Цели:
- научить делить положительные и отрицательные числа
- закрепить сложение, вычитание и умножение положительных и отрицательных чисел
- развивать грамотную математическую речь
- воспитывать интерес к предмету
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы будем изучать с вами новый материал, но с начала мы с вами повторим ранее изученный материал. Для этого нам нужно будет решить примеры.
1. Устные упражнения
(Слайды 1–7, см. Приложение 1).
а) | |
б) | |
в) | |
г) | |
д) | |
е) | |
ж) |
2. Работа по теме урока
(Слайды 8–14)
1. Деление отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и деление положительных чисел, т.е. по данному произведению и одному из множителей находят второй множитель.
Кто может назвать компоненты деления?
Например: -10 : (-5) = ?
Что значит -10 : (-5) ? (Значит, найти такое число х, что при -5 · х = -10)
Теперь найдем знак числа х.
Как вы думаете, как это можно сделать?
Так как при умножении -5 на х получается отрицательное число -10 следовательно множители должны иметь разные знаки. Следовательно, х – положительное число.
Теперь найдем модуль числа х.
Как вы думаете, чему он будет равен?
Так как модуль произведения равен произведению модулей множителей, следовательно . Следовательно , так как х – положительное число, то х = следователь х = 2
Это записывается так:
или короче
(-10) : (-5) = 10: 5 = 2
Правило: чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модуль делимого на модуль делителя.
2.2. Теперь разделим отрицательное число на положительное.
Например: -24 : 4 =?
Что значит -24 : 4 ? (Значит, найти такое число х, что при 4 · х = -24)
Теперь найдем знак числа х.
Как это можно сделать?
Так как при умножении 4 на х получается отрицательное число -24 следовательно х – отрицательное число.
Теперь найдем модуль числа х.
Как вы думаете, чему он будет равен?
следовательно
так как х – отрицательное число с модулем 6 , то тогда х будет равен -6
Получаем: -24 : 4 = -6
Аналогично получается при делении 24 : (-4) = -6
А теперь давайте проговорим алгоритм деления чисел с разными знаками. Итак:
- разделить модуль делимого на модуль делителя;
- поставить перед полученным числом знак минус.
3. При делении нуля на любое число, не равное нулю, получается нуль.
И самое главное правило: Делить на нуль нельзя!
3. Закрепление нового материала
(Слайды 15–16).
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
5) | |
6) |
2. Самостоятельная работа. На эту работу вам 8–10 минут.
(Слайды 17–24)
а) | -4 • (-5) – (-30) : 6 = 25 |
б) | 15 : (-15) – (-24) : 8 = 2 |
в) | -8 • (-3 + 12) : 36 + 2 = 0 |
г) | 2,3 • (-6 – 4) : 5 = - 4,6 |
д) | (-8 + 32) : (-6) – 7 = -11 |
е) | -21 + (-3 - 4 + 5) : (-2) = - 20 |
ж) | -6 • 4 – 64 : (-3,3 + 1,7) = - 64 |
з) | (-6 + 6,4 – 10) : (-8) • (-3) = - 3 |