Здоровье сгубишь — новое не купишь

Разделы: Внеклассная работа


Цели: раскрыть смысл понятий: физическое здоровье и нравственное здоровье; расширить знания детей о здоровом образе жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха; учить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении; развивать внимание, смекалку; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

НП и ТСО: надпись темы урока, работы клуба “Румяные щёчки”, картинки с тремя образами настроения, таблица к физминутке “Волшебные точки”, разрезная таблица “Режим дня”, настой шиповника, аудиокассета с песнями “Ничего на свете лучше нету…”, “Улыбка”, ребусы и кроссворды; карточки со словарными словами: стресс, аутотренинг, Гигиея, гигиена.

Форма проведения: “Лаборатория здоровья” (практикум)

Класс: 3

Ход занятия

  • Здравствуйте! Я говорю, вам “здравствуйте”, а это значит, я всем желаю здоровья!
  • Задумывались ли вы о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
  • Верно, потому что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, говорить о здоровье люди начинают тогда, когда его теряют. Тема нашего занятия: “Здоровье сгубишь - новое не купишь”. Мы поговорим о том, что такое здоровье, что влияет на наше здоровье.
  • До середины двадцатого века считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Ребята вы согласны? А вот, например: у человека ничего не болит, но у него постоянно плохое настроение, он подавлен, раздражён. Здоров ли он?
  • Верно, здоровье- это не просто отсутствие болезней, это состояние и души, и тела (физического и психологического).

Здоровье души или нравственное здоровье человека можно определить:

    1. по его настроению,
    2. по его поступкам к окружающим,
    3. по отношению к себе.

  • Перед вами 3 настроения:
  • Какая картинка показывает негативное отношение к окружающим?
  • Какая картинка показывает отношение к себе?
  • Что показывает третья картинка?
  • А к какой картинке вы отнесли бы себя?
  • На чьей стороне ваши симпатии?
  • Какое выражение лица должно быть у человека, чтобы с ним было приятно общаться?
  • Каких героев и из какого произведения напоминают нам представленные картинки? (“Солнце и туча” Дж. Родари. Люди, щедрые, добрые, как солнце, и жадные, недовольные, как туча.)
  • Какой вывод был уже нами сделан ранее на уроке литературного чтения? (Быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек не обеднеет от этого, а станет духовно богаче.)

Об этом точно подметил известный врач Ф. Газ (1780 – 1853): “Старайтесь каждый день приносить людям пользу. Этим вы сохраните своё нравственное здоровье”.

  • Говоря о внутреннем состоянии души, т.е. о психологическом здоровье, надо обязательно сказать о стрессах, которые подстерегают нас на каждом шагу: резкое пробуждение, дорога в школу, проверочные и контрольные работы в школе, поссорились с друзьями, ругают родители... Всё это стрессы, которые негативно влияют на наше душевное состояние. (Ученик объясняет значение этого слова из толкового словаря.)
  • Я знаю людей, которые снимают стресс вредными привычками: курение, алкоголь. Можно ли таким образом снять стресс? А как? (Включить спокойную музыку, закрыть глаза и думать о хорошем, аутотренинг, т.е. самотренировка.)
  • Есть ещё один способ быстрого снятия стресса. (Растирание ладоней). А замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь.

(“Песенка друзей”)

  • Мы продолжаем разговор о том, как сохранить здоровье. Поговорим о гигиене. А что это такое? Итак, гигиена – это наука о том, как сохранить здоровье. А почему она так называется? Слушайте.
  • Жил в древней Греции врач Асклепий, сын бога Аполлона. В молодые годы Асклепий был отдан на воспитание кентавру Хирону, который научил его врачеванию. Асклепий был очень способным учеником и превзошёл своего отца и воспитателя. Он мог не только лечить больных, но и воскрешать умерших. За эту дерзость разозлился на него главный бог Зевс и поразил молнией. Асклепий погиб, но у него остались дети: Гигиея (богиня здоровья), Панацея(богиня исцеления) и др. Может потому, что Гигиея всегда помнила завет отца: “Легче предупредить болезнь, чем вылечить”, в честь её и названа наука о здоровье Гигиеной.

А вот и сама Гигиея.

Гигиея. - Здравствуйте, дети! Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный:
С грязью будьте осторожны!

Грязь. - Вы про грязь! А вот и я!

Гигиея. - Ты ко мне не приближайся! И ко мне не прикасайся!

Грязь. - Ах, Ах, Ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня другое дело:
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженое ела,
Это в луже посидела,
Здесь чернила! Согласитесь очень мило!

Гигиея. - Ребята, вы тоже считаете, что у грязи красивое платье?

Грязь. - А для чего нужны нам пальцы?
Что б в носу поковырять,
Или вместо зубочистки
Мясо из зубов достать.

Гигиея - Пальцем ковырять в носу это очень дурно, да и некультурно.
Гигиену очень строго надо соблюдать всегда.
Под ногтями грязи много
Хоть она и не видна.

Грязь - Вы не вымыли посуду? Значит, скоро я прибуду.
Если пол не помыли - меня пригласили.
Ненавижу тряпки, щётки.
Я боюсь щекотки!
Забираюсь в уголки, где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю –
Тараканов, мух люблю!

Гигиея - Грязь микробами пугает –
Ох, коварные они!
Ведь от них заболевают
Люди в считанные дни.
Если руки с мылом моешь,
То микробы поскорей
Прячут под ногтями силу
И глядят из- под ногтей
И бывают же на свете непонятливые дети.
Ногти грязные грызут, словно выросли в лесу.
Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот!
Это правило поверьте,
Лишь на пользу вам пойдёт.

А кто дружит с Грязью?
Вот видишь, Грязь, нет тут у тебя друзей! Уходи!

Грязь - Плохи совсем мои дела:
Здесь друзей я не нашла. (Уходит.)

Гигиея - Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться,
Каждый раз перед едой
Руки вымойте водой!
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
Свежим воздухом дышите,
На прогулки в лес ходите.

Учитель - Спасибо за советы, дорогая Гигиея, мы сразу воспользуемся ими.

Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте о …(зарядке).

Физминутка

Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке - землице
Надо в пояс поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше.
Выше дома, выше крыши.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем.
И на месте пошагаем.
Всем здоровья мы желаем!

Сейчас весна пик простудных заболеваний.
И для их профилактики я знаю одно средство.

    Зная средство от простуды,
    Мы здоровыми все будем.
    Есть волшебные точки у нас –
    Нажимай их каждый раз.
    Точку красную найдём,
    Пальчик кругом поведём.
    Точки синие находим,
    И по кругу водим.
    Чтобы носик наш дышал,
    Насморк деткам не мешал.
    Точки жёлтые находим,
    И опять по кругу водим.
    Точка зелёная на грудке у нас,
    Находим все дружно её сейчас.
    Пальчиком водим по кругу мы снова,
    Из школы домой пойдут дети здоровы.

  • Причина многих заболеваний – искривление позвоночника.
  • А как мы ежедневно поддерживаем осанку? (Тренируемся, удерживая мешочек соли на голове во время уроков)
  • Очень тяжело ежедневно по утрам делать зарядку. Нужно вырабатывать в себе привычку делать всё вовремя, т.е. по часам. Это поможет не забыть о каких – то делах, поможет всё успеть.
  • О какой “тайне времени” идёт речь? Кто догадался? Распорядок дел, действий,… (режим дня)

Ученик - Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу 20 дел.
Уметь всё время
Иметь на всё свой час и время:
И на веселье и на труд.
На шум и шутки 5 минут.
И на потеху – сладкий миг.
И долгий час - на чтенье книг!

Учитель - О режиме дня мы говорили не раз. Попробуем свой день расписать по часам, т.е. составить режим дня.

Таблица “Режим дня”

7.00 - 7.30

    1. - 8.00

8.00 - 12.30

    1. - 13.00

13.00 - 13.30

    1. - 15.00

15.00 - 16.30

    1. - 18.00

18.00 - 18.30

    1. - 21.00

21.00 - 22.00

Дети поочерёдно выходят к доске, находят карточки со словами, соответствующие времени: подъём, зарядка, завтрак, дорога в школу, занятия в школе, дорога домой, обед, отдых, домашнее задание, прогулка, ужин, свободное время, подготовка ко сну.

Один ученик показывает время на модели часов.

- Помни твёрдо, что режим,
Людям всем необходим!

Учитель

Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
Ребята, в гости к нам спешит
Любимый доктор Айболит.
Друзей здоровья нам покажет,
Про них расспросит и расскажет.

Айболит. Так я- тот самый Айболит,
Что всех излечит, исцелит.
Но к вам приехал не за тем,
Чтоб ставить градусники всем.
Тани, Лиды, Пети, Вовы-
Здесь, надеюсь, все здоровы? (Здоровы)
Зубы чистите всегда? (Да)
А мочалка и вода с вами часто дружат? (Да)
Знать хочу ещё ответ: а неряхи есть тут? (Нет)
И Айболит, конечно, рад повстречать таких ребят.
Я к вам спешил из дальних стран,
Проплыл воздушный океан.
А что, друзья мои, детишки,
Наверно, вы читали книжки про витамины?
А сейчас проверим это.
Кто из вас толково всё расскажет
И знания свои покажет.

Незнайка. Позвольте, доктор Айболит…
Незнайка я! Мне всё известно
Про витамины - неинтересно…
Все витамины – ерунда,
Все витамины – не еда.
Вот лучше дай ты нам совет
Насчёт конфет!

Айболит. Постой, постой, дружок Незнайка!
Коль много знаешь – отвечай-ка!
Вот витамин такой есть – А.
Слыхал?

Незнайка. Конечно… Чепуха.
Есть он, помню, говорили,
В колбасе, борще и мыле!

Айболит. Дети! Дайте мне ответ,
Прав Незнайка или нет? (Нет)
Проясним мы обстановку,
Пригласим сюда Морковку.

Морковь. В огороде, в поле, дома,
Вам, ребята, я знакома? (Знакома)
И сладка я, и вкусна,
Витамин есть во мне – А.
Кто меня в друзья берёт,
Тот растёт, растёт, растёт…
Дядя Стёпа отчего вырос великаном?
Оттого, что ел морковь,
Яйца, лук, сметану…

Айболит. А ну, ребята подскажите Незнайке, какие ещё продукты богаты витамином – А? (Молоко, сливочное масло, рыбий жир, зёрна кукурузы, зелёный горошек, щавель.)

Молодцы! Я вижу толк.
А что Незнайка приумолк?
Ведь говорил, что он всё знает,
А теперь сидит, вздыхает…

Незнайка. Я вздыхаю и молчу –
Космонавтом быть хочу,
Я мечтаю о полёте
К старой бабушке Луне,
И меня вы все поймёте:
Витамин - зачем он мне?
Мне ведь кроме шоколада
Ничего в полёт не надо.

Ученица. А быть может в синем небе
Вспомнишь ты о чёрном хлебе?

Незнайка. Чёрный хлеб? Сказала тоже!

Айболит. Погоди, спешить не гоже,
Чёрный хлеб здоровью нужен:
С ним ты будь чаще дружен.
Кто его не признаёт,
Не годится тот в полёт.
(Обращается к Хлебу.)
Подходи сюда дружок,
Дай Незнайке ты урок.

Хлеб. На Незнайку я глядел,
Просто он не в курсе дел,
Да и я с виду чёрный очень.
Но скажу вам, между прочим,
Рад ржаной своей судьбе –
Витамин во мне есть В.
Потому повсюду люди
На обед при первом блюде
Чаще требуют меня,
Свежим, пахнущим, с огня…
И скажу без лишних слов:
Ели щи и борщ отменный
Лишь со мною непременно
И Гагарин, и Титов!

Айболит. Очень точно ты подметил.
Благодарен я тебе…
А ещё, скажите, дети,
Витамин где встретить В? (В отрубях, в хлебных дрожжах, в грецких орехах)

Незнайка. В молоке.

Айболит. Угадал! Верно, ребятишки, витамины группы В делают человека бодрым, укрепляют нервную систему.
А ты, картошка, чем богата?
Тебя ведь любят все ребята.

Картошка. И знают, в моём лице
Представлен здесь витамин С
Я лишь одно хочу спросить:
Скажите, как меня варить,
Чтоб витамины сохранить?

Ученица. Закладывать картофель нужно в кипящую воду, варить с закрытой крышкой, а вода должна покрывать картошку.

Айболит. Ещё припомните, ребята, какая польза от витамина С?

(Витамин С предупреждает заболевание цингой, укрепляет здоровье) А знаете ли вы, что витамина С много в шиповнике?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценились дорого. Их обменивали на бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире.

А кто знает, как готовить настой шиповника? (Одна из девочек демонстрирует способ приготовления настоя) Попробуйте ребята этот бодрящий напиток. (Дети пьют напиток)

Глядите, дети, - вот так диво:
В гости к нам пришла Крапива!
Зачем пришла! Позволь узнать?
Нас будешь жалить и хлестать?

Крапива. Не буду! Дайте мне сказать
Про витамины, про здоровье.
В ней витаминов А и С
Гораздо больше, чем в яйце,
Чем в овощах, картошке, фруктах
И многих пищевых продуктах.
В ней много витамина К,
А что касается белка –
Могу поспорить я бобами!
Давайте будем мы друзьями.

Айболит. Вот это да! Вот так крапива
А можно ли с листвой твоей
Сварить зелёных вкусных щей?

Крапива. Конечно, можно, Айболит,
Живот от щей не заболит,
А польза в щах таких большая.

Айболит. Прости, не знал, что ты такая.
Ребятки, есть ещё вопрос:
Что нужно, что бы каждый рос
С прямыми стройными ногами.
С широкой грудью моряка,
Чтоб рот был с крепкими зубами,
Чтоб с силой поднялась рука?

Дети. Закаляться!
Спортом заниматься!
Соблюдать режим дня!
Гулять на свежем воздухе!
Правильно сидеть за партой!

Айболит. Правильно!

Учащиеся представляют работы клуба “Румяные щёчки” (сообщения о здоровой пище, о витаминах.)

Учитель. Здоровье сгубишь - новое не купишь. Есть и другие пословицы и поговорки о здоровье. Попробуем их расшифровать. Помогут выполнить задание знания по информатике, тема “Кодирование”.

Работа в группах.

Расшифрованные пословицы и поговорки вывешиваются на доске:

  1. Здоровье каждого – богатство всех!
  2. Чистота – залог здоровья!
  3. Упустишь минуту – потеряешь час!
  4. Делу время – потехе час!
  5. Работаешь сидя – отдыхай стоя!
  6. Здоровье – не купишь!

Итог. Итак, сегодняшнее мероприятие посвящено…(здоровью) Что же надо делать, чтобы сохранить здоровье не только физическое, но и нравственное? Я желаю вам быть добрыми, отзывчивыми по отношению к окружающим. От ваших улыбок станет сразу всем теплее. Дети исполняют песню “Улыбка”.

Литература

  1. Начальная школа: Журнал. 1999г. №3.
  2. Уроки для маленьких леди и джентльменов. – СПб.: Кристалл, 1998г.
  3. Для вас, девочки. – Новосибирск: ВО “Наука”, 1992.
  4. Дейстер И. В. Реклама овощей на осенней ярмарке. ПедСовет: Газета. 2003. №7
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”. 1998.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД” 1998г.