Пояснительная записка
Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 16 часов обучения для обучающихся 7 классов общеобразовательных школ.
Задачи курса:
- формирование познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
- развитие знаний о живой природе, полученных во время изучения базовых биологических курсов;
- формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
- создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия и приспособленности живых организмов к жизни в различных условиях среды. Курс включает разделы: «Введение», «Язык животных», «Хитрецы и невидимки», «Маленькие хищники», «Прекраснокрылые», «Ловцы удачи (паукообразные)».
Содержание курса «Хитрецы и невидимки» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для развития сведений экологической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой природы, о явлениях, происходящих в ней. Особое внимание при изучении курса отводиться на знакомство с повадками, особенностями общения и поведения насекомых.
Изучение курса предполагает использование коллекций, материала познавательных телевизионных передач, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- поведение и жизнедеятельность изученных живых организмов;
- механизмы приспособления живых организмов к жизни в различных условиях среды;
- способы защиты, охоты, общения животных;
- особенности инстинктов ухаживания, заботы о потомстве у представителей членистоногих;
- разнообразие видов классов многоножек и паукообразных, отрядов чешуекрылых, стрекоз.
Уметь:
- работать с коллекциями;
- анализировать фрагменты видеофильмов, устные сообщения;
- различать наиболее распространенные виды каждой систематической единицы;
- готовить сообщения и небольшие рефераты биологического содержания, используя материалы познавательных телевизионных передач и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Основное содержание программы
1. Введение (1 час)
Факторы среды. Группы живых организмов различных экологических сообществ. Экологические ниши членистоногих. Инстинкты и рефлексы, их роль в жизни живой природы.
2. Язык животных (5 часов)
Способы произведения звуковых сигналов у животных. Язык животных (насекомых, рыб, птиц, млекопитающих). Окраска – дополнительный язык животных. Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии.
3. Хитрецы и невидимки (3 часа)
Дома и способы защиты насекомых. Влюбленные насекомые. Родители насекомые.
4. Ловцы удачи (паукообразные) (3 часа)
Особенности ротового аппарата, конечностей, органов чувств пауков. Способы охоты пауков. Приспособления к жизни в разных условиях среды. Паук – серебрянка. Значение пауков в природе и жизни человека.
5. Маленькие хищники (2 часа)
Членистоногие – хищники. Многоножки, их жизнедеятельность, многообразие. Стрекозы, их жизнедеятельность, значение в природе и для человека
6. Прекраснокрылые (2 часа)
Бабочки, особенности их поведения, строения, жизнедеятельности, развитие и значение в природе и для человека.
Рекомендуемое календарно-тематическое планирование курса «Хитрецы и невидимки»
№ в курсе |
№ в теме |
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
Введение (1 час) |
||||
1 |
1 |
Факторы среды. Группы живых организмов различных экологических сообществ. Экологические ниши членистоногих. Инстинкты и рефлексы, их роль в жизни живой природы. |
|
|
Язык животных (5 часов) |
||||
2 |
1 |
Способы произведения сигналов у животных. |
|
|
3 |
2 |
Язык животных (насекомых, рыб, птиц, млекопитающих) |
|
|
4 |
3 |
Окраска – дополнительный язык животных. |
|
|
5 |
4 |
Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии. |
|
|
6 |
5 |
Экскурсия в музей. |
|
Экскурсия |
Хитрецы и невидимки (3 часа) |
||||
7 |
1 |
Дома и способы защиты насекомых. |
|
|
8 |
2 |
Влюбленные насекомые. |
|
|
9 |
3 |
Родители – насекомые. |
|
|
Ловцы удачи (паукообразные), (3 часа) |
||||
10 |
1 |
Особенности ротового аппарата, конечностей, органов чувств пауков. |
|
|
11 |
2 |
Способы охоты пауков. Приспособления к жизни в разных условиях. |
|
|
12 |
3 |
Паук – серебрянка. Значение пауков в природе и жизни человека. |
|
|
Маленькие хищники (2 часа) |
||||
13 |
1 |
Многоножки, их жизнедеятельность, многообразие. |
|
|
14 |
2 |
Стрекозы, их жизнедеятельность, значение. |
|
|
Прекраснокрылые (2 часа) |
||||
15 |
1 |
Бабочки, особенности, их поведения, строения. |
|
Экскурсия |
16 |
2 |
Бабочки, особенности их жизнедеятельности, развитие. |
|
|
Рекомендуемая литература для учителя
- А. Э. Брэм. Жизнь животных. В трех томах. Москва. «Терра – Terra». 1996.
- И. П. Сосновский. О редких животных мира. Москва «Просвещение» 1992.
- Игорь Акимушкин. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М. « Мысль», 1999.
- Игорь Акимушкин. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. М. «Мысль». 1999.
- Ю. Дмитриев. Если посмотреть вокруг. Москва «детская литература» 1976.
- Б. М. Мамаев, Л. Н. Медведев, Ф. Н. Правдин. Определитель насекомых европейской части России. М «Просвещение» 1976.