Цель:
- Расширять представления учащихся о прямоугольнике как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.
- Формировать умения учащихся складывать числа в случаях вида 36+2; 36+20;
- Закреплять умения решать задачи изученных видов.
Оборудование: картинки Печкина, собаки Шарика, кота Матроскина. Конверт.
Ход урока
I Организационный момент.
Ну-ка проверяй дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.
-Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами сторон прямоугольника, закрепим умения складывать числа вида 36+2; 36+20; а так же будем решать простые и составные задачи.
II Устный счёт.
а) Игра “Угадай-ка” состав числа 12
б) На доске записаны числа:
10 40 55 60 90 20 70
-Какое число лишнее?
Почему?
-Дайте характеристику числу 55.
Каллиграфическая минутка.
-Пропишите в тетради число 55.
в) Расположи в порядке возрастания значения сумм, и отгадайте слово.
А
16+3= 3 10+3= А11+3=А
15+3= К12+3= Д14+3=Г
13+3=13 | 19 | 16 | 14 | 17 | 15 18 |
3 | А | Г | А | Д | К А |
-Сегодня мы будем не только решать, но и отгадывать загадки.
Кто приходит в каждый дом
Приносит весточку с письмом?
(почтальон)
-Сегодня к нам на урок пришёл почтальон Печкин. Он принёс нам письмо. Прочитать его мы сможем только тогда, когда познакомимся с новой темой.
III Знакомство с новой темой.
-Какую геометрическую фигуру напоминает вам конверт?
-Что такое прямоугольник?
а) Практическая работа.
-Выложите прямоугольник из палочек.
-Как называются стороны, которые находятся друг напротив друга? (противоположные)
-Чему равна их длина? (2см)
-Молодцы!
Минута релаксации
Выполняются упражнения для глаз, мышц спины, рук, самомассаж ушных раковин.
IV Закрепление изученного материала.
-Теперь мы можем прочитать письмо.
“Дорогие ребята! Мы просим вас помочь нам разобраться с математическими заданиями, которые мы не можем выполнить. Мы вам будем очень признательны”.
-Кто же нам прислал письмо?
- Отгадайте загадку:
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок-
Взрослая .... (собака)
-Шарик просит вас объяснить, как решают примеры на стр. 61 №1 (работа у доски).
№2 с места с комментированием (1,2,3 ст.)
-Молодцы!
-Отгадайте следующую загадку:
Глазищи, усищи, когтищи,
А моется всех чище. (Кот)
-Ребята, помогите Матроскину решить задачи.
№4
-Прочитайте задачу.
-О ком говорится в задаче?
-Что известно о жильцах?
-Что надо узнать?
-Как записать условие задачи? ( Решение у доски с объяснением.)
В нашем - 60ж.
В соседнем - ? на 20 ж. меньше
60-20=40(ж.)
Ответ: в соседнем доме 40 жильцов.
-Прочитайте вторую задачу и подумайте, как взаимосвязаны эти задачи?
-Запишите условие задачи.
В нашем - 60ж.
В соседнем – 40ж.
60+40=100(ж.)
Ответ: всего 100 жильцов.
-Что нужно изменить в первой задаче, чтобы получилась составная задача?
В нашем - 60ж.
В соседнем - ? на 20 ж. меньше
60-20=40(ж.) - в соседнем доме.
60+40=100(ж.)
-Запишите решение задачи выражением.
60+(60-20)=100(ж.)
Ответ: всего 100 жильцов.
-Умницы!
-Отгадайте ещё загадку:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит, плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ... (птица)
- У нас в гостях Галчонок.
Он решил №5 и хочет проверить, справитесь ли вы?
-Сколько палочек вы использовали, чтобы выложить верхнюю сторону? (2)
-Сколько палочек вы использовали, чтобы выложить нижнюю сторону? (2)
-Что можем сказать про верхнюю и нижнюю стороны?
(они равны)
-Сколько палочек использовали для левой стороны?(1)
-Сколько палочек использовали для правой стороны?(1)
-Что можем сказать про левую и правую стороны?
(они равны)
-Давайте проверим, действительно ли противоположные стороны равны?
б) Работа с моделями прямоугольника.
-У вас на партах лежат модели прямоугольника.
-Возьмите их и сложите пополам.
-Что можете сказать? (противоположные стороны равны).
-Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника?
Стр.61
-Прочитайте правило чёрным шрифтом.
в) Работа в тетрадях.
-Начертите прямоугольник со сторонами 4см и 2см.
-Возьмите красный карандаш и обведите противоположные стороны.
-Чему равна их длина? (4см)
-Возьмите синий карандаш и обведите другие противоположные стороны.
г) Самостоятельная работа с проверкой.
1 вариант - первая строка
- вариант - вторая строка
- А теперь проверьте свои ответы.
1 вариант 10 12
2 вариант 100 13
- Молодцы!
V Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке?
Что повторяли?
VI. Домашнее задание.
Стр. 61 №3 №6