Пояснительная записка
Данный элективный курс рассчитан на 34 часа (в 9х классах).
Выбор темы обусловлен важностью вопросов:
- учащиеся в будущем должны выбрать профессию, требуются дополнительные знания о практической деятельности человека и применение в разных отраслях знаний из области физики;
- практическая направленность курса, возможно, заинтересует учащихся (базовой школы);
- курс будет способствовать развитию познавательных интересов и выявлению в себе разных умений, интересов;
- курс дополнит 2х часовую базовую программу в 9х классах по физике;
- курс позволит систематизировать знания учащихся.
Задачи курса:
- реализовать интерес учащихся к предмету физики и практическому приложению;
- создать основы для осознанного выбора профессии;
- развивать мышление учащихся, интеллектуальные, творческие способности в процессе приобретения знаний, использование различных источников информации.
В курсе прослеживается связь со всеми предметами, групповая учебная деятельность в создании проектов, в подготовке сообщений.
Планируемые результаты: развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей учащихся, получение представлений о широком использовании предметных знаний в деятельности специалистов данного профиля и способах их деятельности, приобретение опыта, поиска информации по выбранной теме.
Измерение достижения планируемых результатов
- степень активности учащихся на занятиях;
- качество их сообщений;
- выполнение текстовых заданий, практических и лабораторных работ;
- качество представленных проектов;
- уровень социальной зрелости, одним из показателей которого будет являться точное определение своих творческих наклонностей и выбор своей профессии.
Содержание программы
I. Физика и физики. Основные этапы
развития физики.
II. Физика и техника. Металлургия, автотранспорт,
ТЭЦ, военное дело, криминалистика, физика в
сельском хозяйстве.
III. Физика и живая природа. Физика человека.
Подводный мир, физика и погода, природные явления
(тайфуны, цунами, землетрясения).
IV. Физика в медицине. Современная диагностика,
кардиология, пульмонология, офтальмология,
отоларингология.
V. Физика и музыка.
VI. Физика и экология. Охрана окружающей среды.
VII. Физика в космонавтике и астрономии.
VIII. Защита проектов. Возможные темы проектов:
1. Ухудшение зрения у школьников
2. Влияние загрязнения на работоспособность школьников
3. Транспотр и окружающая среда
4. Озоновый экран нашей планеты, состояние и проблемы
5. Капризы природы и можно ли им противостоять?
6. Астрология – наука или шарлатанство
7. Природоохранительные меры
8. Электромагнитные загрязнения больших городов
9. Компьютерная и классическая музыка
10. Достоверность результатов криминалистических исследований
11. Освоение космоса
12. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Проблемы экологии в нашем городе
Учебно-тематический план
Раздел | Вопросы программы | Тема урока | Блоки, вопросы базовой программы | Интегрируемый предмет | Компьютерная теория | Примечания |
I. Физика и физики (1 ч.) | Основные этапы истории физики | 1. Из истории физики и жизни ее творцов | Введение | История | «Физика 1C. Репетитор» | урок-конференция |
II. Физика и техника (7 ч.) | Физические явления на металлургическом производстве | 2. Плавление металла. Кристаллические свойства металлов | Плавление | Химия | урок-конференция | |
Энергетика – основа жизни города | 3. Энергетическое снабжение города | Генераторы переменного тока. Использование паровых турбин. | Физика | урок-экскурсия, конференция | ||
Вода – источник жизни | 4. Водоснабжение города. | Очистка воды | Химия | Фильм | урок-экскурсия | |
Зарождение военной техники. Изобретение Архимеда. Использование законов физики в военном деле – артиллерии, авиации, морском флоте | 5. Физика и военное дело | Механические, тепловые явления, давления твердых тел, жидкостей и газов | Математика, ОБЖ | «Физика 7-9 кл.» | Семинар | |
Физика в криминалистике | 6. ДНК человека в воде, волосах, роговице | Носитель информации о человеке ДНК | Биология, медицина, ОБЖ | Семинар | ||
Физические явления при движении автомобиля. ДВС. Безопасность участников движения и пешеходов | 7. Физика и автомобиль | Механические, тепловые явления | ОБЖ | «Физика 7-9 кл.» | Семинар | |
Физика в сельском хозяйстве. Использование законов физики в доильных аппаратах, гидравлические подъемники | 8. Физика в сельском хозяйстве | Механические явления. Давления твердых тел, газов и жидкостей | Биология | Семинар | ||
III. Физика и живая природа (5ч.) | Физика в живой природе, электрические рыбы, проявление законов механики и теплофизики в живой природе | 10. Физика и живая природа. | Электромагнитные явления | Биология | Семинар | |
Физика и погода. Прогноз погоды; значение для здоровья человека. Приборы для определения параметров погоды | 11. Физика и погода. Природные явления: цунами, тайфуны |
Тепловые и электромагнитные явления | География | Конференция | ||
IV. Физика в медицине (5ч.) | Современная диагностика. Кардиология и физика. Пульмонология | 13. Компьютерная диагностика, кардиолог. ЭКГ. Рентгеновские снимки | Электромагнитные явления .Проникающая способность | Химия, биология | Семинар | |
Глаз, дефекты зрения,очки | 16. Лазерная хирургия | Электромагнитные волны. Проникающая способность | Химия, биология | Конференция | ||
V. Физика и музыка (3ч.) | Музыкальные звуки и шумы | 18. Физика в музыке | Звуковые волны | Биология | Уроки опытов | |
Основные характеристики звука, благозвучие и диссонанс. Слух. | 19. Звук | Действие звука на организм человека | Биология | Уроки опытов | ||
Электромузыкальные инструменты. Компьютерная музыка | 20. Компьютерная музыка | Биологическое загрязнение среды | Биология | |||
VI. Физика в астрономии и космонавтике (6ч.) | Законы Кеплера | 21. Законы Кеплера | Астрофизика | Астрономия | «Открыта астрономия» | Конференция |
Система координат, источники энергии на земле | 22. Координаты звезд 23. Солнце источник энергии |
Астрофизика | Астрономия | |||
Жизнь и разум во Вселенной | 25. Источники энергии | Астрофизика | Астрономия | |||
Экология космоса | 26. Проблемы космического мусора | Механические явления | Астрономия | |||
VI I. Физика и экология (4ч.) | Охрана природы – глобальная проблема современности земли | 27. Земля наш общий дом | Тепловые явления | Биология | Семинар | |
Наш общий дом экологические проблемы и НТР | 28. Нужна ли физика домохозяйке | Электромагнетизм | ОБЖ | Практические занятия | ||
Антропогенное воздействие на природу. Экология жилища | 29. Стирка. Как это происходит? | Химия | ||||
VIII. Защита проектов (3ч.) |
Литература:
1. «Открытая астрономия. Версия 2,5». Автор
Наталья Гомулина, под редакцией Владимира
Сурдина; 2002.
2. «Открытая физика. 1.1» Под редакцией профессора
МФТИ С.М. Козела; 2002.
3. Левитан Е.П. Астрономия 11. – М.:
Просвещение, 2004
4. Левитан Е.П. Вселенная школьника XXI века –
М.: 5 за знания, 2007
5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Углубленное
изучение физики в 10-11 классах – М.: Просвещение,
2002
6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные
задания по физике в 10-11 классах – М.: Вербум – М,
2001
7. Макарова Т. «К проблеме космического
мусора». Журнал «Физика» 5/06, изд. «Первое
сентября», 2006