Программа элективного курса "Причуды природы"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 16 часов обучения для обучающихся 6–7-х классов общеобразовательных школ.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
  • развитие знаний о живой природе, полученных во время изучения базовых биологических курсов;
  • формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
  • создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение приспособленности живых организмов к жизни в различных условиях среды. Курс включает разделы: «Странности природы северных широт», «Южнее Сахары», «Индо-малайские чудеса», «На южном материке Нового Света», «Чудаки на пятом континенте», «Занимательный финал – зеленые диковинки».

Содержание курса «Причуды природы» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для дополнения сведений экологической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой природы, о явлениях, происходящих в ней. Особое внимание при изучении курса отводиться на знакомство с редкими и охраняемыми видами живых организмов.

Изучение курса предполагает использование гербарного материала, материала познавательных телевизионных передач, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

  • видовой состав различных континентов;
  • поведение и жизнедеятельность изученных живых организмов;
  • механизмы приспособления живых организмов к жизни в различных условиях среды;
  • охраняемые виды различных континентов, их особенности строении, жизнедеятельности, лимитирующие факторы, меры по их охране.

Уметь:

  • работать с гербарным материалом;
  • анализировать фрагменты видеофильмов, устные сообщения;
  • различать наиболее распространенные виды каждого континента;
  • различать охраняемые виды каждого континента;
  • готовить сообщения и небольшие рефераты биологического содержания, используя материалы познавательных телевизионных передач и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Основное содержание курса

1. Странности природы северных широт (5 часов)

Слепота инстинкта. Особенности общения рыб. Опасность птиц для авиации и меры по предупреждению столкновений самолетов и птиц. Незатейливая жизнь комара.

Жизнь муравейника. Особенности жизнедеятельности жесткокрылых. Экология охраняемых видов: выхухоли, бобра, снежного барса, калана, белого медведя, большой панды, зубра, японского журавля, белого журавля, кречета, беркута, калифорнийского кондора.

2. Южнее Сахары (2 часа)

Эфиопский зоогеографический регион. Видовой состав Африки. Муха Цеце. Живые организмы озер Африки, верхнего Нила, Конго. Охраняемые виды Африканского континента.

3. Индо-малайские чудеса (2 часа)

Азиатский слон на войне, в труде и сам по себе. Этология крыс, секреты их приспособленности к жизни в различных условиях среды. Охраняемые виды: тагуан, калимантанская летающая лягушка, древесная ящерица.

4. На южном материке Нового Света (2 часа)

Этология анаконды. Термиты и муравьи бассейна реки Амазонки. Ямкоголовая змея, ее жизнедеятельность, особенности органов чувств. Охраняемые виды: львиный Тамарин, каллимико гельди, щелезубы, кахоу.

5. Чудаки на пятом континенте (3 часа)

Видовой состав живых организмов Австралии. (Сумчатые, австралийские пернатые, гаттерия). Охраняемые виды Австралии.

6. Занимательный финал – зеленые диковинки (2 часа)

Баобаб. Вельвичия. Сейшельские орехи. Хлебное дерево. Каллофора полезная. Виктория Регия. Баньян. Секвойя.

Рекомендуемое календарно-тематическое планирование курса «Причуды природы»

№ в курсе

№ в теме

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

Особенности природы северных широт (5 часов)

1

1

Слепота инстинкта. Особенности общения рыб.

 

 

2

2

Опасность птиц для авиации и меры по предупреждению столкновений самолетов и птиц.

 

 

3

3

Незатейливая жизнь комара. Жизнь муравейника.

 

 

4

4

Особенности жизнедеятельности жесткокрылых.

 

 

5

5

Экология охраняемых видов: выхухоли, бобра, снежного барса, калана, белого медведя, большой панды, зубра, японского журавля, кречета, беркута, калифорнийского кондора.

 

 

Южнее Сахары (2 часа)

6

1

Эфиопский зоогеографический регион. Видовой состав Африки.

 

 

7

2

Муха Цеце. Живые озера Африки, Нила, Конго. Охраняемые виды.

 

 

Индо-Малайские чудеса (2 часа)

8

1

Азиатский слон на войне, в труде и сам по себе. Этология крыс, секреты их высокой приспособленности.

 

 

9

2

Охраняемые виды: тагуан, древесная ящерица, летающая лягушка.

 

 

На южном материке Нового света (2 часа)

10

1

Этология анаконды. Термиты и муравьи бассейна реки Амазонки. Ямкоголовая змея, ее жизнедеятельность, особенности органов чувств.

 

 

11

2

Охраняемые виды: львиный Тамарин, щелезубы, каход.

 

 

Чудаки на пятом континенте (3 часа)

12

1

Видовой совтав Австралии (сумчатые)

 

 

13

2

Видовой состав Австралии (пернатые, гаттерия)

 

 

14

3

Охраняемые виды Австралии

 

 

Занимательный финал – зеленые диковинки (2 часа)

15

1

Баобаб, вельвичия, Сейшельские орехи.

 

 

16

2

Хлебное дерево. Виктория Регия. Баньян. Секвойя. Каллофора полезная

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Игорь Акимушкин. Причуды природы, в 2 томах. М. «Юный натуралист», 1992.
  2. Игорь Акимушкин. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М. « Мысль», 1999.
  3. Игорь Акимушкин. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. М. «Мысль». 1999.
  4. Игорь Акимушкин. Мир животных. Млекопитающие. М. «Мысль». 1999.
  5. Игорь Акимушкин. Мир животных. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. М. «Мысль». 1999.
  6. .А Э. Брэм. Жизнь животных. В трех томах. Москва. «Терра – Terra». 1996.
  7. И. П. Сосновский. О редких животных мира. Москва «Просвещение» 1992.
  8. Обитатели Земли. Животный мир Африки. Перевод с английского А. М. Голова.  М « Росмэн» 1997.
  9. Обитатели Земли. Животный мир Азии. Перевод с английского А. М. Голова. М «Росмэн» 1997.
  10. Обитатели Земли. Животный мир Австралии. Перевод с английского А. М. Голова. М «Росмэн» 1997.