Пояснительная записка
Творческий характер заданий, учет возрастных особенностей учащихся позволяет использование курса «Здравостроение» для детей с различным уровнем подготовки.
Преподавание курса «Здравостроение» может опираться на различные формы учебной работы: классно-урочную, факультативную и т.д.
Школа является городской экспериментальной площадкой по созданию модели здоровьесберегающего образовательного пространства. Творческой группой педагогов была разработана программа сквозного курса «Здравостроение» для 2-11-х классов. Программа включена в вариативную часть учебного плана и успешно реализуется на протяжении уже трех лет. Мы представляем блок программы для начальной школы (2-4-й классы). Данный блок обеспечен учебно-методическим комплексом, в который входит: календарно-тематическое планирование, рабочие тетради с наглядным электронным пособием, учебное пособие для учащихся, и методические рекомендации для учителя, а также инструментарий оценки уровня сформированности знаний и умений. Курс учитывает возрастные особенности учащихся и наиболее приемлемый вид деятельности (игровой, коммуникационный), подразумевает активное использование ИКТ.
Представленная рабочая тетрадь используется не только для кратких записей учащимися, но и для выполнения творческих заданий. В конце каждой темы есть раздел «Повторение», в котором обобщены сведения, полученные учащимися на уроке, они сформулированы точно и кратко, что позволяет учащимся легко подготовиться к уроку. Домашние задания представляют собой творческие работы для учащихся: рисунки, схемы, плакаты. Указанные приемы позволяют привлечь внимание учащихся к изучаемому предмету, заинтересовать их и реализовать главную цель - формирование мотивации на здоровый образ жизни. Кроме того, учащиеся приобретают первичные знания о строении и функциях своего организма, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Учитель выполняет функции направляющего звена. Для минимизации времени на подготовку к уроку мы предлагаем использовать разработанное нами примерное календарно-тематическое планирование, а также методическое пособие, в котором представлены все необходимые материалы, что позволяет учителю быстро и качественно подготовиться к уроку, провести его интересно и увлекательно. Электронное пособие к курсу обеспечивает уроки необходимой наглядностью. Данный учебно-методический комплекс вполне допускает вариативность и творческую доработку учителем индивидуально под класс.
Внедрение курса «Здравостроение» не требует использования дополнительных технических условий, не предусмотренных материальной базой обычной школы. Но, тем не менее, в условиях модернизации современной школы и уровня развития информационно-коммуникационных технологий, использование электронного пособия к курсу будет очень актуально.
Возможно использование программы и во внеурочной деятельности (специальных, лечебных и санаторно-курортных учреждениях), при планировании летней оздоровительной компании, так, как программа допускает свободное конструирование тем при учете возрастных особенностей учащихся, их интересов и склонностей.
Приложения
Рабочая тетрадь. 2 класс – Приложение 1.
Фрагмент из методических рекомендаций – Приложение 2.
Презентация – Приложение 3.