Пояснительная записка
Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 19 часов обучения для обучающихся 8–9-х классов общеобразовательных школ.
Задачи курса:
- формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
- развитие знаний по химии, полученных во время изучения базовых курсов;
- формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
- способствование в дальнейшем успешному освоению специальностей, связанных с химией;
- развитие представлений о причинах многообразия веществ, их материального единства;
- создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия веществ, зависимости их свойств от строения, практической направленности химии как науки. Курс включает разделы: «вода и воздух – самое дешевое сырье», «соль = основание + кислота», «металлы основы техники», «химия углерода», «материалы на любой вкус», «ценные «мелочи».
Содержание курса «химия для любознательных» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для расширения сведений химической, физической, биологической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников о веществах и явлениях, происходящих с ними. Особое внимание при изучении курса отводиться на промышленное получение изучаемых веществ, их использование в химико-технологическом производстве.
Изучение курса предполагает проведение лабораторных работ, работы с анализом коллекционного материала, демонстрацию опытов, анализа видеоматериалов, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- основные характеристики химических веществ;
- строение веществ и их свойства;
- способы получения веществ;
- методы анализа свойств веществ;
- применение в промышленном производстве и в лабораторных условиях изученных веществ;
- правила по технике безопасности при лабораторных работах.
Уметь:
- характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;
- характеризовать зависимость получения и применения веществ от их внутренней структуры;
- использовать полученные теоретические сведения при изучении химичеких реакций;
- пользоваться лабораторным оборудованием, химической посудой, соблюдать правила по технике безопасности;
- подготовить сообщение, небольшой реферат;
- анализировать коллекционный материал.
Основное содержание курса
1. Вода и воздух – самое дешевое сырье (2 часа)
Вода – вещество №1. Воздух – неисчерпаемое сырье.
Лабораторные работы. Разложение воды.Получение кислорода разложением нитрата калия, пероксида водорода.
Демонстрационные опыты. Получение диоксида углерода и опыты с ним.
2. Соли – основа многих химических производств (3часа)
Хлориды щелочных металлов – сырье для получения оснований и кислот. Основы титрования. Сера и ее соединения.
Лабораторные работы. Титрование раствора соляной кислоты. Получение соды.
Демонстрационные опыты. Получение сульфидов. Горение сероводорода.
3. Металлы основы техники (4 часа)
Металлы и их соединения. Классификация металлов. Металлы главных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева. Металлы побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Получение металлов. Основные понятия электрохимии.
Лабораторные работы. Обнаружение меди в сплавах. Восстановление оксида меди.
Демонстрационные опыты. Демонстрация коллекций металлов и их сплавов.
4. Химия углерода (4 часа)
Болотный газ. Этен – ненасыщенный углеводород. Коксование угля – промышленный способ получения углеводородов. Растворители в быту и технике. Производные бензола.
Лабораторные работы. Получение болотного газа. Свойства этена.
5. Материалы на любой вкус (4 часа)
Пластмассы. Фенолформальдегидные смолы и их производные. Термопласты (полистирол, поливинилхлорид). Искусственные волокна.
Лабораторные работы. Исследование свойств различных видов пластмасс.
Демонстрационные опыты. Изготовление слоистого пластика.
6. Ценные «мелочи» (2 часа)
Красители. Дезинфицирующие вещества. Салициловая кислота. Душистые вещества, косметика и моющие средства.
Лабораторные работы. Получение духов.
Демонстрационные опыты. Опыты с салициловой кислотой.
Рекомендуемое календарно-тематическое планирование курса «Химия для любознательных»
№ в курсе |
№ в теме |
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
Воздух и вода – самое дешевое сырье (2часа) |
||||
1 |
1 |
Вода – вещество №1 |
|
Лабораторная работа: разложение воды |
2 |
2 |
Воздух – неисчерпаемое сырье. |
|
Лабораторная работа: разложение пероксида водорода и нитрита калия. |
Соли – основа многих химических производств (3 часа) |
||||
3 |
1 |
Хлориды щелочных металлов – сырье для получения оснований и кислот. |
|
Лабораторная работа: получение соды. |
4 |
2 |
Основы титрования. |
|
Лабораторная работа: титрование соляной кислоты. |
5 |
3 |
Сера и ее соединения. |
|
|
Металлы – основа техники (4 часа) |
||||
6 |
1 |
Металлы и их соединения. Классификация металлов. |
|
|
7 |
2 |
Металлы главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева. |
|
|
8 |
3 |
Металлы побочных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева |
|
Лабораторная работа: обнаружение меди в сплавах. |
9 |
4 |
Получение металлов. Основы электрохимии. |
|
Лабораторная работа: восстановление оксида меди |
Химия углерода (4 часа) |
||||
10 |
1 |
Болотный газ. Этен – ненасыщенный углеводород. |
|
Лабораторная работа: получение метана. |
11 |
2 |
Коксование угля – промышленный способ получения углеводородов. |
|
Лабораторная работа: свойства этена. |
12 |
3 |
Растворители в быту и технике. |
|
|
13 |
4 |
Производные бензола. |
|
|
Материалы на любой вкус (4 часа) |
||||
14 |
1 |
Пластмассы. |
|
Лабораторная работа: изучение пластмасс. |
15 |
2 |
Фенолформальдегидные смолы и их производные. |
|
|
16 |
3 |
Термопласты (полистирол, поливинилхлорид). |
|
|
17 |
4 |
Искусственные волокна. |
|
|
Ценные «мелочи» (2 часа) |
||||
18 |
1 |
Красители. Дезинфицирующие вещества. |
|
|
19 |
2 |
Салициловая кислота. Душистые вещества, косметика и моющие средства. |
|
Лабораторная работа: получение духов |
Рекомендуемая литература для учителя
- Л. Аликберова. Занимательная химия. Серия «Занимательные уроки». М «АСТ – ПРЕСС», 2002.
- Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Ленинград «Химия», 1985.
- В. В. Богданов. Удивительный мир резины. М «Знание», 1989.
- Б. Куликов. Азбука камней – самоцветов. Словарь – справочник. М «Терра», 1996.
- Клаус Гофман. Можно ли сделать золото? Мошенники, обманщики и ученые в истории химических элементов. Ленинград «химия», 1987.
- М. Беккерт. Железо. Факты и легенды. М «Металлургия», 1998.
- Г. И. Николаев. Металл века. М «Металлургия»,1987.