Анализ воспитательной работы МОУ СОШ № 21 за 2008/09 учебный год

Разделы: Общепедагогические технологии


Самое надежное,
но и самое труднейшее средство
сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.

Суворов А. В.

В 2008-2009 учебном году в нашей школе реализовывалась методическая тема: “Создание информационного образовательного пространства в целях формирования социально-значимых компетенций учащихся школы”. В связи с этим процесс воспитания в школе был призван обеспечить такие условия, в результате которых каждый учащийся мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности с использованием информационно-коммуникативных технологий. Педагогический коллектив стремился разработать и обосновать воспитательные технологии, которые обеспечивали бы взаимодействие учащихся и учителей на принципах демократии, гуманизма и толерантности; ориентацию на развитие психологических резервов личности; преобразование позиции учащегося и учителя в личностно равноправные.

Цель воспитательного процесса в школе

формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности, вооруженной для этого необходимыми современными знаниями в области информационно-коммуникационных технологий.

Достижение поставленной цели стало возможным, при условии системности процесса воспитания, охвата всех сторон педагогического процесса, интеграции учебных занятий и внеурочной жизни учащихся, разнообразия видов деятельности, общения, традиций, всей общешкольной среды через выполнение следующих задач воспитания:

  • создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога;
  • поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей с использованием информационно-коммуникативных технологий;
  • поддержка стремлений детей к самореализации и самоутверждению;
  • формирование здорового образа жизни у учащихся и профилактика асоциального поведения.

Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетными направления воспитательной деятельности в школе:

  • деятельность классных руководителей;
  • деятельность по охране прав детства (профилактическая работа);
  • внеурочная работа с учащимися;
  • работа с родителями;
  • работа с социумом.

Анализ деятельности классных руководителей.

Традиционно основную воспитательную работу в школе ведут классные руководители и учителя-предметники школы. Педагогические кадры являются генератором и организатором идей общешкольного коллектива. Поэтому, если в педагогическом коллективе установлены отношения требовательности и доброжелательности, бережное отношение к индивидуальности, толерантность, то этот стиль непосредственно передается и детскому коллективу.

В 2008-2009 учебном году в МОУ СОШ № 21 работало 20 классных руководителей.

Все педагоги школы имеют планы воспитательной работы. Однако не у всех классных руководителей (15%) они полностью соответствуют требованиям и всегда разработаны своевременно. 55% классных руководителей применяют творческий подход к планированию воспитательной работы, что способствует достижению результативности воспитания в их классах. Эти классные руководители умеют анализировать воспитательную работу, критически осмысливают результаты анализа, вычленяют проблемы, намечают пути их решения, обеспечивают преемственность в воспитательной работе. Система воспитательной работы у вышеназванных классных руководителей развивается, результативность её функционирования повышается.

В течение 2008-2009 учебного года повысили свое мастерство как классные руководители 10% педагогов школы. Классные руководители нашей школы участвовали в конференциях, обменивались опытом, как на муниципальном уровне (выступления на педсоветах, ШМО, ГМО), так и на федеральном: К.М.А. (11 “Б”) стала победителем ПНПО в 2009 году. С.С.С. (зам. директора по ВР), Ч. Н.Г.(4 “А”), Г.Г.Ю.(3 “А”), М.Е.В. (4 “Б”), С.Т.Ю. (1 “А”), К.М.А. (11 “Б”) принимали участие в фестивале педагогических идей, проводимом ИД “Первое сентября” “Открытый урок”. Сологуб С.С. выступала на зональном научно-практическом семинаре "Информационные и коммуникационные технологии в образовательном пространстве современной школы". В рамках Дня открытых дверей (20 февраля 2009 года) были проведены открытые внеклассные воспитательные мероприятия К.Я.Ю. (6 “А”), К.М.А. (11 “Б”), К.Т.В. (6 “Б”), Ч.Н.Г. (4 “А”), Р.О.А. (8 “Б”). М.Е.В. (4 “Б”) участвовала в городском конкурсе “Педагог года 2009”.

В следующем учебном году необходимо обратить внимание педагогов, на то, что участие в профессиональных конкурсах, это одна из форм повышение мастерства классного руководителя, которую необходимо использовать в полной мере, пока классные руководители эту возможность не используют.

Для координации научно-методической работы и организационной работы классных руководителей в школе действовало методическое объединение классных руководителей. В течение года работа ШМО строилась в соответствии с планом. Опытом своей работы на ШМО делились: А.Е.И. (10 “А”), З.Е.П. (10 “Б”), П.Т.Е. (8 “В”), М.Т.А. (7 “А”), М.Е.В. (4 “Б”).

Ведущая тема

Руководитель

Количество педагогов

Наиболее интересные формы работы с педагогами внутри ШМО

Повышение профессиональной компетентности и значимости классного руководителя в организации воспитательной работы в классе. П.Т.Е.

20

Круглый стол
Подготовка сообщений
Обмен опытом
Семинары
совместные заседания с психологом и соц. педагогом)

Работу ШМО можно признать качественной, увеличилась заинтересованность классных руководителей, их участие в школьных мероприятиях. Однако не все классные руководители принимали активное участие в работе ШМО. Недостаточно обобщен опыт передовых классных руководителей. Слабо участвуют педагоги в работе Интернет-сообществ и методических журналов.

В связи с этим в 2009-2010 учебном году работу методического объединения классных руководителей следует строить с учетом решения следующих задач:

  1. Обобщение и популяризация опыта ведущих классных руководителей;
  2. Повышение их ИКТ компетентности;
  3. Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании воспитательной работы с учащимися и родителями.

На заседаниях ШМО было принято решение о необходимости введения такой формы отчетности классного руководителя, как Портфолио классного руководителя. К концу учебного года все классные руководители имеют Портфолио. Деятельность по созданию данного сборника документов в рамках воспитательной работы классного руководителя регламентируется разработанным и принятым в этом учебном году положением о портфолио классного руководителя.

Анализ портфолио классных руководителей в конце года показал, что 15% классных руководителей не собирали материал для Портфолио или делали это не систематически. Поэтому в следующем году необходимо продолжить работу по формированию навыков заполнения и ведения такой формы отчетности классного руководителя, как Портфолио. Начать работу по созданию цифровой версии портфолио классного руководителя.

Главной формой работы классных руководителей остается классных час. Классные руководители (100%) имеют планы классных часов в зависимости от возраста воспитанников. Однако тематические классные часы не у всех классных руководителей (40%) проводятся регулярно и с должной степенью подготовки. Причина этого кроется в том, что классные руководители из-за загруженности здания не имели в этом году возможности поставить классные часы в сетку расписания. Классные часы переносились, отменялись. Контролировать качество и количество данных мероприятий было сложно. Поэтому необходимо в следующем году составить расписание таким образом, чтобы классный час был прописан в сетке расписания класса.

Результативность воспитательной работы классных руководителей определялась по следующим критериям:

  1. Участие коллектива учащихся в общешкольных событиях, результативность.
  2. Наличие в классе своих традиций.
  3. Детское самоуправление в классных коллективах.
  4. Показатели посещаемости и успеваемости в классе.
  5. Профилактическая работа с учащимися, работа с детьми “группы риска”.
  6. Демонстрация учащимися этических норм в поведении и общении.
  7. Работа с родителями и повышение их педагогической культуры.

Участие коллектива учащихся в общешкольных событиях

Во всех общешкольных событиях (100%) в этом учебном году принимали участие 55% коллективов учащихся школы. Большинство учащиеся данных классов были активны, инициативны, творчески относились к делам класса и школы. 4 класса в этом учебном году приняли участие в 97% общешкольных мероприятий, показывая при этом хороший результат и заинтересованность. 4 класса приняли участие в 86% школьных дел. В их число входят такие классы, в которых инициатива исходила от организаторов мероприятий, большинство же учащихся были добросовестными исполнителями. Менее чем в 80% общешкольных мероприятий принял участие 1 классный коллектив (2 “А”). Причину среднего процента участия в общих школьных мероприятиях видим в низкой мотивации учащихся со стороны классных руководителей, что говорит о некомпетентности последних в применении мотивирующих и стимулирующих приёмов и методов для более активного вовлечения учащихся своего класса в общешкольные дела.

В общем же виде 80% классных коллективов активно принимают участие во всех общешкольных мероприятиях, внося свои предложения в общественную жизнь школы, при этом большая часть ребят инициативны и активны.

100% классных коллективов школы в 2008-2009 учебном году были охвачены традиционными для нашей школы мероприятиями, к которым относятся:

  • День Знаний,
  • Посвящение в первоклассники,
  • День Учителя и проводимый в рамках него день самоуправления,
  • Новогодние представления для начальной школы, организуемые 11 классами,
  • Встреча выпускников,
  • День Защитников Отечества,
  • Международный женский день,
  • День Земли,
  • Вахта памяти, посвященная 9 мая,
  • Праздник “Последнего звонка”.

В связи с успешным проведением новых мероприятий в 2008-2009 учебном году поступили предложения о введении их в план воспитательной работы и в следующем году. Поступили предложения традиционно проводить общешкольные мероприятия: День Здоровья в сентябре “Здоровому – все здорово!”, Масленичные гуляния, День св. Валентина.

Традиции в классных коллективах

Кроме этого, у 80% коллективов, сформировались свои традиционные мероприятия, праздники и т.д. Необходимо отметить, что классные руководители понимают важность традиции как общественного явления, что исторически складывающиеся обычаи и правила поведения людей, переходя из поколения в поколение, оказывают серьёзное влияние на развитие детского коллектива и отдельно взятую личность в этом коллективе. Свои традиции существуют во всех классах. Чаще всего это коллективные праздники, турпоходы. Очень часто отмечаются в классах дни рождения. Особенно интересен в данном случае опыт начальной школы, где учащиеся объединены в “семейки” (4 “А”), “муравейники” (3 “А”), “звездочки” (2 “Б”), “лучики” (3 “Б”). Каждое из этих объединений выполняет свое задание, организует для других отрядов жизнь в классе, рассказывает о своих традициях на вечерах, которые проходят под названием: “Идем в гости к…”

Детское самоуправление

Детская организация самоуправления МОУ СОШ № 21 “Росинки XXI века” (далее ДОС “Росинки XXI века”) охватила все ученические коллективы школы. Во всех классных коллективах 5-11 классов были выбраны представители по имеющимся в ДОС направлениям. Функционирование ДОС охватывало дежурство по школе, трудовую деятельность, кружковую работу, организацию общешкольных мероприятий, выставок, конкурсов, проведение рейдов по проверке кабинетов, сохранности школьных учебников и т. д., оформление тематического стенда “Росинки XXI века”.

Сотрудничали органы школьного самоуправления и с ДОО “Радуга детства” г. Коломна по направлениям “Спортландия”, “Капелька”, “Юный краевед”, “Юные инспектора движения”, “Пресс-центр”. Председатель Большого Совета школы Ершова Анна (8 “Б”) посещала заседания ДОО “Радуга детства”. Наша школа участвовала в проектах, проводимых городским детским общественным объединением.

Школьное самоуправление реально действовало в 85% ученических коллективов. Только в 65% классов сложилась отлаженная система классного самоуправления. Старосты десяти классов (с 4-го по 11-й класс) регулярно посещали собрания старост и участвовали в жизни школы. Остальные относились к своим обязанностям формально или их работу выполняли классные руководители. Все это позволяет сделать вывод о том, что существует проблема формирования, развития и действия детского самоуправления в классных коллективах и в школе в целом. Причины данной проблемы видим в следующем: низкий уровень сформированности организаторской компетенции у учащихся и отдельных классных руководителей, не отработан в целом механизм деятельности ученического самоуправления в школе. Можно сказать, что ДОС “Росинки XXI века” находится на этапе организационного становления, а это, в свою очередь, требует в следующем году более планомерной и детальной работы по данному направлению. Необходимо заинтересовать классных руководителей работой детского самоуправления через ШМО классных руководителей. Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.

Продолжение работы