Урок окружающего мира "Что такое деньги?" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: Познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями.

Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.

Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

Ход урока

Повторение.

Карточка-кроссворд

Определите свою задачу.

Разгадайте кроссворд, работая в парах.

  1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров
  2. Распространенное природное богатство, твердое полезное ископаемое, используемое в строительстве, из особого его вида производят стекло.
  3. Продукт растениеводства, прядильная культура, из которой производят ткани.
  4. Отрасль экономики, отвечающая за добычу природных богатств, производство товаров.
  5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей.
  6. Отрасль сельского хозяйства, отвечающая за разведение домашних животных.

Актуализация.

Какое общее понятие объединяет кроссворд? (Экономика)

Вот как много вы уже знаете об экономике. Но сегодня нас интересует новое понятие, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.

Это понятие спрятано в кроссворде. Попробуйте его отыскать.

Слайд 1

  • ДЕНЬГИ.

Предположите, какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием?

  • – что такое деньги?
  • – как появились деньги?
  • – какими были первые деньги?

Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?

Каков же главный вопрос?

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ.

Это и есть тема урока.

Открытие нового знания.

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Каково их значение?

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.

Готовы?

Тогда отправляемся.

Слайд 2

Итак, мы попали в далекое прошлое.

  • Кто же это? (первобытные люди)

Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?

Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Слайд 3

Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.

Что же получалось в таком обществе?

Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.

  • Как же стали поступать люди?

Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.

  • Они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)

Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу – на барана.

Приведите свои примеры такого обмена.

Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

Как же выглядит и называется торговый обмен сегодня, вы найдете в учебнике.

Учебник

Стр. 68. Прочитайте.

  • БАРТЕР

Что это такое?

(Обмен одних товаров на другие)

Тетрадь

Стр. 38 № 1. Впишите определение в тетрадь.

Выгоден ли бартер сегодня? (да)

Выгоден ли он был в далекие времена?

Слайд 4

Да, но с обменом постоянно возникали проблемы. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась.

С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

Разве это справедливо?

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.

Что же придумали люди? (Деньги)

Не спешите, это еще не деньги, а товаро – деньги. Первые деньги не были похожи на современные. Что же стало деньгами?

Деньгами стали считать птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.

Удобны ли были такие деньги?

Слайд 5

Такие товаро-деньги были неудобны, и они уступили место “деньгам” другим, более удобным. Таким, как, например, ракушки морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах.

Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой)

В раковинах просверливались отверстия и нанизывались на шнурок, как бусы, по 40 раковин.

За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

Удобно?

Слайд 6

Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных.

  • Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

Слайд 7

На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок).

Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.

Что же получалось?

  • – РУБЛЬ

Слайд 8

При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках.

Что же появилось?

  • – КОПЕЙКА

Слайд 9

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

Удобными ли стали металлические деньги? (да)

Но и у них все же оказался важный недостаток.

Попробуйте его определить.

Они были тяжелы и занимали много места. Богатым купцам, торгующим в других далеких странах, было опасно и неудобно возить с собой такой груз.

Слайд 10

Что же изобрели люди? (Бумажные деньги – КУПЮРЫ)

Почему так много разных денег существует? (Каждая страна имеет свои монеты и бумажные купюры)

Тетрадь

Стр. 38 № 2. Рассмотрите денежные купюры.

Определите соответствие между купюрами и странами.

Практическая работа (в парах)

Конверты.

Откройте конверты.

Рассмотрите монету. (1 рубль)

К какой стране она принадлежит?

Как догадались?

Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования

План исследования.

  1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.
  2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
  3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
  4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
  5. Выполните задание № 3 в тетради на странице 39.

Подведем итог нашего исследования.

Что же вы можете рассказать еще о монете?

Итог.

Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?

Что такое деньги?

Учебник

Стр. 71. Сверим наши выводы – прочитаем научное определение денег

Тетрадь

Стр. 38 № 1. Внесите определение в наш научный журнал.

Что же нового вы узнали на уроке?

Что повторили?

С чем работали?

Какие открытия сделали?

Блиц-турнир.

  • Как называется плата за работу? Зарплата
  • Прямой обмен товаров одних на другие? Бартер
  • Часть гривны, которую отрубали? Рубль
  • Сторона монеты, на которой указан ее номинал, достоинство? Реверс
  • Лицевая сторона монеты с гербом? Аверс
  • Надпись на монете? Легенда
  • Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? Деньги
  • Деньги, которые откладывают на будущее? Сбережения
  • Какие денежные единицы знаете?

Знаете ли вы …

  • Что Иена – это денежная единица Японии.
  • Что ТЕНГЕ – это общее название ордынских денег на Руси.
  • Что менялой называли человека, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую.
  • Что фальшивомонетчик – это человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов.
  • Что национальная денежная единица в России появилась во времена царствования Ивана III.
  • Что первые бумажные деньги в России появились во времена царствования Екатерины II.
  • Что в Канаде в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег.
  • Что Китай – страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги.
  • Что коллекционирование монет называется нумизматика.
  • Что обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары, называется инфляция.
  • Что платежами называются денежные средства, которые необходимо уплатить за купленные товары, полученные услуги.
  • Что денежная единица какой-либо страны называется валюта.
  • Что товар – это продукт, предназначенный для обмена.
  • Что деньги – это средство платежа.
  • Что доход – это получение материальных средств за определенный промежуток времени.
  • Что расход – это затраты материальных и денежных средств в целях потребления.
  • Что бюджет в переводе с английского обозначает “денежная сумка”.
  • Что кредит – это предоставление в долг товаров или денег.
  • Что услуги – это деятельность людей, которую они выполняют для удовлетворения потребности других людей.
  • Что наука, о разумном ведении хозяйства называется экономика.

Домашнее задание.

Найдите материал о денежных единицах разных стран мира.

Презентация

Карточки

Кроссворд к уроку