Всякое искусство
И искусство воспитания тоже,
Имеет целью восполнить то,
Чего не достает от природы.
Аристотель
Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами, и, которые в новой системе ценностей рассматриваются как люди с особенностями развития, в том числе это относится т к умственно отсталым людям.
Наш детский сад наряду со здоровыми детьми посещают дошкольники с нарушением интеллекта их всего 21.
Наиболее приемлемые условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в детском саду комбинированного вида, с функционирующими компенсирующими группами, и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением.
Перед коллективом стояли две основные задачи:
- Привлечь внимание общественности к проблемам семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью создания единого комплекса помощи этим семьям в воспитании и приспособлении больных детей к жизни в обществе.
- Создать в детском саду условия для социальной адаптации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии путем их частичной интеграции в коллектив здоровых сверстников.
В нашем дошкольном учреждении организована работа по формированию у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической и этической стороне окружающего мира, развитию творческих артистических способностей детей, а также коррекции их эмоциональной сферы, которая осуществляется на занятиях театрального кружка.
В основу работы легла теория А.А.Венгера и Н.С.Лейтеса о развитии творческих способностей ребенка дошкольного возраста и теория Л.С.Выготского о расширении возможности ребенка, о “зоне его ближайшего развития”. Перед педагогическим коллективом встал вопрос о реабилитации больных детей. Совет педагогов пришел к выводу, что способствовать наилучшему развитию личности “особого” ребенка, его подготовке к жизни будет интеграция в коллектив здоровых сверстников, в том числе через специально организованную совместную театрализованную деятельность. Принципиально важным для осуществления совместной деятельности детей в театральном кружке явилось положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка Л.С.Выготского.
Для организации работы кружка было сделано следующее:
- Проведена работа по изучению и систематизации уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, их эмоциональной сферы (использовались тесты Е.Л.Трусовой).
- Определены задачи работы кружка:
- Продуманы формы и методы реализации поставленных задач, которые нашли отражение в перспективном плане кружка.
А/ Средствами театрального искусства помочь
детям с проблемами в развитии приобрести навыки,
умение и опыт, необходимые для их социальной
адаптации;
Б/Формировать положительные эмоциональные
установки по отношению к умственно отсталым
детям у нормально развивающихся детей;
В/Выявлять и развивать индивидуальные
творческие способности детей;
Г/Развивать способности к совместным
театрализованным действиям, игре, общению;
способствовать формированию социальных
контактов между детьми.
Методы реализации задач.
- Направленность воспитателя на педагогику сотрудничества:
- Организация определенной драматургии занятий:
- Создание творческой атмосферы на занятиях:
А/ Диалог и коллективный поиск решения проблемы
- как основа общения воспитателя с детьми
(ребенок является не пассивным исполнителем
указаний педагога, а соучастником
педагогического процесса);
Б/Опора на творческий и нравственный опыт детей;
В/Поддержка и стимулирование позитивных форм
поведения детей.
А/Высокая эмоциональная насыщенность занятий;
Б/Взаимосвязь с другими видами искусства;
В/Игровой характер занятия.
А/ Разработка специальных творческих заданий и упражнений.
Работа ведется по пяти направлениям:
- С воспитателями
- С родителями
Регулярно проводятся беседы и консультации по организации и планированию театрализованной деятельности детей в группах; разработаны рекомендации по оформлению уголков театрализованной деятельности; изучение методической литературы по данной теме; индивидуальные беседы о результатах работы детей в кружке; советы по проведению этических бесед с детьми.
Проводятся индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях с целью заинтересовать родителей в развитии своих детей, вызвать желание участвовать в организации спектаклей, праздников; родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций к спектаклям; приглашаются на спектакли, где участниками являются их дети.
Родители детей с проблемами в развитии получили возможность осознания того, что их ребенок не отвержен, не одинок, более того, он способный и интересный для других детей человек. В результате родители стали помощниками и единомышленниками педагога в организации коррекционной помощи детям. А родители нормально развивающихся детей стали с пониманием и сочувствием, относится к проблемам семей имеющих ребенка с недостатками развития.
Для практического решения проблем семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, реализация реабилитационной помощи семьям данной категории определены следующие направления работы:
- Составление социального паспорта семей;
- Проведение психологического диагностического обследования членов семей умственно отсталого ребенка;
- Разработка рекомендаций на основе проделанной работы, включающих разнообразные педагогические, психо - коррекционные, психотерапевтические процессы, направленные на оказание специальной помощи семьям, воспитывающим аномальных детей.
- С детьми
Занятия кружка проводятся один раз в неделю в вечернее время и строятся по единой схеме:
- ведение в тему, создание положительного
эмоционального настроя;
- театрализованная деятельность (в разных
формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют
возможность реализовать свой творческий
потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее
успешность театрализованной деятельности.
На специально организованных занятиях проводятся беседы о театре, используются дидактические игры на установление положительных эмоциональных контактов между нормально развивающимися и больными детьми; дидактические игры на развитие речи, ее выразительности, силы и тембра голоса; этюды на развитие актерского мастерства; сценки-диалоги, развивающие умение налаживать контакт со сверстниками, взаимодействовать с ними; формируются основы нравственного поведения через игры драматизации, чтение художественной литературы с последующим обсуждением содержания произведения; инсценировка небольших сказок, стихов, потешек; этюды с куклами, кукольные и драматические спектакли; показ разнообразных видов театров.
В результате этой работы были преодолены барьеры в общении и взаимодействии детей друг с другом. Дети стали свободнее двигаться, речь их значительно обогатилась. Они научились находить адекватные телесные выражения различным эмоциональным состояниям, распознавать эмоциональные состояния человека по мимике, жестам, интонации, научились ставить себя на место другого человека, и сочувствовать, переживать.
В процессе работы над спектаклем дети учатся справляться с жизненными трудностями, осознавать логику человеческих поступков. Принцип интеграции помогает решать задачи нравственного совершенствования личности: нормально развивающиеся дети передают усвоенные навыки, опыт, умение умственно отсталым детям, заботятся о них. Умственно отсталые дети, переходя постепенно от зрелищ к действиям, стремятся подражать сверстникам. Осваивают все более сложные формы общественного опыта, что облегчает их дальнейшую адаптацию. Участие умственно отсталых детей в работе театрального кружка вместе с нормально развивающимися детьми освобождает их от состояния замешательства, беспомощности, которое они могут испытывать, принимая самостоятельное решение.
Совместные игры на прогулке еще более сплотили детей, именно с помощью игры педагог может помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Опыт работы показал, что потенциальные возможности этих детей довольно значительны. Они усваивают социальные нормы поведения, способы выражать свои мысли и желания.
- Работа со специалистами (музыкальным руководителем, хореографом, руководителем ИЗОстудии, руководителем физического воспитания)
планируется на год и уточняется в конце каждого месяца, с целью наиболее эффективной организации педагогического процесса и интеграции полученных на занятиях кружка знаний, умений детей в общеобразовательный процесс. В планах отражается работа по развитию песенно-музыкального творчества (подбор музыки, песен, импровизаций), по развитию танцевального творчества детей (танцевальные импровизации, упражнения ритмопластики), по совместному оформлению спектаклей (изготовление декораций, костюмов, элементов костюмов).
- Со школой
предусматривает совместное проведение праздников, просмотр спектаклей, театрализованных представлений. При переходе к школьному обучению дети легче адаптируются, так как окружающая обстановка им уже знакома.
Создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая и стимулирующая развитие творческих способностей детей, их эмоциональной сферы.
В каждой возрастной группе оборудованы театральные уголки, в которых есть все необходимое для развития творчества детей в процессе самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности:
- разнообразные виды театров;
- настольные и напольные ширмы;
- разнообразие костюмов, элементов костюмов, масок, шапочек;
- для того чтобы дети могли экспериментировать с различными материалами при подготовке декораций и костюмов к спектаклям, в театральных уголках есть разнообразный и бросовый материал, ткани;
- детские музыкальные инструменты;
- в детском саду есть музыкальный зал с занавесом, разделяющим сцену и зрительный зал;
- Средства ТСО
- музыкальные инструменты.
В основу реализации всех задач работы кружка положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Занятия в кружке раскрывают духовный и творческий потенциал детей, дают реальную возможность адаптации в социальной среде. Дети с интеллектуальным отставанием и их родители получили дополнительную уверенность в себе, веру в свои возможности. Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителями.