Цель: создать условия для:
- обобщения, систематизации, углубления ЗУН по проблемам развития региона Зарубежная Европа;
- формирования у обучающихся комплексного представления о регионе Зарубежная Европа;
- формирования умения аргументировано выступать перед аудиторией;
- формирование навыков принятия решений в новой ситуации.
Знания:
- Уникальность региона Зарубежная Европа.
- Этапы хозяйственной деятельности и взаимодействия общества и природы в пределах региона Зарубежная Европа.
- Антропогенное воздействие на природу:
- загрязнение атмосферы,
- загрязнение биосферы,
- загрязнение гидросферы и т.д. - Экологические проблемы.
- Международная экономическая интеграция.
Умения:
- создавать географический образ региона;
- выявлять причины возникновения экологических проблем;
- формулировать уникальность региона Зарубежная Европа.
- объяснять экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.
- объяснять влияние экономической интеграции на перспективы развития региона.
Навыки:
- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природу в Зарубежной Европе;
- предлагать пути решения сложившихся проблем;
- аргументировано выступать перед аудиторией.
- прогнозировать социально-экономическое развитие отдельных стран в пределах определенного региона.
Оборудование:
- физическая карта мира,
- политическая карта мира,
- политическая карта Зарубежной Европы,
- комплексная карта региона Зарубежная Европа.
- таблицы, дидактические материалы, изготовленные учащимися.
Учебные пособия:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2007;
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, - Ч.1, 2, 2004.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005.
- Кузнецов А.П.Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 1999.
- Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 1997.
Для успешного проведения данного учебного занятия очень важным является подготовительный этап, который осуществляется на основе взаимодействия учителя и ученика:
- Формулировка темы урока.
- Формулировка учебных целей игры.
- Распределение ролей между участниками учебно-познавательной деятельности.
- Дается характеристика в целом игрового пространства.
- Определение временных границ игры.
- Подбор и изучение дополнительной литературы по теме.
- Подготовка и создание дидактических материалов для урока.
Основные понятия темы:
- Историко-географический регион.
- Географическая среда.
- Природные ресурсы.
- Природные условия.
- Портово-промышленный комплекс.
- Природно-ресурсный потенциал.
- Экологические проблемы.
- Антропогенное воздействие на окружающую среду.
- Мониторинг окружающей среды.
- «Ось развития».
- Европейский союз.
- Субурбанизация.
- Рекреационные ресурсы.
- Субрегионы Зарубежной Европы.
- Западноевропейский тип города.
Качественно новый результат урока:
- Активизация познавательного интереса к предмету.
- Развитие в формирующейся личности самостоятельной творческой деятельности.
- Формирование умений принимать нестандартные решения в незнакомой ситуации, предлагать пути решения различных проблем.
- Формирование культуры умственного труда.
- Организация познавательной деятельности будущих выпускников школы в целях познания навыков ораторского искусства на основе аргументированной монологической речи.
Как организуется учебная игра?
- Класс делится на группы.
- Назначаются консультанты.
- Создаётся игровое пространство:
а) список вопросов разного уровня сложности;
б) круг с номерами вопросов в зависимости от уровня сложности (зеленый цвет – базовый уровень, синий цвет – повышенный уровень, красный цвет – углублённый);
в) зачётные карточки учащихся;
г) дидактические материалы к уроку.
Технологическая карта урока – Приложение 4
Игра «Круг» (по принципу настольной игры)
Первый участник в группе бросает кубик, смотрит, какая цифра выпадет на кубике, затем отсчитывает на круге номер вопроса. Отсчёт ведётся от цифры «1» по часовой стрелке. Консультант зачитывает вопрос, и данный участник игры отвечает.
Заслушав ответ, консультант в зачетной карточке учащегося указывает № вопроса и количество баллов за ответ. Затем на круге данный номер вопроса закрывается жетоном.
Далее в игру вступает следующий участник, при этом отсчет на круге ведется, исключая закрытые жетонами вопросы.
Игра завершается, когда на круге будут закрыты все номера вопросов.
Подведение итогов учебной игры осуществляется в ходе подсчета суммы баллов каждого участника.
Примечание: если ответ на вопрос был неполный, то право дополнить предоставляется любому из участников игровой деятельности. Консультант дополнительные ответы также фиксирует в зачетной карточке
Зачётная карточка
Фамилия имя
Фронтальный опрос по основным понятиям темы | Тест-контроль по теме «Зарубежная Европа» | Кроссворд «Столицы стран Зарубежной Европы» | Игра «Круг» (работа в группах) | Рефлексия,участие в формулировке вывода | Сумма баллов | Итог |
Рейтинговая система контроля ЗУН:
Отметка | «3» | 50-64% |
«4» | 65-84% | |
«5» | 85-100% | |
Количество баллов | «3» | 15-19 баллов |
«4» | 20-24 баллов | |
«5» | 25-30 баллов | |
Итоговая сумма максимальная | 30 баллов |
Кроссворд "Столицы стран зарубежной Европы" – Приложение 7.
Вопросы и задания для итогового контроля по теме «Зарубежная Европа» – Приложение 1.
Рефлексия – Приложение 2.
Тест-контроль по теме «Зарубежная Европа» – Приложение 3.
Проект по теме: Европейский Союз – важнейшая интеграционная группировка мира – Приложение 5.
Рекреационные ресурсы зарубежной Европы – Приложение 6.