Цель:
- расширение и углубление знаний учащихся о углероде и его соединениях,
- формирование представлений о необходимости комплексного подхода в изучении предметов естественного цикла,
- выявление и закрепление межпредметных связей по предметам.
Задачи:
- Образовательные: расширение представлений учащихся о значении природных соединений углерода, об особенностях древнерусской архитектуры, выявление связи науки (химии и биологии) и искусства.
- Воспитательные: создание психологически комфортной среды, воспитание чувства патриотизма, эстетики при знакомстве с жемчужинами древнерусской архитектуры, произведениями природы, человека.
- Развивающие: развитие у учащихся познавательного интереса к предметам естественного цикла, формирование навыков работы в группе, развитие коммуникативных умений.
Оборудование:
- Выставка образцов горных пород, минералов, содержащих СаСО3, диапроектор, экран;
- карта полезных ископаемых Московской области, репродукции изображений памятников архитектуры, карточки для работы с магнитной доской, карточки-задания; слайды, фонограмма с классической музыкой.
- На ученических столах: коллекция “Известняки, периодические системы химических элементов”.
- На классной доске: карта полезных ископаемых Московской области, экран, карточки на магнитах.
Предварительная работа: несколько сообщений для занятия ученики готовят заранее.
Форма проведения: интегрированное внеклассное мероприятие.
Учитель: Здравствуйте. Мы неоднократно убеждались: все, что нас окружает, – это мир химических элементов. И сегодня поговорим об удивительном химическом элементе, с которым вы встречаетесь повсеместно. История науки не знает имен первооткрывателей этого элемента, но ряд веществ, образуемых им, люди используют с доисторических времен. В течение нашего заседания для вас он будет загадкой, отгадать которую помогут сведения об его соединениях. Вам понадобятся шесть слов, так как название элемента состоит из этого количества букв. Заседание клуба любознательных “Химические элементы в жизни человека” прошу считать открытым.
1-й ученик: Алмаз – символ власти, богатства, красоты и мудрости. Алмаз считался камнем победителей. Он был талисманом Юлия Цезаря, Наполеона. Считалось, что он приносит удачу. “Если воин на левой стороне в оружии носит алмаз, он не будет убит”. Алмазу с древних пор приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что человек, носящий алмазы, не знает болезней желудка, на него не действует яд. Он до глубокой старости сохраняет веселое расположение духа и острую память. Хорошо получить алмаз в дар или по наследству.
Алмаз – очень твердый. По шкале твердости занимает самое верхнее положение. В кристалле алмаза каждый атом связан с 4 соседними очень прочными ковалентными связями. Образуется тетраэдрическая кристаллическая решетка. Благодаря такому строению алмаз – твердое, тугоплавкое, химически стойкое вещество. Поэтому применяется в промышленности для обработки твердых сплавов, при бурении.
Слово алмаз в переводе с древнеиндийского означает “тот, который не разбивается”. Философы древности считали, что алмаз нельзя расколоть ударом молота. Заблуждение, что алмаз не разбивается, не раз приводило к утере редких камней. Алмаз хрупок.
Чаще всего алмазы прозрачные. Алмазы могут быть и цветными, но такие алмазы – редчайшие и очень дорогие. Электрический ток не проводит.
В качестве женского украшения алмазы стали использовать лишь с середины XV века. Моду на алмазы ввела француженка Агнесса Сорель. С этого времени алмазы стали получать собственные имена.
Учитель: попробуйте составить из предложенных вам частей названия наиболее известных алмазов: Ша, Ор, х, лов, Гор, Хо, няк, уп; Кул, Ре, линан, гент, Кохи, Сан, нор, си.
Работа учащихся на местах. (Приложение 1) Проверка результатов.
Учитель: Очень часто про алмаз говорят, что это камень со знаменитым прошлым, ярким настоящим и удивительным будущим. Знаменитое прошлое связано, как правило, со злодействами, убийствами, похищениями. Например, знаменитый алмаз Хоуп имеет редчайший сапфирово–синий цвет. Подобного ему нет в мире. Об этом камне шла молва как о роковом камне, приносящим несчастье владельцу. Алмаз был завезен в Европу из Индии … вместе с чумой. Все, кто им владел, либо были убиты, либо погибли при загадочных обстоятельствах: принцесса Ламбалла – убита, королева Франции Мария-Антуанетта – обезглавлена, сын банкира Хоупа, чье имя алмаз получил, отравлен, а его внук потерял все свое состояние.
Удивительное будущее связывают с таким свойством алмаза, как твердость. Из предмета роскоши он превращается в могучее орудие техники.
Как называют обработанные алмазы? (бриллианты)
Алмаз при температуре до 150000 с без доступа воздуха превращается в некое вещество, название которого вам предстоит угадать.
Оставьте только первые буквы в названии химических элементов с порядковыми номерами: 31, 37, 18, 9, 39, 52. (Ga, Rb, Ar, F, Y, Te)
Работа учащихся на местах. Проверка результатов.
2-й ученик: В отличие от алмаза графит встречается довольно часто. Графит – вещество серо-стального цвета, мягок и жирен на ощупь.
Графит имеет плоскостную атомную кристаллическую решетку. У графита атомы расположены слоями, состоящими как бы из шестиугольников. Расстояние между отдельными атомами одного слоя меньше расстояния между слоями. Это способствует тому, что графит легко расщепляется на чешуйки (мельчайшие пластинки). Поэтому графит используют как пишущее средство. Проходя по бумаге он оставляет свой след. Из-за этого он и получил свое имя – от греческого “графо”, то есть пишу. В XVIII веке в России его называли карандашом от монгольского “кара” – черный и “таш” – камень.
Кроме того графит является хорошим проводником электричества и поэтому применяется в электротехнике для изготовления электродов.
3-й ученик: Уголь – не что иное, как тот же графит, только очень мелкокристаллический. Человечеству уголь известен издавна.
Уголь – твердое вещество, образующийся в недрах Земли при разложении остатков растений за многие миллионы лет. Его цвет колеблется от темно-бурого до черного. Некоторые угли имеют красивый блестящий излом. Уголь обладает высокой теплоемкостью, поэтому является хорошим топливом.
Древесный уголь приносит людям немалую пользу за счет своего особого свойства. Поверхность его пористая. Она способна поглощать газы и растворенные вещества. Это явление получило название адсорбции.
На основе адсорбционных свойств древесного угля русский химик Николай Дмитриевич Зелинский разработал наполнитель для фильтрующего противогаза. А резиновую маску, к которой крепилась коробка с активированным углем, разработал инженер М.И.Кумант. Всего за период Первой Мировой Войны в России было произведено 1 миллион 185 тысяч 750 противогазов Зелинского-Куманта.
Если поверхность древесного угля обработать горячим водяным паром, то он называется активированным углем. Активированный уголь можно найти в аптеке в виде черных таблеток. Человек не задумываясь, употребляет активированный уголь при отравлении для выведения токсинов из своего организма.
Как мы видим, адсорбция – это очень полезное свойство.
Демонстрация адсорбции (презентация).
Сейчас я предлагаю вам самим убедится в адсорбции активированного угля, выполнив практическое задание(Приложение 2).
Перед вами находятся лотки с необходимым оборудованием. Следуя карточке – инструкции выполните задание(Приложение 3).
Адсорбция – это физический или химический процесс? (Физический, так как при этом не изменяется состав вещества)
Учитель: Открытием углекислого газа было положено начало химии газов. Содержание его в атмосфере небольшое 0,03 – 0,04%. В 60 раз больше углекислого газа содержится в растворенном виде в морях и океанах.
Углекислый газ – это бесцветный газ, не имеет запаха, тяжелее воздуха, с трудом смешивается с ним (“тонет” в нем по словам Д.И.Менделеева). Это можно доказать следующим опытом. (Дем. опыт)
Несколько столетий функционирует в качестве постоянного генератора углекислого газа “Собачья пещера” вблизи города Неаполя в Италии. В ней непрерывно выделяется и скапливается углекислый газ. Эта пещера знаменита тем, что собака в ней не может находиться, через некоторое время после пребывания в ней она засыпает, а в том случае, если ее не вынести из пещеры, то она может погибнуть. Человек же может там прибывать в нормальном состоянии. Как вы думаете, почему? Дело в том, что в этой пещере, углекислый
газ выделяется из земли, а так как он в 1,5 раза тяжелее воздуха, то располагается внизу, примерно на высоте роста собаки (0,5 м). В таком воздухе, где больше углекислого газа, собаки (и другие животные разумеется) дышать не могут, а стоящий на ногах взрослый человек не ощущает избытка углекислого газа в пещере.
Пресованный твердый углекислый газ получил название “сухого льда”. Главное применение сухого льда – хранение и перевозка продуктов питания: рыбы, мяса, мороженого и т.д. Ценность сухого льда заключается в том, что продукты в углекислом газе не плесневеют и не гниют.
Углекислый газ применяется для газирования воды и напитков.
С помощью углекислого газа можно погасить пламя. Жидкий углекислый газ используют в огнетушителях. В каких? (углекислотных). Углекислотный огнетушитель эффективен в тех случаях, когда вода непригодна.
Почему углекислотные огнетушители не рекомендуется применять в закрытых помещениях? (В этом случае резко снижается доля кислорода в воздухе и люди могут задохнуться).
Учитель: Вспомним архитектурные памятники древней Руси, выполнив задание. Сопоставьте с иллюстрациями названия следующих архитектурных сооружений: Золотые ворота (г. Владимир), Успенский собор (г. Владимир), храм Покрова на Нерли (Боголюбово), Успенский собор (г. Москва), Собор Василия Блаженного (г. Москва), церковь Ильи Пророка (г. Ярославль).
Работа учащихся на местах.
Учитель: Что объединяет все эти сооружения? Это храмы и церкви, построенные в средние века. Мы так привыкли к каменным зданиям в наших городах, что почти не замечаем, из чего они сделаны, какие материалы использовали строители. Древние строители для построек использовали белый камень.
Каковы ваши мгновенные ассоциации со словом “камень”?
Твердый, тяжелый, грубый, пыльный, валяется на дороге, недоброе дело... А теперь соберите все это воедино и посмотрите на сооружения древней Руси. Эти архитектурные сооружения вызывают у нас определенные чувства. Какие? Чувство стремительного движения вверх, простора и покоя, светлой радости.
Гордость древнерусской архитектуры – белокаменные сооружения г. Владимира. Первое впечатление при въезде в город производят Золотые ворота. Они выполняли несколько функций: оборонительную – это мощное укрытие, эстетическую – торжественно оформленный въезд в город, религиозную – надвратная церковь.
Главный храм Владимира – Успенский собор. Он стал главным храмом не только столицы, но и всего княжества, всей северо-восточной Руси в 12 веке.
Какое впечатление он производит?
Массивный, торжественный, нарядный. Его украшают щелевидные окна на барабане и шлемовидные купола. Создается ощущение: раз в городе такой собор, то должна быть сильная власть.
Жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Hepли (Владимирская область).
Она построена в 1165 году близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму. Это белокаменный одноглавый храм. Впечатление тяжести? Легкость. Ощущение, что взлетит.
В XV веке признанным центром, столицей объединенного государства стала Москва. Образцом для строительства стала архитектура Владимира. Снова обратились к белому камню. Были построены: Успенский собор Московского Кремля по образу и подобию владимирского Успенского собора, где венчались на царство русские цари и императоры, зачитывали главные царские указы, и Благовещенский собор – домовая церковь русских царей.
В соборе Василия Блаженного (собор Покрова на Рву) белый камень использовали уже только для отделки. Позднее белый камень стали использовать реже. С 1930-х гг. его применяют только для облицовки зданий. Сегодня его можно увидеть на зданиях ТАСС, редакций газет “Правда” и “Известия”.
В сооружениях из белого камня можно прочесть многовековой героический и многострадальный путь нашей страны. Как в книгах, так и в памятниках искусства отражается то национальное своеобразие, которое присуще народу. Воплощенные в камне творческие замыслы древних мастеров волнуют своей красотой, возбуждают гордость за их создателей.
Проверка задания.
Посмотрите на этот белый камень, он перед вами. Назовите его. Правильно, это известняк. Послушайте информацию об известняке.
1-й ученик (показывая на карте расположение центров добычи известняка): Белый камень – известняк широко распространен в Подмосковье. До 1237 г. белокаменного градостроительства Владимира известняк добывали в каменоломнях у Подольска и Домодедова. Позднее центр добычи камня переместился к Москве-реке, к селу Мячково. Свежедобытый из каменоломен известняк мягкий, поэтому его нарезали и обрабатывали сразу, пока не высохнет в порах вода. Тогда строение получалось более долговечным. Камень – удивительное создание природы. Он не наделен жизнью, но все-таки рождается, растет, борется за существование, имеет в подземном мире своих родственников, спутников и неприятелей... Не наделенный жизнью в нашем обыденном понимании, камень живет по-своему, необычайно и непривычно... Мы привыкли говорить, что камни вечны. Однако минералы, из которых состоят камни, устойчивы лишь при определенных температурах, давлении, составе окружающей среды.
Плотные известняки начинают разрушаться через 75–150 лет, они приходят в угрожающее состояние через 200–400 лет, окончательное разрушение происходит через 1200 лет. Что же угрожает архитектурным сооружениям? Промышленные предприятия, тепловые электростанции, автомобильный транспорт городов выбрасывают в атмосферу различные химические вещества, губительные для белокаменной кладки и скульптуры.
Известняки образовались примерно 230–240 млн. лет назад на дне обширного морского бассейна, который в те далекие времена покрывал Русскую равнину. Известняк – осадочная горная порода, сложен в основном из одного минерала и представляет собой пористый и сравнительно мягкий в обработке камень. Его можно ломать, распиливать, резать, шлифовать. Ровные пиленые блоки можно уложить с исключительной точностью и получить идеально гладкую поверхность стены. На белом камне легко вырезать любой орнамент, не опасаясь, что одно неловкое движение может расколоть весь камень. Он стоек к атмосферным воздействиям. Чистые известняки – белого или светло-серого цвета, но встречаются известняки темно-серого и даже черного цвета. Такую окраску им придают примеси органических веществ.
Учитель: Кроме известняка, наш элемент – загадка образует и другие вещества, которые используются в строительстве. Известняк образует полезное ископаемое, которое мы используем в школе. Назовите его. Да, это мел.
Не только архитектурные здания, но и наш организм строится из соединений этого химического элемента.
Какой химический элемент объединяет все эти вещества?
Посмотрите на ряд веществ, о которых сегодня шла речь. В основе всех веществ и соединений находится углерод. Одно вещество служит для получения другого. Это так называемая цепочка превращений.
Учитель: Мы подходим к разгадке названия элемента – загадки. Определить элемент нам помогут слова: алмаз, графит, уголь, адсорбция, углекислый газ, известняк, мел.
Вторая буква в названии самого твердого вещества, первая буква в наименовании вещества,
оставляющего след, первая буква хорошего топлива, пятая буква в названии особого свойства древесного угля, первая буква в газообразном веществе, четвертая буква в строительном материале, вторая цифра в количестве слов на доске. Составьте из данных букв слово – название химического элемента.
Работа учащихся на местах (Приложение 4) Проверка результатов.
Учитель: Составим синквейн по теме “Углерод”: подберите 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение и 1 существительное.
Заслушивание ответов.
Учитель: Сегодня вы узнали о простых веществах и соединениях углерода, их значении в жизни человека. Углерод – один из важнейших элементов природы, который находится как в свободном виде, так и в соединениях, которых очень много. Углерод играет особую роль в природе, поскольку он – биогенный элемент. Вы убедились, что наука и искусство всегда вместе. Любуясь произведениями архитектуры, природы, помните, что в их создании немалая роль принадлежит химическим элементам. Знакомясь с ними, знайте, что они всегда найдут применение в нашей жизни. На этом заседание клуба любознательных прошу считать закрытым.
Литература:
- Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории. – 2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2006.
- Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8–9-е классы (Серия “Школа радости”) – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.
- Химия: Неорганическая химия: 8–11-е классы: книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.
- Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие /Ю.Н.Кукушкин, В.Ф.Буданова, Р.А.Власова и др. – М.: Высш. шк., 1993.