Цели. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения; показать роль важнейших эпизодов произведения в раскрытие мотивов поступков героев и главной мысли. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события. Формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: урок-игра.
Ход урока
1.Организационный момент.
Перед началом состязаний класс делится на три команды. Учитель представляет членов жюри, задает вопросы командам и раздает каждой команде карточки с заданием.
2. Вступительная беседа.
Учитель: Великий русский писатель - Лев Николаевич Толстой написал 629 произведений для детей. Вспомните произведения Л.Н.Толстого.
Соедините стрелкой заглавие произведений с жанром.
“Лев и собачка” | сказка |
“Два брата” | |
“Лучше всех” | былина |
“Страшный зверь” | |
“Как боролся русский богатырь” | басня |
“Белка и волк” | |
“Лебеди” | рассказ |
У. К какому жанру относится произведение “Кавказский пленник”?
(это рассказ – быль)
3. Сообщение темы урока.
У. Давайте подумаем, каковы нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение?
В рассказе Кавказский пленник” даны описания героев (внешний вид, поведения, детали). Узнайте по описанию героев произведения.
В ходе конкурса ведущий последовательно, в два этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже рассказа Л.Н.Толстого. Задача команд - как можно быстрее угадать героя произведения. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, как поступила первоначальная информация, команда получает два балла. В случае, когда персонаж угадывается со второй попытки, на командный счет поступает один балл.
Задание команде №1
Этот герой:
- служил на Кавказе, “невелик ростом, а удал, имеет лошадь охотницкую (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)”
- “ на всякое рукоделье мастер был”. ( Жилин)
Задание команде №2
Этот герой:
- служил на Кавказе, офицер, “мужчина грузный, толстый”.
- “товарищ смирный”, “ он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют”. (Костылин)
Задание команде №3
Этот герой:
- подросток, худенький, лет тринадцати, глаза черные, светлый. Одет в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.
- “На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников”. (Дина).
У. “Л.Н.Толстой в рассказе показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия. Как в одинаковой ситуации ведут себя Жилин и Костылин?”
(Правильный ответ 2 балла)
Задание команды №1
Заполните структурную схему взаимоотношений Жилина с окружающими его людьми, которая поможет вам составить рассказ-характеристику главного героя
( Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).
Задание команды №2
Заполните структурную схему взаимодействия Костылина с окружающими его людьми, которая поможет вам составить рассказ-характеристику Костылину.
(Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).
Задание команды №3
Л.Н.Толстой показывает поведение и поступки своих героев в разных ситуациях. В ситуации побега Жилин преодолевает свои эгоистические мысли и не бросает товарища. О чем думал Жилин?
( “Он и в правду ослаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годиться”. “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел… Нет не пойду: не годиться товарища бросать”).
Сравнить с поведением Костылина в подобной ситуации.
( “А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидал татар - закатился, что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит”).
У. Какие черты характера, которых нет у Костылина, можно отметить у Жилина?
( Благородство, великодушие, чувство товарищества)
У. “В рассказе “Кавказский пленник” Л.Н.Толстой очень точно описал не только внешность человека, но и его внутренний мир. Составьте рассказ о героях этого произведения и выразите свое отношение к ним”.
Полный последовательный ответ оценивается - 3 балла
1 команда.
План рассказа “ Мое отношение к Дине”.
1.Первая встреча Жилина и девочки.
2.Почему Дина помогала Жилину?
3.Мое отношение к Дине.
2 команда.
План рассказа “Что я думаю о Костылине”.
1.Плен.
2.Поведение Костылина в плену.
3.Мое отношение к Костылину.
3 команда.
План рассказа “Жилин в моем представлении”.
1.Кто такой Жилин.
2.Покорился ли в плену Жилин своей судьбе?
3.Можно ли сказать о Жилине, что он - человек чести?
4.Обобщение.
Прежде всего, сопоставим двух героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин – сильный, волевой человек. Он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор.
Костылин – беспомощный, слабый физически и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только в татарском плену, Но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего.
5. Рефлексия деятельности.
- Чему учит рассказ?
- Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
- Прочитайте пословицы и отметьте те, которые соответствуют главной мысли рассказа
“Кавказский пленник”.
Задание команды №1
1.Друзья познаются в беде.
2.Человек без друзей, что дерево без корней.
3.Из огня да в полымя.
Задание команды №2
1.Чужбина-калина, родина-малина.
2.Лучше пропасть, чем терпеть напасть.
3.Не зная броду, не суйся в воду.
Задание команды №3
1.Сиди у моря - жди погоды.
2.Мир не без добрых людей.
3.Маленькое дело лучше большого безделья.
У. Отметьте плюсом те нравственные качества личности, которые, как вы считаете, нужны учащемуся лицея (любовь к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе, труду)
Жюри подводит итоги игры.
Кроссворд “По страницам рассказа”
Задание для команды №1
- Стеганная верхняя мужская одежда у кавказских народов.
- Название дома у татар.
- Высокие деревья в ауле.
- Служитель мечети.
- Название мечети (храма) у мусульман.
- Кличка собаки.
(Бешмет, сакля, чинара, мулла, аул, Уляшин)
Задание для команды №2
- Татарский напиток.
- Восточный платан: Дерево, похожее листьями на клен.
- Имя отца Дины.
- Название дома татар.
- Кличка собаки.
- Название поселения татар.
(Буза, чинара, Абдул, сакля, Уляшин, аул)
Задание для команды №3
- Высокие деревья в ауле.
- Место событий.
- Татарин, который выкупил Жилина.
- Девочка- “спасительница” Жилина.
- Народность, говорящая на языке, близком татарскому.
- Название деревни у татар.
(Чинара, Кавказ, Абдул, Дина, нагаец, аул)