Тема урока "Особенности работы над долгосрочными (многолетними) проектами"

Разделы: Общепедагогические технологии


Наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности считается метод проектов, который относится к педагогическим технологиям XXI века. «Брошенный вперед» - так звучит в переводе латинское слово «проект».

Если учитель хочет, чтобы его учащиеся овладели новыми знаниями и умениями он создает им для этого условия, организуя проектную деятельность.

Создавая проект, учитель вместе с учениками идет по пути творчества, что невозможно без знания основ наук. Это способствует творческому и трудовому становлению личности школьников.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей.

При овладении учителем методом проектов необходимо понимание того, что проекты могут быть разными. Наиболее известной можно считать типологию, предложенную Е.С. Полат и И.С. Сергеевым.

Одним из типологических признаков учебного проекта является продолжительность его проведения, о чем и пойдет речь далее.

Все проекты, автором или руководителем которых я являюсь, относятся к долгосрочным. Это проекты, в которых весь проектный цикл длится в течение учебного года и многолетние проекты, которые следует выделить в особую группу, т.к. работа над ними ведется в течение нескольких лет.

В проекте создается то, чего еще нет.

Мой личный педагогический проект 2006 г. «Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе» перерос в проект 2007 г. «Организация проектной и исследовательской деятельности в школе».

Итог моих педагогических проектов – конечный продукт – проекты и исследования учащихся школы 1244 представленные на конкурсы:

  • Городской конкурс «Открытие» – 2008.
  • Окружной конкурс «Горизонты открытий» – 2007 г., 2008 г.
  • Окружной конкурс «Открытие» – 2007 г., 2008 г.
  • Городская XVIII открытая конференция исследовательских и проектных работ детей и юношества «Путь поколений – 2008».
  • Научно-практическая конференция «Научно-техническое творчество молодёжи – путь к обществу, основанному на знаниях». Тема конференции: «Новейшие технологии – вклад молодежных исследований в устойчивое и безопасное развитие России»
  • Публикация проектов и исследований учащихся школы в издательском доме «Первое сентября» «Портфолио».

Главная педагогическая цель проектов – формирование различных ключевых компетенций, т.е. комплексных свойств личности, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Долгосрочные проекты, руководителем которых я являюсь, выполнялись индивидуально и в группах.

Весь проектный цикл – от определения проблемы и темы до презентации проводился во внеурочное время и длился от одного учебного года до нескольких лет. Это связано с тем, что полноценная реализация каждого из этапов проектов требовала большого количества времени.

Следует отметить, что многолетние проекты – наиболее глубокие и содержательные, направленные на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работы.

В исследовании обнаруживается то, что уже есть.

Проект-исследование Пигарева Тимофея 7 «Б» класса «Исследование особенностей жизнедеятельности и поведения паука-птицееда в неволе» (руководители: Н.Г. Огбаидзе, Н.А. Орлова, С.М. Новикова) подтверждает это.

Это многолетнее исследование. Наблюдение над пауком началось в 2001 году, когда в доме Тимофея появился необычный паук. Рассказы мальчика о пауке, фотографии, реферат к предметной неделе по биологии 2005 года, заинтересованность мальчика проблемой убедило меня в том, что исследование Тимофея может быть представлено в виде проектной работы.

И только в 2006 году Пигарев Тимофей смог обработать и обобщить имеющийся материал по проблеме.

Его работа заняла I место на окружном конкурсе «Горизонты открытий» – 2007 г. в номинации: «За глубину исследования проблемы».

Два многолетних проекта на одну и ту же тему «От литературного слушания к литературному творчеству» 2007 г. учениц 7 «Б» класса Степанкиной Кати и Абасовой Маши по-разному повествуют о той удивительной поре открытий в литературе, которые помогла им сделать автор программы по литературному чтению Ефросинина Л.А., о своих первых шагах в самостоятельном творчестве, о первых «Пробах пера». Преемственность преподавания в начальной и средней школе позволила сохранить у девочек интерес к литературе и желание писать дальше, благодаря учителям литературы Фрычковой Т.В. и Толкачевой С.В..

Данные проекты относятся к многолетним т.к. сама тема предусматривает это. «Литературное слушание» является составной частью предмета «Литературное чтение», который изучается с 1 класса («Начальная школа» XXI века) и конечный продукт мог быть получен только через несколько лет.

Оба проекта были представлены на окружной конкурс «Горизонты Открытий 2007 г.» и получили вторые места в номинации: «К высокому стремлюсь».

В своей книге «Моя жизнь в спорте» ученик 3 класса «А» Самарин Саша рассказывает о своем нелегком пути в спорте, от первых шагов на коньках до побед, убеждая нас в том, что занятие спортом – условие гармоничного развития.

Проектная книга Самарина Саши заняла I место на окружном конкурсе «Горизонты Открытий 2007 г.» в номинации: «За актуальность проблемы».

Разнообразен круг проблем, которые выбирают ученики для реализации через проектную и исследовательскую деятельность.

В Год семьи особенно актуальны долгосрочные проекты учащихся 3 «А» класса Банникова Григория «Награды Родины в моей семье» и Середина Эльдара «Долг памяти», объединенные общей темой: «Из семейного архива – в школьный музей».

Оба проекта были представлены на окружной конкурс «Горизонты Открытий 2008 г.» и получили 2-е места в номинации «Исследовательская работа». Велика роль семьи, родителей при работе ребенка над проектом. Семья начинает жить интересами ребенка, это прослеживается в проектах Банникова Григория и Середина Эльдара.

Баннинов Гриша под руководством прадедушки Гличева Александра Владимировича, используя семейные архивы, узнает о боевом пути и труде в мирное время своих прадедушек, участников Великой Отечественной войны, работает с книгами и справочниками о Великой Отечественной войне.

Победа на окружном конкурсе сочинений в 2007 году на тему: «Рассказы о земляках» вдохновила Середина Эльдара на работу над проектом «Долг памяти» - 2008 год.

В проекте повествуется о его прадедушках, участниках Великой Отечественной войны. Один из них, фамилию которого носит Эльдар, Середин Иннокентий Михайлович, закончил войну в звании генерал – майора. В городе Речица, в Белоруссии, есть улица и музей его имени.

Но особое внимание в проекте уделено подвигу обыкновенного солдата, его прадедушки Сулимханову Х. И., татарину по национальности, рядовому водителю, который вывозил людей по «Дороге жизни» из блокадного Ленинграда.

Авторы этих проектов напоминают нам о событиях Великой Отечественной войны, отдавая дань уважения ветеранам.

Многолетние проекты способствуют развитию у учащихся устойчивого интереса к проблеме, к предмету, связанному с этой проблемой, к другим смежным предметам.

Ученик при работе над проектом определяет ближайшую цель и перспективную, следовательно, он глубоко изучает проблему, что в дальнейшем может повлиять на выбор его профессии.

Эта мысль чётко прослеживается в проекте Косарева Алексея, ученика 4 «А» класса: «Моя коллекция (Камни и минералы)». Проект занял 3-е место в окружном конкурсе «Горизонты открытий 2008».

Мальчик начал собирать коллекцию с 7 лет, изучал литературу по проблеме, проводил исследование. Он надеется, что его увлечение в будущем, определит выбор профессии.

В июне 2008 года Алексей принял участие в выставке НТТ молодёжи на ВВЦ.

«Мы выбираем здоровье» - тема долгосрочного проекта учащихся 7 класса «Б»: Фирсовой Иры, Павловой Алисы, Никитина Миши.

Исследование, проведенное этими учащимися, доказывает, что энергетический баланс организма учащихся разных возрастных групп зависит от правильного питания, от занятий физкультурой и спортом. Авторы дают рекомендации по здоровому образу жизни.

Проект представлен на окружной конкурс «Горизонты Открытий» 2008 г. и занял III место в номинации «Исследовательская работа».

В долгосрочном проекте «Независимая Галлия» Калугин Анатолий обращается к истории Франции, что способствует развитию интереса ребенка к изучению французского языка.

Исследование заняло I место на окружном конкурсе «Горизонты Открытий» 2007 года в номинации: «За глубину исследования проблемы».

Долгосрочные проекты многогранны, эффективны, перспективны, неисчерпаемы.

Проект – это метод обучения, это содержание обучения, это форма организации учебного процесса, это особая философия.

Опираясь на личный опыт, я могу ответить на вопрос И.С. Сергеева:

«Школа будущего – это школа проектов?»

– «Да!»

Использованная литература

1. Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении», Аркти. Москва. 2005 г.

2. И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся», Аркти. Москва. 2006 г.

3. Августовский педсовет «Метод учебных проектов в естественно-научном образовании» Москва. МИОО САО, «Московские учебники». 2006 г.

4. Проектный урок. Сборник статей. МИОО. Москва. 2006 г.