Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Статика";
- Углубить знания учащихся по данной теме;
- Показать значимость данной темы в повседневной жизни.
Задачи:
1. Образовательная:
- систематизировать знания по теме "Статика";
- применять полученные знания на уроках физики при решении задач, а также в повседневной жизни.
2. Развивающая:
- развивать способности учащихся анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие поступательного и вращательного движения;
- продолжить формирование обще интеллектуальных умений, обращая внимание на выражение мыслей;
- формирование умения работать с дополнительной литературой, интернетом и физическими приборами.
3. Воспитывающая:
- формирование интереса к предмету;
- развитие познавательной активности, любознательности;
- воспитание аккуратности, целеустремленности;
- формирование трудовых и учебных навыков;
- воспитание уважительного отношения к товарищам;
- умение работать самостоятельно.
Оборудование: компьютер с проектором, презентации, модель палиспаса.
Тип урока: урок-конференция (2ч)
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать значимость данной темы в повседневной жизни. Приложение №1
В течение всего урока вы будете анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие равновесия тел, поступательного и вращательного движения. Каждый из вас заполняет в течение урока лист - отчет (Приложение №2)
На уроках мы рассматривали различные примеры равновесия тела: равновесие рычага, равновесие тел, не имеющих осей вращения, равновесие тел, имеющих оси вращения. Где в жизни применимы такие ситуации? Зачем человеку центр тяжести, можно ли им управлять? И другие вопросы, связанные с равновесием тел.
1. Простейшие механизмы.
Уже в глубокой древности для подъема тяжестей человек стал применять простые механизмы: рычаг, ворот и наклонную плоскость. Позже к ним прибавились еще блок и винт. Эти несложные приспособления позволяли многократно увеличить мускульные усилия человека и справиться с такими тяжестями, которые при других обстоятельствах были бы совершенно неподъемными. Принцип действия простых механизмов хорошо известен.
Учащиеся:
Рычаг, блоки (Презентация №1)
Наклонная плоскость
Винт
Учитель: При всей своей примитивности простые механизмы многократно расширяли возможности древнего человека. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о 7 чудесах света
2. 7 чудес света
Учащийся:
7 чудес света
3. Равновесие тел, не имеющих оси вращения
Учитель: Где на практике, в быту применяются эти тела? Для чего они нужны человеку?
Учащиеся:
Кронштейны (Презентацияч №5)
Колонны
4. Равновесие тел, имеющих ось вращения
Учитель: К телам, имеющим ось вращения, относятся:
Многопролётная балка в статике - горизонтальная балка с более чем двумя опорами.
Консольная балка в статике - горизонтальная балка с одной опорой. Обычно она с одной стороны упирается на опору, а на другую сторону действует вертикальная нагрузка
Эти устройства используются в создании мостов.
Учащийся:
Мосты (Презентация №8)
5. Центр тяжести тел
Учитель: Докажите с помощью своих сообщений, что учитывать положение центра тяжести тела важно в различных ситуациях.
Равновесие человека (Презентация №9)
Равновесие в спорте
Равновесие скульптурных произведений (Презентация №11)
Падающие башни
6. Профессиональная подготовка
Учитель: Какие профессии предполагают знание вопросов, которые мы рассматривали сегодня на уроке?
Учащиеся:
- архитектора
- строителя
- конструктора
- дизайнера
- врача-ортопеда
- тренера
- скульптора
Учитель: Какую бы профессию выбрали вы?
К следующему занятию найдите учебные заведения, которые готовят этих специалистов.