молчу –
Космонавтом быть хочу,
Я мечтаю о полёте
К старой бабушке Луне,
И меня вы все поймёте:
Витамин - зачем он мне?
Мне ведь кроме шоколада
Ничего в полёт не надо.
Ученица. А быть может в синем небе
Вспомнишь ты о чёрном хлебе?
Незнайка. Чёрный хлеб? Сказала тоже!
Айболит. Погоди, спешить не гоже,
Чёрный хлеб здоровью нужен:
С ним ты будь чаще дружен.
Кто его не признаёт,
Не годится тот в полёт.
(Обращается к Хлебу.)
Подходи сюда дружок,
Дай Незнайке ты урок.
Хлеб. На Незнайку я глядел,
Просто он не в курсе дел,
Да и я с виду чёрный очень.
Но скажу вам, между прочим,
Рад ржаной своей судьбе –
Витамин во мне есть В.
Потому повсюду люди
На обед при первом блюде
Чаще требуют меня,
Свежим, пахнущим, с огня…
И скажу без лишних слов:
Ели щи и борщ отменный
Лишь со мною непременно
И Гагарин, и Титов!
Айболит. Очень точно ты подметил.
Благодарен я тебе…
А ещё, скажите, дети,
Витамин где встретить В? (В отрубях, в хлебных
дрожжах, в грецких орехах)
Незнайка. В молоке.
Айболит. Угадал! Верно, ребятишки, витамины
группы В делают человека бодрым, укрепляют
нервную систему.
А ты, картошка, чем богата?
Тебя ведь любят все ребята.
Картошка. И знают, в моём лице
Представлен здесь витамин С
Я лишь одно хочу спросить:
Скажите, как меня варить,
Чтоб витамины сохранить?
Ученица. Закладывать картофель нужно в кипящую воду, варить с закрытой крышкой, а вода должна покрывать картошку.
Айболит. Ещё припомните, ребята, какая польза от витамина С?
(Витамин С предупреждает заболевание цингой, укрепляет здоровье) А знаете ли вы, что витамина С много в шиповнике?
На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценились дорого. Их обменивали на бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире.
А кто знает, как готовить настой шиповника? (Одна из девочек демонстрирует способ приготовления настоя) Попробуйте ребята этот бодрящий напиток. (Дети пьют напиток)
Глядите, дети, - вот так диво:
В гости к нам пришла Крапива!
Зачем пришла! Позволь узнать?
Нас будешь жалить и хлестать?
Крапива. Не буду! Дайте мне сказать
Про витамины, про здоровье.
В ней витаминов А и С
Гораздо больше, чем в яйце,
Чем в овощах, картошке, фруктах
И многих пищевых продуктах.
В ней много витамина К,
А что касается белка –
Могу поспорить я бобами!
Давайте будем мы друзьями.
Айболит. Вот это да! Вот так крапива
А можно ли с листвой твоей
Сварить зелёных вкусных щей?
Крапива. Конечно, можно, Айболит,
Живот от щей не заболит,
А польза в щах таких большая.
Айболит. Прости, не знал, что ты такая.
Ребятки, есть ещё вопрос:
Что нужно, что бы каждый рос
С прямыми стройными ногами.
С широкой грудью моряка,
Чтоб рот был с крепкими зубами,
Чтоб с силой поднялась рука?
Дети. Закаляться!
Спортом заниматься!
Соблюдать режим дня!
Гулять на свежем воздухе!
Правильно сидеть за партой!
Айболит. Правильно!
Учащиеся представляют работы клуба “Румяные щёчки” (сообщения о здоровой пище, о витаминах.)
Учитель. Здоровье сгубишь - новое не купишь. Есть и другие пословицы и поговорки о здоровье. Попробуем их расшифровать. Помогут выполнить задание знания по информатике, тема “Кодирование”.
Работа в группах.
Расшифрованные пословицы и поговорки вывешиваются на доске:
- Здоровье каждого – богатство всех!
- Чистота – залог здоровья!
- Упустишь минуту – потеряешь час!
- Делу время – потехе час!
- Работаешь сидя – отдыхай стоя!
- Здоровье – не купишь!
Итог. Итак, сегодняшнее мероприятие посвящено…(здоровью) Что же надо делать, чтобы сохранить здоровье не только физическое, но и нравственное? Я желаю вам быть добрыми, отзывчивыми по отношению к окружающим. От ваших улыбок станет сразу всем теплее. Дети исполняют песню “Улыбка”.
Литература
- Начальная школа: Журнал. 1999г. №3.
- Уроки для маленьких леди и джентльменов. – СПб.: Кристалл, 1998г.
- Для вас, девочки. – Новосибирск: ВО “Наука”, 1992.
- Дейстер И. В. Реклама овощей на осенней ярмарке. ПедСовет: Газета. 2003. №7
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”. 1998.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД” 1998г.