Цель: Формирование оптимистического склада мышления в системе музыкального воспитания детей предшкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать умение детей видеть положительные черты у своих близких, вербально выражать их.
2. Развивать произвольное внимание, ритмический слух, образное мышление, адекватное восприятие музыки.
3. Закреплять в эмоциональной сфере положительные эмоции, поддерживать устойчивый интерес к музыкальному искусству через восприятие музыки, игру на музыкальных инструментах, танец и пение.
Материал: Аудиозапись песни В. Шаинского «Улыбка», карточки с изображениями человечков с разными эмоциями на лице, картинки с графическим изображением шариков, цветные карандаши, музыкальные инструменты по два экземпляра.
Ход занятия
Занятие проводится с мамами.
Педагог. Добрый день, уважаемые гости! Давайте встанем в круг и поговорим о дружбе.
Педагог показывает изображения двух людей с грустным и злым лицом.
Педагог. Жили-были два человечка. Грустно и скучно им жилось в одиночестве. Решили они найти себе друзей. Вышли на дорогу, тут и встретились. Посмотрели друг на друга и не смогли подружиться. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Педагог. Скажите мне, пожалуйста, с чего начинается дружба?
Конечно, дружба начинается с улыбки. Значит, что бы нам подружиться, нужно улыбнуться. Давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнёмся, даря всем хорошее настроение.
На куплет песни В. Шаинского «Улыбка» мама и ребёнок улыбаются друг другу, взявшись за руки, стоя по кругу, затем подпевают слова припева, на первые четыре строчки выполняют движения «ладушки», на вторые четыре строчки кружатся «Лодочкой».
Педагог. А теперь, давайте сделаем друг другу приятное, скажем несколько комплиментов.
Мама говорит сыну или дочери комплимент, затем сын или дочь маме и так каждая пара.
Педагог. Вот видите, как приятно говорить и получать комплименты.
А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Пожалуйста».
В этой игре вы будете выполнять мои просьбы, если я скажу слово «пожалуйста». Будьте внимательны. Итак, начинаем:
Руки вверх. Пожалуйста, руки вниз. Руки назад. Присесть. Пожалуйста, руки вперёд. Молодцы! Теперь давайте поделимся своими ощущениями.
Как вы себя чувствовали, когда говорили слово «Пожалуйста»? (Ответы детей)
Педагог. Конечно, всегда приятно, когда с тобой разговаривают вежливо.
А теперь я спрошу мам. Вы знаете, как можно поднять настроение себе и другим? Да. Сходить в кино, купить любимую вещь, или съесть что-нибудь вкусненькое и т.д. (Ответы мам) А ещё, может поднять настроение дружеское общение и хороший танец, приглашайте, ребята, своих мам танцевать.
Дети исполняют вместе с мамами коммуникативный танец «Здравствуй говори!» авт. Скорикова Н. М. "Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии ", 2007, г. Наб.Челны.
Коммуникативный танец « Здравствуй, говори!»
1. Зашагали ножки весело по кругу |
Дети идут шагом парами. |
|
Приведут нас ножки по дорожке к другу. |
Останавливаются. |
|
Раз, два, три - |
Хлопают в ладоши 3 раза. |
|
«Здравствуй, говори! |
Выполняют поклон. |
|
Раз, два, три - |
Хлопают в ладоши 3 раза. |
|
Руку мне пожми. (Припев повторить 2 раз) |
Жмут друг другу руку Меняются партнёрами. |
|
|
|
|
2. Побежали ножки весело по кругу. |
Дети бегут лёгким бегом парами по кругу. |
|
Приведут нас ножки по дорожке к другу. |
Останавливаются. |
|
Раз, два, три - |
Хлопают в ладоши 3 раза. |
|
Головкой поклонись. |
Выполняют наклоны вправо, влево. |
|
Раз, два, три - |
Хлопают в ладоши 3 раза. |
|
Мило улыбнись. (Припев повторить 2 раза) |
Улыбаются. Меняются партнёрами. |
|
|
|
|
3. Поскакали ножки весело по кругу. |
Двигаются парами подскоком. |
|
Приведут нас ножки по дорожке к другу. |
Останавливаются. |
|
Раз, два, три - |
Хлопают в ладоши 3 раза. |
|
Хлопай веселей. |
Выполняют хлопки «Тарелочки». |
|
Раз, два, три - |
Хлопают в ладоши 3 раза. |
|
Обнимись скорей. (Припев повторить 2 раза) |
Обнимаются. |
Педагог. Вот и наше настроение заметно улучшилось.
Да и улыбка делает чудеса, это мы уже с вами испытали. Оказывается и музыка может передавать настроение и тем самым влиять на наше самочувствие. Предлагаю сесть и послушать музыкальное произведение И.С.Баха.
Дети и мамы слушают «Шутку» И.С.Баха (запись).
Что вы услышали в этом произведении? Какое настроение вам передалось? Как бы вы его назвали?
Дети. Полёт воздушных шариков, рассыпались волшебные бусы, кто-то пошутил.
Настроение весёлое шуточное игривое и т. д.
Назвали бы «Догонялки», «Карусель» и т. д. (Ответы детей и мам)
Педагог. Вы правильно уловили настроение музыки, произведение называется «Шутка». Посмотрите, кто-то пошутил и оставил у нас вот эти шарики, только они бесцветные. Я сейчас предлагаю детям ещё раз послушать музыку и в это время выбрать цвет и разукрасить свой шарик.
Дети садятся за столы и выполняют задание на заранее приготовленных раскрасках- картинках. (Рисунок 1)
Педагог. Я вижу, что вы выбрали яркие цвета, ведь это цвета радости и добра которые соответствуют этой музыке. А теперь подарите их своим мамам вместе с улыбкой и хорошим настроением.
Педагог. Рисовали и устали, пора пальчики размять, пора с ними поиграть.
Всеми выполняется пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе».
Массаж пальцев «Дружба»
(авторская разработка М. Картушиной)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.Соединить ладони и пальцы вместе в один кулак
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре три, два, один.Поочерёдное массирование пальцев сначала на одной руке, затем на другой.
Один за всех и все за одного!
Хлопают в ладоши.
Педагог. Сейчас пришло время сказки, а рассказывать мы будем её вместе с мамами с помощью музыкальных инструментов.
Сначала зачитывается содержание сказки «Сверчок и паучок» педагогом без музыки, с использованием соответствующих инструментов. Затем распределяются инструменты между парами мама-ребёнок, и ансамбль играется под музыку, но со словами. Следующий этап это игра без слов только под музыку.
(Авторская разработка Бочкарёвой Г.А.)
«Менуэт» Л.Моцарт
1 часть
1-2 такты - Жил был в лесочке Паучок ( треугольники)
3-4 такты - В гости к нему пришёл Сверчок (треугольники)
5-6 такты - Тук, тук, тук (бубен) открывай скорей (колокольчики)
7-8 такты - Тук, тук, тук (бубен) принимай гостей (колокольчики)
9 такт - Тук, тук, тук (бубен)
10-12 - Будем песни вместе петь, милый друг (колокольчики)2 часть
1-2 такты - Я занятой Паучок (трещотки)
3-4 такты - И песни не могу петь Сверчок (ложки)
5-6 такты - Некогда мне петь, распевать (трещотки)
7-8 такты – Я должен свои сети вязать (ложки)3 часть
5-6 такты - Тук, тук, тук (бубен) открывай скорей (колокольчики)
7-8 такты - Тук, тук, тук (бубен) принимай друзей (колокольчики)
9 такт - Тук, тук, тук (бубен)
10-12 – Буду помогать тебе, милый друг (колокольчики)
Педагог.Замечательная сказка у нас получилась, хорошая, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу. И настроение стало ещё лучше.
Вот пора пришла играть, свою удаль показать. Если я скажу «карлики», вы ходите по залу на корточках, если «великаны» встаёте и идёте на цыпочках.
Дети вместе с мамами играют в игру «Карлики и великаны».
Педагог. Как весело, интересно нам вместе, правда?
Скажите, ребята, а почему нам стало так хорошо и радостно?
Дети. Потому что мы играли, танцевали, улыбались, были вместе с мамами, дарили друг другу радость, хорошее настроение и т. д. (Ответы детей)
Педагог. На этом мы заканчиваем наше занятие, до новых встреч.